Проект "Отечество нам Царское Село"

Разделы: Работа с дошкольниками


Проект: "Отечество нам Царское Село"

  • долгосрочный (8 месяцев)
  • групповой
  • познавательно-творческий

Участники проекта:

  • дети
  • воспитатели
  • родители

Цель проекта:

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о родном городе, его достопримечательностях и памятных местах; воспитание у детей уважительного отношения к культурным ценностям, истории своего города; способствовать формированию у детей чувства гордости за свой город, любви к прекрасному.

Задачи проекта:

- развивать у детей потребность в получении новых знаний о родном городе, научить видеть и понимать красоту и величие своего города. Вызвать интерес к новой информации и желание "добывать" сведения об известных и незнакомых культурных и исторических ценностях родного города;

- развивать познавательный интерес, мыслительную активность, образное и логическое мышление, навык поиска нестандартных решений, воображение, через речетворчество детей и ознакомление с окружающим; развивать творческие способности детей посредством различных видов театрализованной, изобразительной и игровой деятельности;

- развивать у детей инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению; развивать навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;

- обогащать отношения родителей и детей опытом диалогического эмоционально насыщенного общения и совместной творческо-познавательной деятельности.

Актуальность темы проекта:

В июне 2010 года наш город Пушкин (Царское Село) отметил свое 300-летие. Я со своими воспитанниками готовясь к этому юбилею, проводила активную работу по изучению с детьми истории родного города, стараясь вовлечь в совместную деятельность и родителей.

Пушкин - город, в котором родились и растут наши дети. Это их родина, и мы с детства влюбляем своих воспитанников в один из красивейших городов нашей страны: знакомим с его историей, достопримечательностями, культурным наследием. Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что наш город - частица России.

Можно ли говорить о воспитании любви к родному городу без сообщения детям определенных знаний о нем? Дети должны знать, что у каждого человека есть родной город, где он родился, знать достопримечательные места, памятники. Основная цель воспитателя - помочь показать детям их родной город, в котором они живут, чтобы вызвать у них чувства восхищения, гордости и любви. Мы, воспитатели рассказываем своим воспитанникам об истории нашего города, о людях, являющихся его гордостью, учим гордиться достижениями предков и современников. Однако практика работы показывает, что при традиционных формах подачи знаний, дети проявляют интеллектуальную пассивность, у них не появляется интерес к сообщаемым сведениям о городе, желание и стремление узнать что-то новое. Одна из задач дошкольного воспитания состоит в том, чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка. В нашем детском саду в рамках подготовки к празднованию юбилея Царского Села был разработан и реализован познавательно-творческий детско-родительский проект "Отечество нам Царское Село".

Проект реализован на старшем дошкольном возрасте и рассчитан на учебный год (2 занятия в месяц). Особенность проекта заключается в том, что в проекте принимали участие дети, родители, воспитатели. Совместный сбор материалов по теме занятия, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс. Любой проект - продукт сотрудничества детей, воспитателей, родителей.

Работу по ознакомлению дошкольников с историей родного края мы проводили в определенной последовательности. В первую очередь раскрывались темы, наиболее интересные и понятные детям: исторические памятники, события, выдающиеся личности, наиболее важные исторические события, связанные с историей города. Материал проекта позволяет, используя краеведческие материалы, знакомить детей с отдельными страницами истории и культуры города Пушкина, т.к. мы убеждены в том, что любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где человек родился.

Содержание проекта разбито на темы: "История возникновения Царского Села", "19 октября - День Лицея", "Осень в Царском Селе" и др. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы, воспитатели сами определяют объем и содержание знаний, которыми должны овладеть старшие дошкольники. Тематическое планирование способствует эффективному  усвоению дошкольниками знаний о своем городе. Все предлагаемые в данном проекте темы связаны между собой логически и вместе представляют целостный образ города. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применить их на практике. Дети учатся сначала думать, а потом делать, составлять план действий, соблюдать соглашения и придерживаться достигнутых договорённостей. Деятельность каждого ребёнка направлена на достижение намеченного результата.

