Лабораторная работа "Ознакомление с сухими и сочными плодами на примере растений Омской области" в рамках парацентрической технологии

Разделы: Биология


Пояснительная записка

Современный урок – неотъемлемая часть всей жизнедеятельности школьников, так как именно на уроке ученик больше всего познает, на уроке происходит его воспитание, развитие, раскрывается его индивидуальность, складываются интересы, формируется личность, изменяется роль и функция учителя и ученика на уроке.

На современном уроке учитель выступает организатором учебной деятельности школьников, помогает определить цель деятельности, пути и способы ее достижения, дает задания, консультирует. Главное на таком уроке – самостоятельная деятельность, решение учебных задач, учебных проблем, построенных на содержании учебного материала.

Примечание: Парацентрическая технология предусматривает оценивание знаний и умений учащихся только в конце изучения темы, т.е. (итоговый контроль), что снижает интерес в ходе изучения и освоения каждого средства обучения, а также не отражает реальной картины пробелов в знаниях учащихся, предлагаю оценивать учащихся по каждому средству обучения. Таким образом, за два урока каждый учащийся получает четыре оценки: три оценки за выполнение работ по средствам обучения и одну оценки за итоговую работу.

“Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум, и наши нравы”.
М. Монтень

Цель работы:

1.Обеспечить формирование знаний у учащихся о сухих и сочных плодах на примере растений Омской области, используя как метод обучения – лабораторную работу.

2.Формировать умение классифицировать плоды по признакам.

ООУН:

1. Умение применять ранее полученные знания при изучении нового материала.

2. Умение работать с понятиями и рисунками учебника при изучении нового материала и итоговом закреплении.

3. Умение работать с лабораторным оборудованием и лабораторными объектами.

Технологическая карта двух уроков по теме “Плоды”

Тема урока ОУУН Тип и методы урока Обратная связь Средства обучения
1, 2 Плоды 1-3 Рассказ-беседа

Изучения и совершенствования ЗУНИ

Отвечают на вопросы

Выбор информационного листа со С.О., работа со С.О.

С.О.1. (обязательное) Лабораторная работа “Ознакомление с сухими и сочными плодами на примере растений Омской области”

С.О.2. Кроссворд “Способы распространения плодов и семян”

С.О.3. Загадки о плодах.

С.О.4. Лишняя картинка

С.О.5. Таблица “Способы распространения плодов”

2 Плоды 1-3 И.К., обобщение и систематизация, контроль и коррекция Выполняют проверочную работу или тест Проверочная работа, тест

Используемые символы.

  • ОУУН – общеучебные умения и навыки
  • С.О. – средства обучения
  • М.И. – методические инструкции
  • О.В. – организационный ввод
  • И.К. – итоговый контроль

Что нужно вспомнить.

1. Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения.

2. Главные части цветка – пестик и тычинка.

3. Каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник располагается на тычиночной нити.

4. Пестик имеет рыльце, столбик и завязь.

5. В завязи находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.

6. Строение семени.

Оборудование.

1. Гербарии, сухие плоды растений (пастушья сумка, горох огородный, пшеница, подсолнечник);

2.Мороженые плоды вишни и томата;

3.Соленые огурцы;

4. Натуральные плоды – яблоко;

5. Чашки Петри.

Презентация.

Структура урока по теме “Плоды”.

1. Мотивация.

Большинство с/х растений человек выращивает ради их плодов или семян, которые употребляются в пищу: яблоки, груши, малина, земляника, огурцы и помидоры. Все плоды разные, и чтобы облегчить изучение плодов, человек придумал их классификацию. Сегодня мы и займемся изучением классификации, ведь знание о плодах помогут нам в дальнейшем более подробно познакомиться с систематикой растений.

2. Актуализация знаний учащихся.

1. Из какой части цветка образуется плод?

2. Для чего нужны плоды растениям?

3. Какое строение имеют семена однодольных и двудольных растений?

3. Объяснение нового материала.

1. Изучение строения плодов с использованием таблицы “Плоды”.

Околоплодник – разросшиеся стенки завязи, но часто в образовании околоплодника участвуют и другие части цветка (основания тычинок, лепестки, чашелистики, цветоложе).

Вопрос: - Из чего образуются семена?

