Система работы учителя математики по подготовке к ЕГЭ. Проект "ЕГЭ – без проблем!"

Разделы: Математика


В одном из древних описаний рассказывается о том, что царь Птолемей однажды спросил Евклида, нет ли в геометрии более короткого и лёгкого пути, чем его книги, на что тот ответил, что в геометрии нет царских путей.

Немного перефразировав Евклида, скажу, что в математике нет царских путей. Математика - высокая винтовая лестница. Чтобы взобраться по ней к вершинам знаний, надо пройти каждую ступеньку, от первой до последней. Прежде чем достичь вершины, мне вместе с моими учениками нужно пройти долгий путь познания.

Участники проекта - учащиеся 10 - 11 класса

Цель проекта: использование информационных технологий в учебном процессе с целью повышения качества знаний, умений и навыков учащихся.

Задачи проекта:

  • повысить уровень познавательных способностей учащихся через использование ИКТ;
  • повысить интерес и мотивацию учеников к изучению математики;
  • развивать навыки самостоятельной деятельности учащихся;
  • разработать методику и структуру интерактивного курса для подготовки учащихся к ЕГЭ;
  • экспериментально проверить результативность разработанной методики.

Ресурсы: кабинет математики, Интернет, мультимедийный проектор, программы-тренажёры, электронные пособия.

Сроки: 2009 - 2011 гг.

Прогнозируемые результаты.

В соответствии с поставленной целью, ИКТ должны помочь ученику помочь ученику получить более качественные знания, которые необходимы для успешной сдачи Единого Государственного Экзамена.

Идея опыта заключается:

  • в адаптации содержания образования к современным социально-экономическим условиям жизни;
  • в развитии творческих способностей и самостоятельной активности учащихся;
  • в сочетании лекций, самостоятельной работы за компьютером, поиска информации в Глобальной сети, практикумов с широкой организацией диалогического обучения;
  • в многоуровневом контроле обученности учащихся.

Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся. Решить эту проблему старыми методами невозможно. Всё это побудило меня к разработке своей системы обучения, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их творческих способностей посредством новых информационных технологий.

Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений - анализа и структурирования получаемой информации. При этом следует обратить внимание, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные технологии с методами поисковой и творческой деятельности.

Конечно, идеальный вариант к которому стремится каждый учитель - самостоятельная учебная работа ребёнка в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы, обучающие, тренировочные и проверочные работы в системе Интернет.

Что я считаю самым важным при подготовке к ЕГЭ?

Вычислительные навыки. Пользоваться калькулятором не рекомендую, объясняя его вред. Показываю ребятам некоторые способы быстрого умножения чисел, возведения в степень и др.

Обязательное знание правил и формул. Для этого после изучения теоретических вопросов темы, даю на 5 - 7 минут математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры не её применение.

Постоянное совершенствование учебных навыков с использованием компьютерной программы "Репетитор", в которую включён необходимый теоретический материал, образцы решения заданий, задания для самостоятельного решения с ответами и комментариями.

Проверка знаний и умений учащихся. Выполнение тренировочных и диагностических работ, представленных в сети Интернет.

Подготовка к выпускному экзамену в форме ЕГЭ началась в 10 классе. В кабинете математики собраны образцы демоверсий экзаменационных работ, диагностические работы за предшествующие годы, литература для подготовки к ЕГЭ. При анализе демоверсии учащиеся находят знакомые им задания, математические термины. Проводят классификацию заданий по признаку "изучали", "не изучали". Так родилась мысль о работе над проектом "ЕГЭ - без проблем!"

Ключевым моментом по подготовке к ЕГЭ считаю ведение "Тематических тетрадей" по темам в соответствии с "Кодификатором элементов содержания по математике для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2011 года". Таким образом, к концу 1 полугодия у одиннадцатиклассников имеется полный комплект материалов по основным темам программы. Такой приём позволяет иметь всю информацию в одном месте и вместе с тем даёт возможность быстро находить нужный раздел. При проведении уроков обобщающего повторения и практикума по подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ "Тематические тетради" стали незаменимыми помощниками. Ученики быстро и правильно определяют тематику заданий Кимов, верно, выбирают способ действий. К концу учебного года тетради заметно увеличиваются в объёме от множества разнообразных заданий, собранных в них.

У каждого учащегося имеются рабочие тетради под редакцией А.Л.Семёнова и И.В.Ященко(В1, В2, В3, В4, В5, В6, В7, В8, В9, В10, В11, В12). В сентябре в этих тетрадях одиннадцатиклассники выполняют диагностическую работу. Затем, в течение учебного года, тренировочные работы. В мае последняя диагностическая работа проверяет уровень усвоения материала по данной теме.

Каждый учащийся имеет портфолио "Мониторинг подготовки к ЕГЭ по математике". Заполняется оно учителем совместно с учеником. Наряду с самостоятельными и зачётными работами, результатами успеваемости по предмету, в портфолио имеются диагностические карты подготовки к итоговой аттестации, а также ведётся диагностика успешности учащегося. (см. приложение 1)

Среди источников информации следует отметить сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме он-лайн. (см. приложение 2)

Открытый банк заданий ЕГЭ по математике (http://mathege.ru).

Большую часть материала по видам заданий учащиеся смогли почерпнуть из Открытого банка заданий ЕГЭ по математике. Здесь есть каталог по заданиям, по содержанию, по умениям. На страницах этого сайта можно не только взять ту или иную информацию по интересующей теме, но и выполнить тренировочные и диагностические работы в режиме on-line. Учащиеся моего 11 класса стали постоянными участниками этого проекта. Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе, независимо от объёма работы и скорости её выполнения остальными.

Образовательные ресурсы Интернета - Математика(http://www.alleng.ru )

Страницы сайта: "К уроку математики", "Решение задач по математике", "Экзамен по математике", "Математика абитуриентам", "Формулы по математике", "Учебники, справочники, пособия".

В разделе ЕГЭ-2010 - математика размещены демоверсии ЕГЭ 2010 и прошлых лет, материалы и тесты для подготовки к сдаче ЕГЭ по математике, варианты выпускных экзаменов по математике прошлых лет с ответами и решениями. Также учащиеся 11 класса могут скачать любые учебные пособия для подготовки к ЕГЭ.

Онлайн-школа "Учительской газеты" (http://school.ug.ru/)

Учащиеся 11 класса МОУ СОШ № 6 проходят подготовительный курс к сдаче ЕГЭ по математике в онлайн-школе "Учительской газеты". Всего 10 занятий. Окончание 25 мая. Подготовка к ЕГЭ в данной школе - не экзамен. Здесь можно не бояться сделать ошибку. Учащимся нравится, что никто не видит их ошибок, кроме них самих, что они самостоятельно находят свои ошибки. Когда ученик находит ошибки в своей работе без посторонней помощи, он лучше усваивает необходимые способы решения заданий. У каждого есть возможность укрепить свои знания, разобраться в сложностях и преодолеть их!

Всё это позволяет в значительной степени устранить одну из важных причин отрицательного отношения к учёбе - неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь или полностью объясняется решение.

Очевидными положительными моментами этой работы считаю то, что ребята не только восстанавливают пробелы в знаниях, но учатся извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, собирать материал по заданной теме, создавать базы заданий, проверяют уровень своей подготовки к экзамену.

Итак, работая над проектом " ЕГЭ - без проблем!" приходим к выводу: для того чтобы ученику успешно сдать государственный экзамен, необходима систематическая подготовка. Моя основная задача - систематизировать и углубить знания учащихся по математике за курс средней школы.

В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий ещё за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников.