Проект: "Отечество нам Царское Село"
- долгосрочный (8 месяцев)
- групповой
- познавательно-творческий
Участники проекта:
- дети
- воспитатели
- родители
Цель проекта:
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о родном городе, его достопримечательностях и памятных местах; воспитание у детей уважительного отношения к культурным ценностям, истории своего города; способствовать формированию у детей чувства гордости за свой город, любви к прекрасному.
Задачи проекта:
- развивать у детей потребность в получении новых знаний о родном городе, научить видеть и понимать красоту и величие своего города. Вызвать интерес к новой информации и желание "добывать" сведения об известных и незнакомых культурных и исторических ценностях родного города;
- развивать познавательный интерес, мыслительную активность, образное и логическое мышление, навык поиска нестандартных решений, воображение, через речетворчество детей и ознакомление с окружающим; развивать творческие способности детей посредством различных видов театрализованной, изобразительной и игровой деятельности;
- развивать у детей инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению; развивать навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
- обогащать отношения родителей и детей опытом диалогического эмоционально насыщенного общения и совместной творческо-познавательной деятельности.
Актуальность темы проекта:
В июне 2010 года наш город Пушкин (Царское Село) отметил свое 300-летие. Я со своими воспитанниками готовясь к этому юбилею, проводила активную работу по изучению с детьми истории родного города, стараясь вовлечь в совместную деятельность и родителей.
Пушкин - город, в котором родились и растут наши дети. Это их родина, и мы с детства влюбляем своих воспитанников в один из красивейших городов нашей страны: знакомим с его историей, достопримечательностями, культурным наследием. Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что наш город - частица России.
Можно ли говорить о воспитании любви к родному городу без сообщения детям определенных знаний о нем? Дети должны знать, что у каждого человека есть родной город, где он родился, знать достопримечательные места, памятники. Основная цель воспитателя - помочь показать детям их родной город, в котором они живут, чтобы вызвать у них чувства восхищения, гордости и любви. Мы, воспитатели рассказываем своим воспитанникам об истории нашего города, о людях, являющихся его гордостью, учим гордиться достижениями предков и современников. Однако практика работы показывает, что при традиционных формах подачи знаний, дети проявляют интеллектуальную пассивность, у них не появляется интерес к сообщаемым сведениям о городе, желание и стремление узнать что-то новое. Одна из задач дошкольного воспитания состоит в том, чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка. В нашем детском саду в рамках подготовки к празднованию юбилея Царского Села был разработан и реализован познавательно-творческий детско-родительский проект "Отечество нам Царское Село".
Проект реализован на старшем дошкольном возрасте и рассчитан на учебный год (2 занятия в месяц). Особенность проекта заключается в том, что в проекте принимали участие дети, родители, воспитатели. Совместный сбор материалов по теме занятия, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс. Любой проект - продукт сотрудничества детей, воспитателей, родителей.
Работу по ознакомлению дошкольников с историей родного края мы проводили в определенной последовательности. В первую очередь раскрывались темы, наиболее интересные и понятные детям: исторические памятники, события, выдающиеся личности, наиболее важные исторические события, связанные с историей города. Материал проекта позволяет, используя краеведческие материалы, знакомить детей с отдельными страницами истории и культуры города Пушкина, т.к. мы убеждены в том, что любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где человек родился.
Содержание проекта разбито на темы: "История возникновения Царского Села", "19 октября - День Лицея", "Осень в Царском Селе" и др. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы, воспитатели сами определяют объем и содержание знаний, которыми должны овладеть старшие дошкольники. Тематическое планирование способствует эффективному усвоению дошкольниками знаний о своем городе. Все предлагаемые в данном проекте темы связаны между собой логически и вместе представляют целостный образ города. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применить их на практике. Дети учатся сначала думать, а потом делать, составлять план действий, соблюдать соглашения и придерживаться достигнутых договорённостей. Деятельность каждого ребёнка направлена на достижение намеченного результата.
