Урок по сольфеджио для 4-го класса детской музыкальной школы "Путешествие в Королевство гармонии"

Разделы: Музыка


Цель урока: Показать разные приёмы работы над развитием гармонического слуха.

Задачи:

  • Знать основные закономерности гармонического языка;
  • Знать теоретические правила построения аккордов;
  • Владеть навыком грамотной записи аккордов;
  • Уметь осуществлять гармонический анализ нотного текста;
  • Владеть навыками жанрового варьирования;
  • Владеть навыками трёхголосного пения;
  • Владеть начальными навыками вокальной импровизации;
  • Владеть навыками слухового анализа.

Оборудование: Фортепиано; доска с магнитами.

Наглядные пособия: Цветные карточки с изображением Короля, Королевы, Принцессы и придворных.

Раздаточный материал:

  • Карточки с обозначениями аккордов (Т53, Т6, Т64;
  • S53, S6, S64; D53, D6, D64) количество комплектов по количеству учащихся;
  • Карточки - ноты;
  • Альбомные листы форматом А3 с изображением нотного стана и скрипичного ключа по количеству учащихся;
  • Листы со стихами каждому учащемуся.
  • Нотный материал:
  • "Школа игры на фортепиано" 4 класс ДМШ. (Под общей ред. Николаева А.Н.)

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Беседа о гармонии.
  3. Интонационная настройка в Ре мажоре.
  4. Повторение основных закономерностей гармонического языка, определение "краски" аккордов.
  5. Гармонический анализ нотного текста.
  6. Игра аккордовой цепочки в другом жанре - в жанре польки.
  7. Слуховая работа - запись аккордовой цепочки на слух.
  8. Пение трёхголосной последовательности.
  9. Вокальная импровизация на аккордовую цепочку.
  10. Домашнее задание - сочинение мелодии на данную аккордовую последовательность в разных жанрах: полька, вальс, марш.

Ход урока

Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие. В огромной стране Музыки есть большое Королевство Гармонии. Интересно, кто живёт в этом королевстве? Давайте вспомним, что такое гармония?

Ученики:

- Это аккорды, последовательность аккордов, цепочки аккордов.

Учитель:

- А что такое аккорд?

Ученики:

- Аккорд - это сочетание трёх и более звуков.

Учитель:

- Ребята, а какие вы знаете аккорды?

Ученики:

- Трезвучие, квартсекстаккорд, септаккорд, секундаккорд:

Учитель:

- Королевство Гармонии большое, сегодня мы перенесёмся в Замок Трёхзвучных аккордов. Вспомните, какие вы знаете аккорды из трёх звуков?

Ученики:

- Трезвучие, секстаккорд и квартсекстаккорд.

Учитель:

- Открываем тяжёлую дверь замка и сразу видим объявление: "Сегодня в Замке Трёхзвучных аккордов объявляется день Ре мажора".

- Итак, настраиваемся, поём главные трезвучия в Ре мажоре.

Ребята поют, учитель прикрепляет на доске цветные карточки с изображениями Короля, Королевы и Принцессы.

Учитель:

- Итак, Тоническое трезвучие - это Король, он правитель, он сильный, уверенный, самый главный. Доминантовое трезвучие - Королева, она подчиняется только Королю. Субдоминантовое трезвучие - Принцесса, она подчиняется и королю и королеве. А теперь поём трезвучия побочных ступеней и сразу определяем "краску" трезвучий.

Ученики поют и определяют "краску": II53 - минорное, III53 - минорное, VI53 - минорное, VII53 - уменьшенное.

Учитель на доске прикрепляет цветные карточки с изображением разных придворных - паж, фрейлина, визирь и т.д. Вместе с детьми подбирают карточки для трезвучий II, III, VI, VII ступеней.

Учитель:

- Всё королевство в сборе. Однако, можно использовать трезвучия не только в основном виде, но и в виде секстаккордов и квартсекстаккордов. Надо помнить, что сочетать аккорды нужно в определённом порядке: соблюдать плавное голосоведение и исключить ход

D - S [2]. Повторим, что такое плавное голосоведение?

Ученики:

- Общие звуки аккордов остаются на месте.

- Трезвучия применяются в обращённом виде.

Учитель:

- А теперь посмотрим, в каком порядке выстроились перед нами Король, Королева и придворные замка Трёхзвучных аккордов. Гармонический анализ - определение аккордов второй половины периода в Сонатине Ре мажор, композитор Плейель.[1]

Ученик играет.

Учитель:

- По нотной записи подписываем каждый аккорд, находим кадансовый оборот.

Ученики выполняют задание.

Учитель:

- Где используется каданс, из каких аккордов он состоит?

Ученики:

- Последовательность из главных трезвучий образует кадансовый оборот или каданс.

- Каданс используется для завершения всего музыкального произведения, его частей или отдельного периода. Он создаёт ощущение завершённости.[2]

- Каданс состоит из T-S-D-T или T-S-T-D-T.

Учитель вместе с ребятами проверяют правильность выполнения гармонического анализа.

Учитель:

- Следующее задание: сыграть эту аккордовую последовательность в жанре польки.

Ученик играет подписанную цепочку аккордов в жанре польки.

Учитель:

- А сейчас слуховая работа. Записать по слуху аккордовую цепочку в Ре мажоре.

Учитель играет аккордовую последовательность

Т53 - D6 - VI53 - III6 - S53 - К64 - D6 - T53 [3]

Учитель:

- Записываем бас и обозначения аккордов. Расшифровываем, расписываем нотами и поём по голосам, затем поём трёхголосие.

Ученики записывают по слуху аккордовую последовательность.

Поют по голосам по очереди: нижний, средний, верхний. Затем поют "змейкой": первый аккорд - снизу вверх, второй - сверху вниз и т.д. Затем распределяются по голосам и поют трёхголосно.

Учитель:

- Следующее задание: сыграть эту последовательность аккордов в жанре вальса, а мы попробуем сочинить на неё мелодию. Перед вами стихотворение, мысленно, про себя, внутренним слухом напойте мелодию на данную аккордовую последовательность.

Один ученик играет, остальные неслышно поют - про себя.

Стихи

То вверх, то вниз, где воздух чист,
Слетает желтый лист.
В старинном замке, при свечах,
Играет пианист. [3]

Учитель:

- Кто хотел бы показать, что получилось?

Один ученик играет, другой поёт.

Учитель:

- На этой интересной вокальной импровизации мы попрощаемся с Королевством Гармонии. Домашнее задание: на аккордовую последовательность сочинить инструментальную мелодию в разных жанрах: полька, вальс, марш.

Всем спасибо. До свидания.

Литература.

  1. Николаев А.Н. Школа игры на фортепиано. Москва: изд-во "Музыка", 2002.
  2. Тюлин Ю.Н., Привано Н.Г. Учебник гармонии.- 3-е изд., доп.- М.: Музыка, 1986.- 478 с., нот.
  3. Фролова Ю.В. Сольфеджио 4 класс. Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 2003.