Интеграция краеведческого содержания с заданиями по речевому и познавательному развитию способствует параллельному решению многих других аспектов образовательной работы с детьми. Знакомство с родным краем, происходит на занятиях, в повседневной жизни, быту. Основное содержание каждой темы реализовывалось в форме специально организованных занятий (это обеспечивало последовательность, систематичность, отвечало логике учебного материала), а его конкретизация, углубление, уточнение, дополнительные сведения дети получали через другие виды привлекательной детской деятельности, через другие организационные формы и методические приемы. Помимо специально организованных занятий, бесед, экскурсий, целевых прогулок большая роль в реализации данного проекта отводилась совместной деятельности взрослых с детьми. Использование дидактических, подвижных, настольных, сюжетно-ролевых, театрализованных игр с детьми помогало формировать соответствующие знания и навыки. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывали праздники, досуги, массовые мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств.

Основные принципы построения проекта:

  • принцип научности - предлагаемое содержание соответствует современному представлению об историческом прошлом нашего города.
  • принцип реалистичности и доступности - предлагаемый объем представлений адаптирован к восприятию его детьми старшего дошкольного возраста и соответствует их возрастным возможностям усвоения знаний; предусматривает осуществление краеведческой работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
  • принцип деловитости и занимательности - предлагаемый материал должен нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза, нести в себе деловую информацию, вызывать потребность в практической деятельности.
  • принцип системности - достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
  • принцип последовательности - заключается в постепенном повышении требований в процессе краеведческой деятельности.
  • принцип дифференциации и индивидуализации - предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
  • принцип диалогического общения - как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя, ребенка и родителей.
  • принцип развивающего обучения личностно ориентированной направленности - развивать личность творца собственной жизни, основное внимание уделяется личностному развитию воспитанника, при работе над проектом каждый ребёнок может найти дело, наиболее соответствующее его интересам и возможностям.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап

  1. Сбор, анализ и систематизация информации по данной теме.
  2. Определение целей и задач, исходя из интересов и потребностей детей.
  3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
  4. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
  5. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.

Основной этап

  1. Разработка и апробация содержания проекта "Отечество нам Царское Село" (разработка конспектов занятий, структуры мероприятий по каждой теме).
  2. Проведение мероприятий в группе в соответствии с тематикой проекта.
  3. Взаимодействие со специалистами ДОУ по реализации мероприятий по проекту.
  4. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью и участие в различных мероприятиях по реализации проекта.

Заключительный этап

  1. Выставки продуктов детской деятельности.
  2. Проведение досугов, развлечений, праздников.
  3. Создание музейной экспозиции в группе.
  4. Презентация книги "Любимое место нашей семьи в родном городе".
  5. Подведение итогов работы по проекту.
  6. Мультимедийная презентация проекта.

Формы реализации проекта:

История возникновения Царского Села

  • Познавательное занятие
  • Рассказ воспитателя
  • Беседа с детьми
  • Рассматривание фотографий, иллюстраций
  • Чтение книг, стихотворений о городе
  • Просмотр видеофильма
  • Дидактическая игра "Узнай и назови"
  • Сбор материалов для мини-музея в группе
  • Посещение с родителями Историко-литературного музея г. Пушкина
  • Анкетирование родителей

19 октября - День Лицея

  • Рассказ воспитателя
  • Беседа с детьми
  • Посещение музея "Царскосельский Императорский лицей"
  • Составление рассказов по впечатлениям о посещении Лицея
  • Чтение стихотворений
  • Рассматривание фотографий
  • Экскурсии к памятникам А.С.Пушкину

Осень в Царском Селе

  • Наблюдения в природе
  • Познавательное чтение
  • Рассматривание фотографий "Пушкин осенний"
  • Заучивание стихотворений А.С.Пушкина об осени
  • Выставка детских работ

Витебский вокзал - Царское Село (первая железная дорога)

  • Игра-занятие "Из Петербурга в Царское Село"
  • Рассматривание фотографий, картин, гравюр
  • Сюжетно-ролевая игра "Железнодорожники"
  • Конструктивная деятельность детей по созданию макета "Здание вокзала"
  • Посещение с родителями Витебского вокзала

Ворота нашего города

  • Познавательное занятие
  • Рассказ воспитателя
  • Беседа с детьми
  • Рассматривание фотографий, иллюстраций
  • Чтение книг, стихотворений о городе
  • Просмотр видеофильма
  • Конструктивная деятельность "Ворота, такие разные"
  • Экскурсия к Египетским воротам
  • Дидактическая игра "Узнай и назови"

