Цели:
- Развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Расширить представления детей о способах измерения длины, формировать у учащихся навыки практического применения полученных знаний.
- Формировать у детей интерес к изучению математики, познанию окружающего мира.
I. Оргмомент.
Великий русский ученый М.В. Ломоносов писал, что " математику уже зачем учить надо, что она ум в порядок приводит".
- Как вы понимаете эти слова? (:)
- Где в вашей жизни может пригодиться математика? (:)
II. Постановка темы, целей урока.
Действительно, математика окружает нас повсюду. Даже в мультфильмах. Посмотрите отрывок из мультфильма. (Дети просматривают отрывок (начало) из мультфильма "38 попугаев. Как измерить удава")
- О чем задумался удав? (как измерить рост)
- Что нам нужно вспомнить, повторить, чтобы измерить рост удава?
- Какая будет тема урока? (Единицы измерения длины)
- Какие поставим цели на урок? (:)
III. Актуализация знаний.
- Выберите среди предложенных единиц только единицы измерения длины. (На доске карточки)
кг ц м т км га дм г мг см мм
(Дети убирают лишние карточки, на доске остаются только карточки с обозначением единиц длины)
- Какая единица измерения самая маленькая? Самая большая?
- Расположите единицы измерения длины в порядке возрастания.
(мм см дм м км)
Расположите в порядке возрастания следующие числа:
6см 1мм 604мм 6дм 4см 1м 64см 1кг 604г
(Дети записывают числа в тетрадь, замечают, что число 1кг 604 г "лишнее")
- Что среди окружающих нас предметов может быть такой длины?
(Например, 6см 1мм - длина карандаша, кусочка мела :)
Какой единицей можно воспользоваться, чтобы измерить:
а) расстояние от Савино до Карагая?
б) высоту нашей школы?
в) толщину книги?
г) длину забота вокруг школы?
д) длину удава?
- Где можно узнать о длине удава? (Посмотреть в энциклопедии)
(Те дети, которые заинтересуются, какой может быть длина удава, могут посмотреть в энциклопедии)
- От чего зависит выбор единиц измерения? (Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя делают вывод)
Физкультминутка
IV. Работа над темой урока.
1. Упражнение в переводе единиц измерения из одной в другую.
-Помните, как измерили рост удава герои мультфильма? (Просмотр окончания мультфильма "38 попугаев")
- Чему оказался равен рост удава? (Рост удава = 38 попугаев = 5 мартышек = 2 слоненка)
- Почему попугаев получилось больше? (:)
- Чтобы узнать в действительности размер этих животных - героев мультфильма - я обратилась к энциклопедиям. Вот что я узнала. Рост животных может быть таким:
- Удав: 4м 5дм (длина)
- Попугай: 233 мм (длина туловища)
- Мартышка: 5дм 2см (длина туловища)
- Слоненок: 900мм (высота) (Эти данные появляются на доске)
(Организация работы в группе)
Задание для работы в группе:
1) Узнайте, во сколько раз высота слоненка меньше длины удава.
2) Сами составьте задачи, используя данные о размерах животных.
(После работы в группах учащиеся предлагают другим детям составленные ими задачи для решения)
2. О значении измерений в жизни.
- Приведите примеры, где в жизни мы имеем дело с единицами измерения длины. (:)
Конечно, нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений. Уже в глубокой древности люди измеряли. Только единицы измерения были другие.
3. Работа с текстом "Старинные меры длины".
- Прочитайте текст о том, как измеряли в старину. Возьмите в руку ручку. Если в тексте встретите знакомую вам информацию, поставьте знак +. Если узнаете что-то новое - знак -. Если что-то надо уточнить - знак !
(Самостоятельная работа детей с текстом)
Текст.
Для того чтобы произвести измерение, издавна люди использовали свои части тела: руки, пальцы, ступни ног.
На Руси для измерения длины часто использовали локоть. Локоть - это расстояние от конца среднего пальца до согнутого локтя. Пользовались и пядью.
В земельных работах использовали сажени. Их было несколько. Маховая сажень - расстояние между кончиками пальцев раскинутых рук. Косая сажень - расстояние от подошвы ноги до конца большого пальца вытянутой вверх противоположной руки.
- Что из того, что прочитали, вы уже знали ранее? (:)
- Что узнали из текста новое? (:)
- Что вам надо уточнить, чтобы стало понятно? (:)
- О каких старинных мерах измерения узнали?
Физкультминутка.
- С помощью своих частей тела покажите локоть, пядь, маховую сажень, косую сажень.
- Какую меру затруднились показать? (пядь)
- Где можно узнать, что это за мера? (В словарях, от взрослых,:)
(дети работают со справочной литературой или спрашивают у взрослых)
- Так что такое пядь? (:)
4. - В ряду современных единиц измерения определите место для старинных мер.
(В ряду современных единиц измерения появляются старинные единицы измерения длины)
- Что можно сейчас измерить старинными мерами?
5. Практическая работа. (Работа в группах)
- Измерить длину нити в локтях.
- Какой длины нить? (:)
- Я тоже произвела измерения. У меня получилось...
- Почему числа получились разные? (:)
- Как вы считаете, удобно ли пользоваться локтем при измерениях? (:)
- Измерьте длину стола крышки пядью.
- Чему равна длина стола? (:)
(С помощью вопросов учителя учащиеся формулируют вывод)
- Когда можем мы воспользоваться старинными мерами?
V. Подведение итогов урока.
- О каких мерах измерения длины вспомнили? О каких узнали?
- Какие цели ставили на урок?
- Удалось ли нам достичь поставленной цели?
- С каким настроением заканчиваем урок? Почему? (:)
VI. Оценки за урок. Самооценки.
- Кому сегодня можно сказать спасибо? За что? (:)
VII. Домашнее задание. (На выбор)
- Выполнить упражнение из учебника (Тренировка в умении выполнять действия с именованными числами)
- Выбрать карточку и решить задание на карточке (Задачи про героев мультфильма "38 попугаев")
- Самим составить задачи о героях мультфильма с использованием единиц измерения длины.