Ответ: - Семена развиваются из семязачатков, находящихся в завязи пестика.

В строении плодов выделяются три слоя:

1. Наружный слой плода может быть кожистый (апельсин) или деревянистый (огурец).

2. Средний - сочный (у сочных плодов).

3. Внутренний – семена.

2. Изучение классификации плодов с использованием рисунков учебника 105, 107, 108, 110, 110; гербарных экземпляров растений Омской области, мороженных томатов и вишни, с последующим составлением схемы и записью ее в тетрадь. (примеры в схеме могут быть дополнены учащимися)

Околоплодник может быть сочным (можно выжать сок) и сухим (демонстрация семени подсолнечника и плода томата).

Внутри плода может быть одно семя – односемянные плоды (демонстрация плодов вишни) и много семян – многосемянные плоды (демонстрация плодов томата).

 

3. Изучение плодов по способам распространения.

Составление схемы по рисункам учебника 112-113 с последующей записью в тетрадь.

07.jpg (34311 bytes)

 

 

 10.jpg (37842 bytes)

 Информационный лист учащегося

С.О.

Вид средства обучения (С.О.) Содержание средств обучения (С.О.) и методических инструкций (М.И.)
С.О.1

 

 

 

С.О.2

Лабораторная работа “Ознакомление с сухими и сочными плодами на примере растений Омской области”

 

 

Кроссворд “Способы распространения плодов и семян”

Выучи схему в тетради “Типы плодов”. Прочти §30 учебника “Биология”, 6 кл. Пасечник В.В. Рассмотри рисунки 107, 108, 110, 111 параграф 30 учебника “Биология”, 6 кл., Пасечник В.В. Заполни таблицу “Типы плодов”.

Выучи схему в тетради “Способы распространения плодов”. Прочти параграф 31 учебника “Биология”, 6 кл., Пасечник В.В. и рассмотри рисунки 112-113. Выпиши в кроссворд слова, обозначающие способы распространения плодов и семян, чтобы буква “О” у них была общая

С.О.3

 

С.О.4

 

С.О.5

Загадки о плодах

 

Лишняя картинка

 

Таблица “Способы распространения плодов”

Выучи схему в тетради “Типы плодов”. Прочти параграф 30 учебника “Биология”, 6 кл., Пасечник В.В. Отгадай загадки, указав тип плода.

Выучи схему в тетради “Типы плодов”. Прочти параграф 30 учебника “Биология”, 6 кл., Пасечник В.В. Найди лишнюю картинку из 4 предложенных. Почему она лишняя?

Выучи схему в тетради “Способы распространения плодов”. Прочти параграф 31 учебника “Биология”, 6 кл., Пасечник В.В. Заполни 1и 3 столбики таблицы.

С. О. 1 Лабораторная работа “Ознакомление с сухими и сочными плодами на примере растений Омской области”

Цель: обеспечить формирование знаний и умений учащихся о сухих и сочных плодах односемянных и многосемянных на примере растений Омской области.

Ход работы

Рассмотрите гербарные экземпляры (фасоль, пшеница, пастушья сумка), замороженные плоды томата и вишни, соленые плоды огурцов.

Разделите плоды на две группы (сочные и сухие).

Рассмотрите строение плодов. Сколько у них семян? Пользуясь схемой “Типы плодов” и рисунками учебника 107, 108, 110, 111 параграф 30, найдите названия плодов. Ответ запишите в таблицу.

Типы плодов

Названия растений Плод сухой или сочный Количество семян Тип плода
1. Фасоль

2. Пшеница

3. Томат

4. Пастушья сумка

5. Огурец

6. Яблоня

7. Вишня

     

Методические рекомендации для учителя к подготовке плодов для лабораторной работы

  1. Огурцы лучше брать крупные (хорошо видны семена) и соленые (лучше сохраняют форму). Томаты же лучше брать мороженые.
  2. Яблоки брать от яблонь зимних сортов. Очень хорошо сохраняются в прохладном месте, обернутые в бумажные салфетки и присыпанные древесной стружкой плоды “Пепина шафранного”.
  3. Плоды вишни можно использовать как мороженные, так и из компота.