Екатерининский дворец

  • Познавательное занятие
  • Рассказ воспитателя
  • Беседа с детьми
  • Рассматривание фотографий, иллюстраций
  • Интерактивная экскурсия в Екатерининский дворец
  • Просмотр видеофильма
  • Пластилинография "Сказочный дворец"
  • Рисование "Сказочный дворец"
  • Конструктивная деятельность "Создай свой дворец"
  • Создание альбома "Сказочные дворцы"
  • Дидактические игры: "Узнай и назови", "Путешествие по Царскому Селу", "Царскосельская мозаика" (по залам Екатерининского дворца)

Янтарная комната

  • Познавательное занятие "Янтарная комната - восьмое чудо света"
  • Рассказ воспитателя
  • Беседа с детьми
  • Рассматривание фотографий, иллюстраций
  • Просмотр видеофильма
  • Дидактические игры: "Узнай и назови", "Путешествие по Царскому Селу", "Царскосельская мозаика" (по залам Екатерининского дворца)

Зима в Царском Селе

  • Наблюдения в природе
  • Познавательное чтение
  • Рассматривание фотографий "Пушкин зимний"
  • Заучивание стихотворений А.С.Пушкина зиме
  • Презентация сборника стихов А.С.Пушкина о зиме
  • Развлечение на улице "Взятие снежной крепости"
  • Выставка детских работ

Пушкинские сказки

  • Чтение сказок А.С. Пушкина
  • Создание "Книги сказок"
  • Рисование "Сказки А.С.Пушкина"
  • Выставка работ
  • Викторина по сказкам А.С.Пушкина
  • Сочинение сказки по мотивам сказок А.С.Пушкина
  • Дидактическая игра: "Из какой сказки?"
  • Литературно-музыкальная гостиная "Что за прелесть эти сказки!"

Героическое прошлое Царского Села

  • Рассматривание фотографий мемориальных памятников в честь побед русского оружия
  • Познавательное занятие "Я живу на улице Героя"
  • Рассказ воспитателя о защитниках нашего города
  • Составление рассказа о героях в моей семье
  • Чтение рассказа "Освобождение Пушкина и Павловска от немецко-фашистских захватчиков"
  • Просмотр видеофильма о реконструкции боя по освобождению Пушкина
  • Возложение цветов к монументу "Ополченцы"

Александровский дворец

  • Познавательное занятие
  • Рассказ воспитателя
  • Беседа с детьми
  • Рассматривание фотографий, иллюстраций
  • Чтение книг, стихотворений о городе
  • Просмотр видеофильма
  • Экскурсия в Александровский дворец
  • Дидактическая игра "Узнай и назови" Дидактические игры: "Узнай и назови", "Путешествие по Царскому Селу", "Царскосельская мозаика"

Весна в Царском Селе

  • Наблюдения в природе
  • Познавательное чтение
  • Рассматривание фотографий "Пушкин весенний"
  • Заучивание стихотворений А.С.Пушкина о весне
  • Презентация сборника стихов А.С.Пушкина о весне
  • Выставка детских работ

Город и горожане (знаменитые люди нашего города)

  • Познавательное занятие
  • Рассказ воспитателя
  • Беседа с детьми
  • Рассматривание фотографий, иллюстраций
  • Чтение книг. Работа со справочной литературой, энциклопедиями
  • Просмотр видеофильма
  • Дидактические игры "Узнай и назови" Дидактические игры: "Узнай и назови", "Путешествие по Царскому Селу", "Царскосельская мозаика"
  • Анкетирование родителей "Царскосельский алфавит"

Современный город

  • Прогулки и экскурсии по улицам нашего города
  • Рассматривание фотографий открыток с видами города
  • Конкурс - игра "Знатоки родного города"
  • Занятие из цикла "Дети и этикет" - "Мы хотим быть достойными царскоселами"
  • Составление рассказа "Каким я вижу родной город в будущем"
  • Конструирование из различных видов конструктора "Город будущего"
  • Рисование "Мой любимый город"
  • Выставка детских работ

Традиции Царского Села

  • Рассказ воспитателя
  • Познавательные беседы с детьми
  • Выставка фотографий из семейных альбомов
  • Презентация своей странички в книге "Любимое место нашей семьи в родном городе"
  • Создание мини-музея в группе "Город, в котором мы живем"
  • Дидактические игры: "Узнай и назови", "Путешествие по Царскому Селу", "Царскосельская мозаика"
  • Рисование "Царскосельский забег"
  • Рисование "Царскосельский карнавал"
  • Изготовление карнавальных костюмов
  • Театрализованный досуг "Карнавал в Царском Селе"

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3