Модернизация современного отечественного образования предполагает не только обновление содержания образования, структурные и организационно-экономические изменения, но и совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса. Методическая работа - главное направление работы школы, от которого зависит выработка стратегии и перспектива развития образовательного учреждения.
Методическая работа школы
а) отражает основные направления модернизации образования, достижения психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта;
б) повышает научно-методический уровень учебно-воспитательной работы школы, внедряя достижения передового педагогического опыта в образовательном учреждении;
в) стимулирует творческий поиск педагогического коллектива, приобщая учителей школы к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе;
г) обобщает и транслирует в образовательную среду района, города, области передовой педагогический опыт коллектива школы.
Планирование методической работы в школе требует системного подхода, идеологической основой которого должна стать единая методическая тема.
Методическая тема формулируется в соответствии с программой развития образовательного учреждения.
В данной статье описан опыт работы школы по планированию работы школы над новой методической темой. Описанный опыт может быть интересен начинающим заместителям директора по учебно-воспитательной работе, которые так же, как и мы всерьез задумываются над перспективами развития методической службы своей школы.
Как известно, методическая тема должна быть сформулирована предельно лаконично.
Тема должна соответствовать основным направлениям модернизации образования, тенденциям развития современной науки, а главное, - отражать интересы, потребности педагогов и учащихся школы. Найти такую тему начинающему помощнику руководителя чрезвычайно сложно, тем более, если у школы не было программы развития
Учитывая современные требования к школе, педагогический коллектив определил единую методическую тему на предстоящий пятилетний период работы: "Повышение качества образовательного процесса через внедрение новых педагогических и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)", а также разработал Программу педагогических действий в этом направлении.
Цели программы:
1. Создание условий для успешного развития и саморазвития личности учащихся и учителей школы.
2. Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающего способности, возможности, интересы учеников.
Задачи:
1. Создание в школе благоприятных условий для умственного, нравственного и физического развития каждого ученика.
2. Повышение профессиональной компетентности учителей школы.
3. Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий.
4. Изучение и внедрение методик и приемов проведения современного урока
5. Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий.
6. Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей.
7. Разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов, сосредоточение основных усилий МО на создание у учащихся выпускных классов научной базы для успешного продолжения образования.
Поставленные перед педколлективом задачи должны решаться через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развитие способностей и природных задатков учащихся, повышение мотивации к обучению у учащихся, ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой.
Ожидаемый результат:
1. Обеспечение оптимальных условий для повышения качества образования.
2. Создание условий для становления социально-активной личности школьника в культурно-образовательном пространстве школы и семьи.
3. Обеспечение каждому учащемуся дифференцированного подхода и создание условий для реализации личностных способностей.
4. Разработка системы педагогического мониторинга за состоянием преподавания и уровнем обученности школьников.
5. Совершенствование форм внеклассной работы.
6. Повышение качества преподавания школьных дисциплин.
7. Формирование у школьников новых ценностных ориентаций.
8. Приобретение обучающимися необходимых знаний в области физической культуры, гигиены, сохранения собственного здоровья.
9. Изменение уровня обученности и развития обучающихся.
10. Личностный рост каждого школьника.
11. Повышение уровня познавательной деятельности ученика.
12. Усиление мотивации к инновационному труду со стороны педагогов школы.
13. Повышение качества образованности школьника, уровня его воспитанности.
14. Готовность ученика к самостоятельному выбору и принятию решения усиление ответственности за последствия своих поступков.
15. Применение педагогами школы возможностей компьютера для совершенствования и организации своей работы.
ПЯТЬ ШАГОВ К ЦЕЛИ
ШАГ ПЕРВЫЙ:
"Повышение профессиональной компетентности учителя" (2010 - 2011 учебный год)
Цели:
1. Создать условия для повышения профессиональной компетентности учителей школы.
2. Усилить личностно ориентированную направленность образования через совершенствование традиционных и развитие новых педагогических технологий.
3. Развитие творческого потенциала педагогов и учащихся школы.
Задачи:
1. Проанализировать педагогические условия развития творческой активности участников педагогического процесса.
2. Организовать работу семинаров - практикумов.
3. Осуществлять взаимообучение учителей.
4. Стимулировать самообразование и творческий поиск учителей.
ШАГ ВТОРОЙ:
"Современный урок через внедрение новых педагогических и информационных технологий"(2011 - 2012 учебный год)
Цели:
1. Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий.
2. Обеспечение условий для внедрения новых технологий для лучшей реализации общих, единых для всех учащихся целей обучения.
Задачи:
1. Выбор оптимальных методик повышения качества образования
2. Формирование у школьников навыков самоанализа и самоконтроля в процессе обучения.
ШАГ ТРЕТИЙ:
"Эффективное развитие познавательных интересов учащихся на основе современных педагогических и ИКТ технологий" (2012 - 2013 учебный год)
Цели:
1. Формирование у школьника ценности образования на основе современных педагогических и ИКТ технологий
2. Активизация учащихся путем формирования у них познавательных интересов.
3. Повышение уровня сформированности самостоятельной образовательной деятельности учащихся.
Задачи:
1. Обеспечить уровень образования, соответствующий современным требованиям.
2. Развивать у учащихся способность к самообразованию и саморазвитию.
ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ:
"Сотрудничество школы и семьи в повышении качества образованности и воспитанности учащихся" (2013 - 2014 учебный год)
Цели:
1. Обновление содержания совместной работы семьи и школы по управлению развитием качества образованности и воспитанности учащегося
2. Родительская поддержка в основе саморазвития и самооценки личности.
Задачи:
1. Взаимодействие структур школы и родителей в формировании личности школьников.
2. Развитие самостоятельности детей в условиях семьи.
3. Формирование у родителей умения диагностировать развитие детей.
ШАГ ПЯТЫЙ:
"Роль внедрения новых педагогических и информационных технологий в повышении качества образовательного процесса" (Результативность работы школы по методической теме) (2014 - 2015 учебный год)
Цели:
1. Достижение оптимального уровня профессиональной квалификации педагогов.
2. Обеспечение высокого уровня образованности и воспитанности учащихся.
Задачи:
1. Использование новых педагогических и ИКТ технологий как средство удовлетворения образовательных потребностей и возможностей учащихся.
2.Формирование у школьников личной ответственности за результаты своей деятельности.
3. Разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов, сосредоточение основных усилий МО на создание у учащихся выпускных классов научной базы для успешного продолжения образования.