Цель:
- познакомить детей со звуком "К";
- поупражнять их в произношении изолированного звука, звука в слоге, в словах, добиваясь четкости произношения;
- учить подбирать слова с этим звуком с наглядной опорой и по памяти;
- учить детей сочинять небольшие описательные рассказы о птичке - голубь, формировать грамматически правильную речь;
- обогатить и активизировать словарь за счет новых слов: перья, клюв, крылышки, учить использовать в речи эти слова;
- учить формам вежливого обращения к птицам;
- изготовить из бумаги голубя по искусству Оригами;
- развивать у детей творческие способности.
Материал: уголок осеннего леса, муляж - голуби, геометрические фигуры, белые альбомные листы прямоугольные формы, ножницы на каждого ребенка; маски для игры "Курочка и цыплята".
Предварительная работа:
- совершенствовать умение детей составлять описательные рассказы по игрушкам;
- провести экскурсию по осеннему саду, вместе с детьми пронаблюдать за птицами;
- рассказать детям о зимующих птицах, о тех которых живут поблизости с людьми на крышах домов.
Ход занятия
Воспитатель (загадывает загадку): Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло подбирает.
Кто это?
Дети: Курочка
Воспитатель: Верно. А давайте поиграем вместе в игру " Курочка с цыплятами". Курочкой у нас будет Патимат, а мы все - цыплята.
Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать
А за ней ребятки
Желтые цыплятки.Ко -ко -ко, ко -ко -ко,
Не ходите далеко
Лапками гребите
Зернышки ищите.Съели толстого жука
Дождевого червячка
Выпили водицы
Полное корытце
Дети имитируют движение курицы и цыплят.
Воспитатель: Дети, давайте вспомним, как созывала курочка к себе своих цыплят?
Дети: Ко - ко - ко! Ко - ко - ко!
Воспитатель: Правильно. Давайте вместе споем эту песенку.
Хором: Ко - ко - ко, ко - ко - ко!
Воспитатель: Какой звук мы слышим в этой песенке, и какой он?
Дети: Звук "К". Он согласный звук.
Воспитатель: А теперь повторяйте все за мной:
Хором: Ка..., ку..., ки..., ке...,
Воспитатель: Почему теперь мы произносим этот звук протяжно, не прерывисто?
Дети: Потому что рядом с ним находятся гласные звуки: а, у, и, е.
Воспитатель: Курица - сколько слогов в этом слове?
Дети с помощью хлопков определяют количество слогов в этом слове.
Дети: Ку - (1), ри - (2), ца - (3).
Воспитатель: Правильно. Молодцы! А теперь давайте придумаем слова с этим звуком. Найдем слова, где прячется звук - К.
Дети: Кран, котлета, кастрюля, доска, ручка, Коля, каша, кубик, компот и т.д.
Воспитатель: Теперь, составьте предложение со словом "каша".
Дети самостоятельно придумывают различные предложения и высказывают их.
Воспитатель: Молодцы! Кто из вас ребятки хочет поработать у доски? Надо будет написать на доске слово "каша" с помощью геометрических фигур. Давайте в начале вспомним, какой геометрической фигурой мы обозначаем согласные звуки.
Дети: Согласные звуки мы обозначаем квадратом.
Воспитатель: Гласные звуки как мы обозначаем?
Дети: Гласные мы обозначаем с помощью круга.
Желающий выходит к доске и записывает слово "каша".
Здесь же ребенок определяет, сколько слогов в этом слове, сколько гласных звуков и сколько согласных.
Воспитатель: Дети! Я слушаю шорох листочков, слышу как пишет кто - то. давайте посмотрим кто прячется под листками?
Дети находят под сухими листьями раненную птичку, им становится очень жалко эту птичку.
Воспитатель: Какая это птичка?
Дети: Голубь.
Воспитатель: Она не может поднять свое крылышко. Давайте поможем ей, ведь птицы наши друзья, нельзя бросать друзей в трудную минуту.
Крылышко обмотаем бинтом, поможем мазью. Теперь мы её покормим. Дадим ей зернышки, водичку. Теперь пускай отдохнет.
Воспитатель: Вы знаете ребята, что в народе говорят про эту птичку?
Голубь - это символ мира и счастья на земле. Если голуби летят, то будет мир на нашей земле. А вы знаете ребята, где они гнездятся?
Дети: На крышах наших домов.
Воспитатель: Верно. Мы, люди, носим одежду, а у птиц что есть?
Дети: Перья.
Воспитатель: У людей есть руки, а у птиц что есть?
Дети: Крылья.
Воспитатель: У людей есть рот, а у птицы что есть?
Дети: Клюв.
Воспитатель: Верно. Давайте все вместе скажем еще раз:
Дети вместе: Перья, крылья, клюв.
Воспитатель: Дети, теперь вы расскажите про голубя, какая она, что у нее есть.
Воспитатель предлагает взять на руки птичку и составить свой маленький мини-рассказ.
Составление описательного рассказа
1-й ребенок: Это птичка - голубь. У нее есть туловище, голова, хвост. Еще у нее есть крылья, ножки и клюв. У голубя есть перья.
2-й ребенок: Этот голубь красивый, пушистый, нежный. Мне ее очень жалко, потому что она поранила крылышко.
3-й ребенок: Я очень люблю голубей. Они живут у нас на крышах. Я своим цыплятам и голубям даю корм.
4-й ребенок: Я тоже очень люблю голубей. Они по утрам поют свои песенки. Еще нельзя на них камнями кидаться, ведь они наши друзья.
Воспитатель: Правильно ребята! Птицы - наши друзья. У нашего голубя тоже были друзья, но им пришлось улететь. Наш голубь пока не может летать. И чтобы ей не было скучно, давайте мы с вами изготовим из бумаги голубя по искусству Оригами.
Физминутка
Воспитатель: Давайте устроим соревнование: кто дальше протянет звуки, как будто мишка надул большие шары и они потихоньку спускаются.
Поднимите руки, а теперь медленно опуская, произнесите звук "Ш".
Игра повторяется 2-3 раза.
Практическая часть
Под спокойную, тихую музыку, дети самостоятельно изготавливают голубя по искусству Оригами.
Итог занятия
Воспитатель задает вопросы детям:
- С каким новым звуком мы сегодня знакомились?
- Про кого мы составляли описательный рассказ?
- В какую игру мы сегодня играли?
- Какое доброе дело мы сегодня сделали?
Ответы детей.
Воспитатель: Дорогие гости! От всей души и от чистых сердец наших ребятишек, мы хотим подарить вам на память эти бумажные белые голуби - символ мира, и пожелать вам (дети по очереди):
- Мира!
- Счастья!
- Здоровья!
- Радости!
- Успеха!
- Чистого неба!
- Солнца ясного!
- Красоты!
- Свободы!
- Много друзей!
Воспитатель: До свидания! До новых встреч!