Исследовательская компетентность современного специалиста включает способность к анализу проектируемых информационных систем, опыт использования технологий принятия решения, в том числе по вопросам необходимости новых разработок или выбора и использования наиболее подходящих решений из существующих, а также обоснованного выбора оптимальных путей внедрения информационных проектов, а также навыки проверки надежности сконструированных информационных ресурсов и деятельности по повышению эффективности их эксплуатации.
В рамках учебного процесса в профессиональной школе речь идет в первую очередь об учебном исследовании, которое имеет определенную специфику, отличающую учебное исследование от научного и прикладного. В учебном исследовании ставятся не столько цели получения нового знания, отработки новых технологий, создания нового оборудования, как цели подготовки специалиста, способного к осуществлению исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность в колледже организуется с целью обеспечения более осознанного и глубокого усвоения учебного материала, приобретения студентами начальных навыков исследовательской деятельности, которая включает выполнение:
- исследовательских заданий;
- внеаудиторных самостоятельных работ;
- курсовой работы;
- выпускной квалификационной работы.
Рассмотрим некоторые из них.
При организации образовательного процесса необходимо использовать учебное исследование, одним из этапов учебного исследования являются исследовательские задания.
Исследовательские задания - это задания, связанные с выполнением анализа учебников по математике, с разработкой уроков, с подбором заданий, отвечающих определенной цели, с организацией экспериментальной работы.
При выполнении исследовательских заданий формируются
- информационная
- деятельностно-творческая
- учебно-познавательная
- коммуникативная
- исследовательские компетенции и развиваются у студентов
- способность самостоятельно осуществлять отбор и анализ литературы с точки зрения ее значимости и эффективности;
- способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки;
- умения задавать вопросы к фактам, отыскивать причины явлений;
- умение представлять результаты своего исследования.
Выполнение исследовательских заданий важно для студентов, т.к. исследовательский подход обеспечивает понимание изучаемого, глубину и прочность усвоения математического материала и при выполнении таких заданий усваивает этапы не только математического исследования, но и любого исследования вообще.
Примеры исследовательских заданий по методике преподавания математики
а) Подберите из учебников начальных классов задания на сравнение, которые полезно выполнить при изучении темы "Внетабличное умножение и деление".
б) Составь вопросы по изучению сформированности у младших школьников умений строить схематические чертежи при решении задач на движение.
в) Составь вопросы методисту-преподавателю при подготовке к практике "Пробные уроки" по теме "Текстовая задача и процесс ее решения с точки зрения уточнения и понимания методики обучения решению задачи.
г) Проведите сравнительный анализ систем упражнений по разделу "Величины" учебников авторов Моро М.И., Рудницкой В.Н., Юдачевой Т.В. др. по основаниям:
- изучаемые величины;
- способ (стиль) учебной деятельности:
а) алгоритмический;
б) переводческий;
в) прикладной;
г) исследовательский;
д) игровой.
В целом эффективность реализации исследовательской компетенции в учебном процессе непосредственно связана с вопросами организации самостоятельного исследования и формирования умений самостоятельной работы. Для этого нами составлены методические указания к внеаудиторным самостоятельным работам по методике преподавания начального курса математики, которые включают себя
- график выполнения внеаудиторных самостоятельных работ
№ | Тема | Количество часов | Результат процесса | Форма контроля |
1 12 |
Внеклассная работа по математике | 4 | конспекты занятий | деловая игра |
- методические указания самостоятельных работ
Например:
Внеаудиторная самостоятельная работа № 8.
Тема: Методика обучения решению текстовых задач.
Цели:
- учить работать с учебной информацией;
- готовить студентов к написанию курсовых, дипломных работ;
- учить классифицировать материал по темам.
Требования к знаниям и умениям студентов:
Студент должен
знать:
- различные методические приемы обучения решению задач;
- использовать различные способы проверки решения задач;
- решать любую задачу из курса математики начальных классов.
План подготовки по теме:
1. Определи тему исследования;
2. Изучи систематический каталог в библиотеке, отдел 22;
3. Изучи методический каталог в библиотеке, отдел 74.262.
4. Изучи журнальные статьи:
- "Математика в школе";
- "Начальная школа";
- "Начальная школа".
5. Оформи библиографические списки, для правильного оформления.
6. Изучи статью из сборника "Учебно-методические рекомендации по написанию рефератов для студентов педколледжа", автор-составитель Долгова О.Н., с. 17.
Задание.
Составь библиографический каталог по теме "Проверка решения задачи" (не менее 7-10 источников)
Форма контроля: 1) Взаимопроверка на занятиях.
Следующим этапом исследовательской деятельности студентов является курсовая работа.
Курсовая работа - учебно-исследовательская работа студента, которая выполняется под руководством преподавателя.
По содержанию курсовая работа может носить реферативный, практический или опытно-экспериментальный характер.
Курсовая работа - реферативного характера предполагает формирование у студентов умений анализировать литературу по выделенным критериям; делать собственные выводы с обоснованием выбранной позиции.
- практического характера предполагает изучение практического опыта по изучаемой проблеме, анализ, сравнение имеющегося опыта в современной практике обучения и воспитания.
Определение практического материала для опытной проверки.
- опытно-экспериментального характера предполагает формирование у студентов умений в проведении констатирующего эксперимента; изучение опыта работы, существующего в школе; создание собственной экспериментальной программы.
Методические рекомендации по выполнению курсовых работ разного характера представлены в пособии "Организация исследовательской деятельности студентов в процессе выполнения курсовой работы в Каменском педагогическом колледже", авторами составителями являются преподаватели колледжа и Никитина Л.А.
Вся организация исследовательской деятельности в колледже направлена на формирование педагога-исследователя, педагога, обладающего самостоятельным и критическим мышлением.
Список литературы.
1. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно- исследовательской деятельности студентов. - М., 2005.
2. Истомина Н.Б., Ваяц Ю.С. Практикум по методике обучения математике в начальной школе - Смоленск "Ассоциация XXI век", 2009.
3. Стойлова Л.П. Возможности курса математики в формировании у студентов исследовательских умений// Начальная школа № 6, 2009.