Формирование интеллектуальных способностей дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель занятия: формирование интеллектуальных способностей дошкольников через обучение беглому чтению.

Актуальность: Современный мир характеризуется стремительным развитием технологических и информационных систем, поэтому вопрос о развитии интеллектуальных способностей дошкольников остаётся актуальным.

Дошкольное детство - первый период психического развития ребенка и потому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов, видов деятельности и развития интеллекта. Дошкольный возраст - этап психического развития , в отечественной периодизации - от 3 до 6-7 лет. Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребёнка.

В дошкольном детстве значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте , ребенок осваивает широкий круг видов деятельности: игровую , трудовую, изобразительную, конструктивную, бытовую, общение

В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности. Познавательные процессы интеллектуализируются, осознаются, приобретают произвольный, управляемый характер.

Я предлагаю методику развития интеллектуальных способностей дошкольников, в основе которой лежит метод известного американского врача Глена Домана. Данная методика была мной переработана и адаптирована для применения при обучении дошкольников в детском саду. Предлагаемая методика может быть использована для обучения детей чтению, иностранным языкам и математике.

Принципиальное отличие этой методики от традиционного обучения заключается в следующем: обучение начинается не с алфавита, а со слова. Слово и предмет, который оно обозначает, конкретны, а буквы являются абстракцией. К изучению алфавита и букв приступают после того , как ребенок научится читать.

Если ребенок еще не знает алфавита, не нужно обучать его этому до тех пор, пока он не прочтет свою первую книгу. В противном случае он будет читать хуже, поскольку будет склонен читать именно буквы, а не слова.

Если же ребенок уже знает алфавит, то это не является препятствием к обучению его чтению по данной методике.

Обучение ребенка по предлагаемой методике позволяет сформировать навык беглого чтения, минуя этап чтения по слогам. Что касается возраста, я, исходя из собственного опыта и наблюдений, считаю, что начинать следует с четырехлетнего возраста. И это подтверждается закономерностями в развитии психических познавательных процессов у детей.

Для обучения по методике Г.Домана нужны карточки из ватмана, на которых пишут слова. При изготовлении карточек я использовала готовые листы ватмана размера А4, разрезанные пополам. При написании слов на карточках используются только печатные буквы. Высота букв зависит от возраста ребенка.

Если к моменту начала обучения ребенку уже исполнилось три года или больше, то начинать следует с букв высотой четыре сантиметра. Писать надо большим красным маркером. В процессе обучения постепенно переходят на маркер черного цвета и уменьшают размер букв. Для изготовления карточек можно использовать компьютер.

Последовательность обучения чтению по данной методике состоит из нескольких этапов:

  • 1 этап - отдельные слова,
  • 2 этап - словосочетания,
  • 3 этап- простые предложения,
  • 4 этап- распространенные предложения,
  • 5 этап- книги.

Первый этап начинается с использования всего лишь 15 слов. Первые слова, которым обучают ребенка, должны быть самыми знакомыми и приятными для него. Они должны включать имена членов семьи и родственников, названия любимых продуктов, игрушек, предметов домашнего обихода. Следовательно, набор слов в каждом конкретном случае будет своим.

Для проведения занятия нужно сесть за столом напротив ребенка или напротив группы детей(3-4 ребенка). Показывая карточку со словом, нужно отчетливо произносить написанное на ней слово. Каждую карточку нужно показывать 1-2 секунды. В первый день показывают не более 5 карточек. В последующие 2 дня добавляют по 5 карточек ежедневно. Количество демонстраций не менее 10 в течении 5 дней. Принцип - всегда останавливаться раньше, чем этого захочет ребенок.

В общем. В день учат по 15 слов, разделенных на 3 набора, по 5 слов в каждом. Ежедневно будут добавляться 3 слова, а 3 старых слов - удаляться.

Предложенный ребенку список составляется только из существительных, а следующие группы слов будут состоять из глаголов и прилагательных.

После усвоения определенного словарного запаса из разных частей речи переходят ко второму этапу - словосочетаниям (желтый банан, большая машина и т.д). Методика работы аналогична первому этапу.

Пройдя последовательно все четыре этапа, ребенок готов читать настоящие книги. Правильный выбор книги очень ответственен, поскольку она должна соответствовать следующим требованиям. Ее словарный состав должен составлять от 50 до 100 слов и состоять из слов, изученных ребенком, текст должен быть напечатан крупным шрифтом, содержать много иллюстраций.

Прежде чем приступать к чтению новой книги, обучить ребенка всем новым словам, которые в ней встречаются.

И теперь настало время обучать ребенка алфавиту.

Основные преимущества предлагаемой методики заключаются в следующем: занятия с детьми не нарушают естественного психического развития, не ограничивают игровую деятельность, потому что продолжительность занятий не превышает 10 минут в день. Занятия происходят по свободному графику с учетом эмоционального состояния.

Презентация.