Комплексное занятие в средней группе (развитие речи + экология)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • познакомить детей со звуком "К";
  • поупражнять их в произношении изолированного звука, звука в слоге, в словах, добиваясь четкости произношения;
  • учить подбирать слова с этим звуком с наглядной опорой и по памяти;
  • учить детей сочинять небольшие описательные рассказы о птичке - голубь, формировать грамматически правильную речь;
  • обогатить и активизировать словарь за счет новых слов: перья, клюв, крылышки, учить использовать в речи эти слова;
  • учить формам вежливого обращения к птицам;
  • изготовить из бумаги голубя по искусству Оригами;
  • развивать у детей творческие способности.

Материал: уголок осеннего леса, муляж - голуби, геометрические фигуры, белые альбомные листы прямоугольные формы, ножницы на каждого ребенка; маски для игры "Курочка и цыплята".

Предварительная работа:

  • совершенствовать умение детей составлять описательные рассказы по игрушкам;
  • провести экскурсию по осеннему саду, вместе с детьми пронаблюдать за птицами;
  • рассказать детям о зимующих птицах, о тех которых живут поблизости с людьми на крышах домов.

Ход занятия

Воспитатель (загадывает загадку): Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло подбирает.

Кто это?

Дети: Курочка

Воспитатель: Верно. А давайте поиграем вместе в игру " Курочка с цыплятами". Курочкой у нас будет Патимат, а мы все - цыплята.

Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать
А за ней ребятки
Желтые цыплятки.

Ко -ко -ко, ко -ко -ко,
Не ходите далеко
Лапками гребите
Зернышки ищите.

Съели толстого жука
Дождевого червячка
Выпили водицы
Полное корытце

Дети имитируют движение курицы и цыплят.

Воспитатель: Дети, давайте вспомним, как созывала курочка к себе своих цыплят?

Дети: Ко - ко - ко! Ко - ко - ко!

Воспитатель: Правильно. Давайте вместе споем эту песенку.

Хором: Ко - ко - ко, ко - ко - ко!

Воспитатель: Какой звук мы слышим в этой песенке, и какой он?

Дети: Звук "К". Он согласный звук.

Воспитатель: А теперь повторяйте все за мной:

Хором: Ка..., ку..., ки..., ке...,

Воспитатель: Почему теперь мы произносим этот звук протяжно, не прерывисто?

Дети: Потому что рядом с ним находятся гласные звуки: а, у, и, е.

Воспитатель: Курица - сколько слогов в этом слове?

Дети с помощью хлопков определяют количество слогов в этом слове.

Дети: Ку - (1), ри - (2), ца - (3).

Воспитатель: Правильно. Молодцы! А теперь давайте придумаем слова с этим звуком. Найдем слова, где прячется звук - К.

Дети: Кран, котлета, кастрюля, доска, ручка, Коля, каша, кубик, компот и т.д.

Воспитатель: Теперь, составьте предложение со словом "каша".

Дети самостоятельно придумывают различные предложения и высказывают их.

Воспитатель: Молодцы! Кто из вас ребятки хочет поработать у доски? Надо будет написать на доске слово "каша" с помощью геометрических фигур. Давайте в начале вспомним, какой геометрической фигурой мы обозначаем согласные звуки.

Дети: Согласные звуки мы обозначаем квадратом.

Воспитатель: Гласные звуки как мы обозначаем?

Дети: Гласные мы обозначаем с помощью круга.

Желающий выходит к доске и записывает слово "каша".

Здесь же ребенок определяет, сколько слогов в этом слове, сколько гласных звуков и сколько согласных.

Воспитатель: Дети! Я слушаю шорох листочков, слышу как пишет кто - то. давайте посмотрим кто прячется под листками?

Дети находят под сухими листьями раненную птичку, им становится очень жалко эту птичку.

Воспитатель: Какая это птичка?

Дети: Голубь.

Воспитатель: Она не может поднять свое крылышко. Давайте поможем ей, ведь птицы наши друзья, нельзя бросать друзей в трудную минуту.

Крылышко обмотаем бинтом, поможем мазью. Теперь мы её покормим. Дадим ей зернышки, водичку. Теперь пускай отдохнет.

Воспитатель: Вы знаете ребята, что в народе говорят про эту птичку?

Голубь - это символ мира и счастья на земле. Если голуби летят, то будет мир на нашей земле. А вы знаете ребята, где они гнездятся?

Дети: На крышах наших домов.

Воспитатель: Верно. Мы, люди, носим одежду, а у птиц что есть?

Дети: Перья.

Воспитатель: У людей есть руки, а у птиц что есть?

Дети: Крылья.

Воспитатель: У людей есть рот, а у птицы что есть?

Дети: Клюв.

Воспитатель: Верно. Давайте все вместе скажем еще раз:

Дети вместе: Перья, крылья, клюв.

Воспитатель: Дети, теперь вы расскажите про голубя, какая она, что у нее есть.

Воспитатель предлагает взять на руки птичку и составить свой маленький мини-рассказ.

Составление описательного рассказа

1-й ребенок: Это птичка - голубь. У нее есть туловище, голова, хвост. Еще у нее есть крылья, ножки и клюв. У голубя есть перья.

2-й ребенок: Этот голубь красивый, пушистый, нежный. Мне ее очень жалко, потому что она поранила крылышко.

3-й ребенок: Я очень люблю голубей. Они живут у нас на крышах. Я своим цыплятам и голубям даю корм.

4-й ребенок: Я тоже очень люблю голубей. Они по утрам поют свои песенки. Еще нельзя на них камнями кидаться, ведь они наши друзья.

Воспитатель: Правильно ребята! Птицы - наши друзья. У нашего голубя тоже были друзья, но им пришлось улететь. Наш голубь пока не может летать. И чтобы ей не было скучно, давайте мы с вами изготовим из бумаги голубя по искусству Оригами.

Физминутка

Воспитатель: Давайте устроим соревнование: кто дальше протянет звуки, как будто мишка надул большие шары и они потихоньку спускаются.

Поднимите руки, а теперь медленно опуская, произнесите звук "Ш".

Игра повторяется 2-3 раза.

Практическая часть

Под спокойную, тихую музыку, дети самостоятельно изготавливают голубя по искусству Оригами.

Итог занятия

Воспитатель задает вопросы детям:

- С каким новым звуком мы сегодня знакомились?

- Про кого мы составляли описательный рассказ?

- В какую игру мы сегодня играли?

- Какое доброе дело мы сегодня сделали?

Ответы детей.

Воспитатель: Дорогие гости! От всей души и от чистых сердец наших ребятишек, мы хотим подарить вам на память эти бумажные белые голуби - символ мира, и пожелать вам (дети по очереди):

- Мира!

- Счастья!

- Здоровья!

- Радости!

- Успеха!

- Чистого неба!

- Солнца ясного!

- Красоты!

- Свободы!

- Много друзей!

Воспитатель: До свидания! До новых встреч!