С.О.2 Кроссворд “Способы распространения плодов и семян”

С.О. 3 Загадки о плодах

Дом без окон и дверей, как зеленый сундучок,
В нем шесть кругленьких детей, называется… (Стручок)

Одноусый дед в соломину одет.
(Зерновка овса)

Стоит дуб, полон круп, пятачком прикрыт.
(Коробочка мака)

Доброе ядро заключено в слабую скорлупу.
(Орех лещины)

Берега зеленые, вода красная, рыбки черные.
(Арбуз, плод ягода)

С. О.4 Лишняя картинка

Найдите лишнюю картинку из четырех. Почему она лишняя?

 

С. О. 5 Таблица

Заполни первый и третий столбик таблицы.

Способ распространения плодов и семян Название растения Приспособления к распространению
  1. Одуванчик  
  2. Лопух  
  3. Вишня  
  4. Клен  
  5. Ольха  

Материал для итогового контроля

Проверочная работа по теме “Плоды. Распространение плодов и семян в природе”.

1. Допишите предложение.

Часть плода, внутри которого находятся семена, называют__________, который бывает_______или______.

2. Рассмотрите рисунок и напишите названия плодов.

3. Напишите, как называются плоды перечисленных растений Омской области, а также укажите сочные они или сухие, односемянные или многосемянные.

  1. Рябина - _________________.
  2. Кабачок - ________________.
  3. Смородина - ______________.
  4. Кукуруза -________________.
  5. Горох - __________________.

4. Допишите предложение:

Семена в плодах капусты располагаются на ____________, а семена в плодах гороха на _____________.

У плода томата наружный слой кожистый, а внутренний, в котором находятся семена ____________.

5. Рассмотрите рисунок и напишите названия растений и способы распространения их плодов:

Тест “Плоды и семена, их распространение”

Среди перечисленных плодов выбери плод-ягоду:

А) Вишня;

Б) Слива;

В) Крыжовник.

2. У какого из перечисленных растений плод – костянка:

А) Томат;

Б) Черемуха;

В) Смородина.

3. У какого из растений семена расположены на перегородке плода:

А) У фасоли;

Б) У гороха;

В) У капусты.

4. Плоды какого из растений распространяются ветром:

А) Клена;

Б) Фасоли;

В) Лопуха.

5. Какое из растений распространяется животными:

А) Томат;

Б) Рябина;

В) Клен.

Ответы:

1 2 3 4 5
         

Список используемой литературы.

  1. В.И. Кузнецова “Уроки ботаники” (пособие для учителя) – М.; “Просвещение”, 1985г.
  2. П. Рейвн, Р.Эверт, С. Айххорн “Современная ботаника” - М.; “Мир”, 1990г.
  3. Г.И. Лернер “Ботаника 6-7 кл.” (тесты, задания, контрольные работы) – М.; Аквариум, 1998г.
  4. В. Рохлов, А. Теремов, Р. Петросова. “Занимательная ботаника” - М.; “АСТ – ПРЕСС”, 1999г.
  5. В.В. Пасечник, Т.А. Снисоренко “Рабочая тетрадь” (к учебнику Пасечника В.В. “Биология 6 кл.”) - М.; Дрофа, 2000г.
  6. Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник “Тематическое и поурочное планирование” (к учебнику Пасечника В.В. “Биология 6 кл.”) - М.; Дрофа, 2000г.
  7. В.В. Пасечник “Биология 6 кл.” (учебник) – М.; “Дрофа”, 2000г.
  8. И.В. Душинина; В.Б. Пятунин; Методика и технология обучения географии в школе (учебное пособие) – М.; АСТ “Астрель”, 2002г.
  9. Э.Ф. Илларионов “Поурочные разработки по биологии 6 (7) кл.” - М.; “ВАКО”, 2003г.
  10. Н.И. Сонин “Биология 6 кл.” (пособие для учителя, лучшие нестандартные уроки) –М.; АЙРИС ПРЕСС, 2004г.
  11. А.И. Никишов, “Тетрадь для оценки качества знаний по биологии” (к учебнику Пасечника В.В. “Биология 6 кл.”) – М.; Дрофа, 2005г.
  12. Н.Ф. Дик “Как стать лучшим учителем” - Ростов-на-Дону, Феникс,2006г.
  13. Интернет-сайт: http://temref.narod.ru/botany/47htme и 50htme.