Интеграция краеведческого содержания с заданиями по речевому и познавательному развитию способствует параллельному решению многих других аспектов образовательной работы с детьми. Знакомство с родным краем, происходит на занятиях, в повседневной жизни, быту. Основное содержание каждой темы реализовывалось в форме специально организованных занятий (это обеспечивало последовательность, систематичность, отвечало логике учебного материала), а его конкретизация, углубление, уточнение, дополнительные сведения дети получали через другие виды привлекательной детской деятельности, через другие организационные формы и методические приемы. Помимо специально организованных занятий, бесед, экскурсий, целевых прогулок большая роль в реализации данного проекта отводилась совместной деятельности взрослых с детьми. Использование дидактических, подвижных, настольных, сюжетно-ролевых, театрализованных игр с детьми помогало формировать соответствующие знания и навыки. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывали праздники, досуги, массовые мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств.
Основные принципы построения проекта:
- принцип научности - предлагаемое содержание соответствует современному представлению об историческом прошлом нашего города.
- принцип реалистичности и доступности - предлагаемый объем представлений адаптирован к восприятию его детьми старшего дошкольного возраста и соответствует их возрастным возможностям усвоения знаний; предусматривает осуществление краеведческой работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
- принцип деловитости и занимательности - предлагаемый материал должен нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза, нести в себе деловую информацию, вызывать потребность в практической деятельности.
- принцип системности - достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
- принцип последовательности - заключается в постепенном повышении требований в процессе краеведческой деятельности.
- принцип дифференциации и индивидуализации - предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
- принцип диалогического общения - как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя, ребенка и родителей.
- принцип развивающего обучения личностно ориентированной направленности - развивать личность творца собственной жизни, основное внимание уделяется личностному развитию воспитанника, при работе над проектом каждый ребёнок может найти дело, наиболее соответствующее его интересам и возможностям.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
- Сбор, анализ и систематизация информации по данной теме.
- Определение целей и задач, исходя из интересов и потребностей детей.
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
- Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
- Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.
Основной этап
- Разработка и апробация содержания проекта "Отечество нам Царское Село" (разработка конспектов занятий, структуры мероприятий по каждой теме).
- Проведение мероприятий в группе в соответствии с тематикой проекта.
- Взаимодействие со специалистами ДОУ по реализации мероприятий по проекту.
- Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью и участие в различных мероприятиях по реализации проекта.
Заключительный этап
- Выставки продуктов детской деятельности.
- Проведение досугов, развлечений, праздников.
- Создание музейной экспозиции в группе.
- Презентация книги "Любимое место нашей семьи в родном городе".
- Подведение итогов работы по проекту.
- Мультимедийная презентация проекта.
Формы реализации проекта:
История возникновения Царского Села
- Познавательное занятие
- Рассказ воспитателя
- Беседа с детьми
- Рассматривание фотографий, иллюстраций
- Чтение книг, стихотворений о городе
- Просмотр видеофильма
- Дидактическая игра "Узнай и назови"
- Сбор материалов для мини-музея в группе
- Посещение с родителями Историко-литературного музея г. Пушкина
- Анкетирование родителей
19 октября - День Лицея
- Рассказ воспитателя
- Беседа с детьми
- Посещение музея "Царскосельский Императорский лицей"
- Составление рассказов по впечатлениям о посещении Лицея
- Чтение стихотворений
- Рассматривание фотографий
- Экскурсии к памятникам А.С.Пушкину
Осень в Царском Селе
- Наблюдения в природе
- Познавательное чтение
- Рассматривание фотографий "Пушкин осенний"
- Заучивание стихотворений А.С.Пушкина об осени
- Выставка детских работ
