Цель урока: Показать разные приёмы работы над развитием гармонического слуха.
Задачи:
- Знать основные закономерности гармонического языка;
- Знать теоретические правила построения аккордов;
- Владеть навыком грамотной записи аккордов;
- Уметь осуществлять гармонический анализ нотного текста;
- Владеть навыками жанрового варьирования;
- Владеть навыками трёхголосного пения;
- Владеть начальными навыками вокальной импровизации;
- Владеть навыками слухового анализа.
Оборудование: Фортепиано; доска с магнитами.
Наглядные пособия: Цветные карточки с изображением Короля, Королевы, Принцессы и придворных.
Раздаточный материал:
- Карточки с обозначениями аккордов (Т53, Т6, Т64;
- S53, S6, S64; D53, D6, D64) количество комплектов по количеству учащихся;
- Карточки - ноты;
- Альбомные листы форматом А3 с изображением нотного стана и скрипичного ключа по количеству учащихся;
- Листы со стихами каждому учащемуся.
- Нотный материал:
- "Школа игры на фортепиано" 4 класс ДМШ. (Под общей ред. Николаева А.Н.)
План урока.
- Организационный момент.
- Беседа о гармонии.
- Интонационная настройка в Ре мажоре.
- Повторение основных закономерностей гармонического языка, определение "краски" аккордов.
- Гармонический анализ нотного текста.
- Игра аккордовой цепочки в другом жанре - в жанре польки.
- Слуховая работа - запись аккордовой цепочки на слух.
- Пение трёхголосной последовательности.
- Вокальная импровизация на аккордовую цепочку.
- Домашнее задание - сочинение мелодии на данную аккордовую последовательность в разных жанрах: полька, вальс, марш.
Ход урока
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие. В огромной стране Музыки есть большое Королевство Гармонии. Интересно, кто живёт в этом королевстве? Давайте вспомним, что такое гармония?
Ученики:
- Это аккорды, последовательность аккордов, цепочки аккордов.
Учитель:
- А что такое аккорд?
Ученики:
- Аккорд - это сочетание трёх и более звуков.
Учитель:
- Ребята, а какие вы знаете аккорды?
Ученики:
- Трезвучие, квартсекстаккорд, септаккорд, секундаккорд:
Учитель:
- Королевство Гармонии большое, сегодня мы перенесёмся в Замок Трёхзвучных аккордов. Вспомните, какие вы знаете аккорды из трёх звуков?
Ученики:
- Трезвучие, секстаккорд и квартсекстаккорд.
Учитель:
- Открываем тяжёлую дверь замка и сразу видим объявление: "Сегодня в Замке Трёхзвучных аккордов объявляется день Ре мажора".
- Итак, настраиваемся, поём главные трезвучия в Ре мажоре.
Ребята поют, учитель прикрепляет на доске цветные карточки с изображениями Короля, Королевы и Принцессы.
Учитель:
- Итак, Тоническое трезвучие - это Король, он правитель, он сильный, уверенный, самый главный. Доминантовое трезвучие - Королева, она подчиняется только Королю. Субдоминантовое трезвучие - Принцесса, она подчиняется и королю и королеве. А теперь поём трезвучия побочных ступеней и сразу определяем "краску" трезвучий.
Ученики поют и определяют "краску": II53 - минорное, III53 - минорное, VI53 - минорное, VII53 - уменьшенное.
Учитель на доске прикрепляет цветные карточки с изображением разных придворных - паж, фрейлина, визирь и т.д. Вместе с детьми подбирают карточки для трезвучий II, III, VI, VII ступеней.
Учитель:
- Всё королевство в сборе. Однако, можно использовать трезвучия не только в основном виде, но и в виде секстаккордов и квартсекстаккордов. Надо помнить, что сочетать аккорды нужно в определённом порядке: соблюдать плавное голосоведение и исключить ход
D - S [2]. Повторим, что такое плавное голосоведение?
Ученики:
- Общие звуки аккордов остаются на месте.
- Трезвучия применяются в обращённом виде.
Учитель:
- А теперь посмотрим, в каком порядке выстроились перед нами Король, Королева и придворные замка Трёхзвучных аккордов. Гармонический анализ - определение аккордов второй половины периода в Сонатине Ре мажор, композитор Плейель.[1]
Ученик играет.
Учитель:
- По нотной записи подписываем каждый аккорд, находим кадансовый оборот.
Ученики выполняют задание.
Учитель:
- Где используется каданс, из каких аккордов он состоит?
Ученики:
- Последовательность из главных трезвучий образует кадансовый оборот или каданс.
- Каданс используется для завершения всего музыкального произведения, его частей или отдельного периода. Он создаёт ощущение завершённости.[2]
- Каданс состоит из T-S-D-T или T-S-T-D-T.
Учитель вместе с ребятами проверяют правильность выполнения гармонического анализа.
Учитель:
- Следующее задание: сыграть эту аккордовую последовательность в жанре польки.
Ученик играет подписанную цепочку аккордов в жанре польки.
Учитель:
- А сейчас слуховая работа. Записать по слуху аккордовую цепочку в Ре мажоре.
Учитель играет аккордовую последовательность
Т53 - D6 - VI53 - III6 - S53 - К64 - D6 - T53 [3]
Учитель:
- Записываем бас и обозначения аккордов. Расшифровываем, расписываем нотами и поём по голосам, затем поём трёхголосие.
Ученики записывают по слуху аккордовую последовательность.
Поют по голосам по очереди: нижний, средний, верхний. Затем поют "змейкой": первый аккорд - снизу вверх, второй - сверху вниз и т.д. Затем распределяются по голосам и поют трёхголосно.
Учитель:
- Следующее задание: сыграть эту последовательность аккордов в жанре вальса, а мы попробуем сочинить на неё мелодию. Перед вами стихотворение, мысленно, про себя, внутренним слухом напойте мелодию на данную аккордовую последовательность.
Один ученик играет, остальные неслышно поют - про себя.
Стихи
То вверх, то вниз, где воздух чист,
Слетает желтый лист.
В старинном замке, при свечах,
Играет пианист. [3]
Учитель:
- Кто хотел бы показать, что получилось?
Один ученик играет, другой поёт.
Учитель:
- На этой интересной вокальной импровизации мы попрощаемся с Королевством Гармонии. Домашнее задание: на аккордовую последовательность сочинить инструментальную мелодию в разных жанрах: полька, вальс, марш.
Всем спасибо. До свидания.
Литература.
- Николаев А.Н. Школа игры на фортепиано. Москва: изд-во "Музыка", 2002.
- Тюлин Ю.Н., Привано Н.Г. Учебник гармонии.- 3-е изд., доп.- М.: Музыка, 1986.- 478 с., нот.
- Фролова Ю.В. Сольфеджио 4 класс. Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 2003.