Витебский вокзал - Царское Село (первая железная дорога)
- Игра-занятие "Из Петербурга в Царское Село"
- Рассматривание фотографий, картин, гравюр
- Сюжетно-ролевая игра "Железнодорожники"
- Конструктивная деятельность детей по созданию макета "Здание вокзала"
- Посещение с родителями Витебского вокзала
Ворота нашего города
- Познавательное занятие
- Рассказ воспитателя
- Беседа с детьми
- Рассматривание фотографий, иллюстраций
- Чтение книг, стихотворений о городе
- Просмотр видеофильма
- Конструктивная деятельность "Ворота, такие разные"
- Экскурсия к Египетским воротам
- Дидактическая игра "Узнай и назови"
Екатерининский дворец
- Познавательное занятие
- Рассказ воспитателя
- Беседа с детьми
- Рассматривание фотографий, иллюстраций
- Интерактивная экскурсия в Екатерининский дворец
- Просмотр видеофильма
- Пластилинография "Сказочный дворец"
- Рисование "Сказочный дворец"
- Конструктивная деятельность "Создай свой дворец"
- Создание альбома "Сказочные дворцы"
- Дидактические игры: "Узнай и назови", "Путешествие по Царскому Селу", "Царскосельская мозаика" (по залам Екатерининского дворца)
Янтарная комната
- Познавательное занятие "Янтарная комната - восьмое чудо света"
- Рассказ воспитателя
- Беседа с детьми
- Рассматривание фотографий, иллюстраций
- Просмотр видеофильма
- Дидактические игры: "Узнай и назови", "Путешествие по Царскому Селу", "Царскосельская мозаика" (по залам Екатерининского дворца)
Зима в Царском Селе
- Наблюдения в природе
- Познавательное чтение
- Рассматривание фотографий "Пушкин зимний"
- Заучивание стихотворений А.С.Пушкина зиме
- Презентация сборника стихов А.С.Пушкина о зиме
- Развлечение на улице "Взятие снежной крепости"
- Выставка детских работ
Пушкинские сказки
- Чтение сказок А.С. Пушкина
- Создание "Книги сказок"
- Рисование "Сказки А.С.Пушкина"
- Выставка работ
- Викторина по сказкам А.С.Пушкина
- Сочинение сказки по мотивам сказок А.С.Пушкина
- Дидактическая игра: "Из какой сказки?"
- Литературно-музыкальная гостиная "Что за прелесть эти сказки!"
Героическое прошлое Царского Села
- Рассматривание фотографий мемориальных памятников в честь побед русского оружия
- Познавательное занятие "Я живу на улице Героя"
- Рассказ воспитателя о защитниках нашего города
- Составление рассказа о героях в моей семье
- Чтение рассказа "Освобождение Пушкина и Павловска от немецко-фашистских захватчиков"
- Просмотр видеофильма о реконструкции боя по освобождению Пушкина
- Возложение цветов к монументу "Ополченцы"
Александровский дворец
- Познавательное занятие
- Рассказ воспитателя
- Беседа с детьми
- Рассматривание фотографий, иллюстраций
- Чтение книг, стихотворений о городе
- Просмотр видеофильма
- Экскурсия в Александровский дворец
- Дидактическая игра "Узнай и назови" Дидактические игры: "Узнай и назови", "Путешествие по Царскому Селу", "Царскосельская мозаика"
Весна в Царском Селе
- Наблюдения в природе
- Познавательное чтение
- Рассматривание фотографий "Пушкин весенний"
- Заучивание стихотворений А.С.Пушкина о весне
- Презентация сборника стихов А.С.Пушкина о весне
- Выставка детских работ
Город и горожане (знаменитые люди нашего города)
- Познавательное занятие
- Рассказ воспитателя
- Беседа с детьми
- Рассматривание фотографий, иллюстраций
- Чтение книг. Работа со справочной литературой, энциклопедиями
- Просмотр видеофильма
- Дидактические игры "Узнай и назови" Дидактические игры: "Узнай и назови", "Путешествие по Царскому Селу", "Царскосельская мозаика"
- Анкетирование родителей "Царскосельский алфавит"
Современный город
- Прогулки и экскурсии по улицам нашего города
- Рассматривание фотографий открыток с видами города
- Конкурс - игра "Знатоки родного города"
- Занятие из цикла "Дети и этикет" - "Мы хотим быть достойными царскоселами"
- Составление рассказа "Каким я вижу родной город в будущем"
- Конструирование из различных видов конструктора "Город будущего"
- Рисование "Мой любимый город"
- Выставка детских работ
Традиции Царского Села
- Рассказ воспитателя
- Познавательные беседы с детьми
- Выставка фотографий из семейных альбомов
- Презентация своей странички в книге "Любимое место нашей семьи в родном городе"
- Создание мини-музея в группе "Город, в котором мы живем"
- Дидактические игры: "Узнай и назови", "Путешествие по Царскому Селу", "Царскосельская мозаика"
- Рисование "Царскосельский забег"
- Рисование "Царскосельский карнавал"
- Изготовление карнавальных костюмов
- Театрализованный досуг "Карнавал в Царском Селе"