Цель:
- Научить вычитанию однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.
- Развивать устную речь учащихся; логические приемы мышления: анализ, синтез, сравнение; умение добывать знания, опираясь на ранее полученные умения.
- Воспитывать интерес к предмету; уважительное и доброжелательное отношение друг к другу. Формировать коммуникативную культуру, самостоятельность.
Задачи:
- Актуализировать знания состава чисел десятка.
- Познакомить с приемом вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.
- Закрепить изученные вычислительные приемы.
- Совершенствовать умение решать текстовые задачи с новым приемом вычитания.
Оборудование: компьютер, проектор, CD Уроки Кирилла и Мефодия. Математика 2 класс. 1 часть, презентация , звёздочки с числами, карточки с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент.
Чтобы солнце улыбнулось,
Улыбнись и ты скорей.
Чтобы время не тянулось,
Позови своих друзей.
На уроке чтоб не спать,
Нужно думать и решать!
2. Актуализация знаний.
- Ребята, вы видели, как падают с неба звёзды?
- Как называется такое явление? (Звездопад)
- А что делают люди, увидевшие падающую звезду? (Загадывают желание)
- Всем хватит, чтобы загадать желание.
- Рассмотрите звездочки на столах. Что на них написано?
- Что вы можете сказать про эти числа? (Однозначные)
- В паре покажите состав этого числа.
На партах лежат звездочки с числами 5, 6, 7, 8, 9.
Слайд № 1 (на слайде: 11 - 2,12 - 5, 13 - 4, 14 - 9, 15 - 6, 16 - 8, 53 - 7)
- Рассмотрите выражения. Чем они похожи? (на вычитание из двузначного числа однозначного с переходом через разряд)
- Что нужно знать, чтобы найти значение этих выражений? Найдите значения выражений. (ответы показывают на карточках и объясняют прием)
- Похож алгоритм решения?
- Чему удивились? А почему вы удивились?
3. Выход к учебной проблеме.
- Посмотрите на это выражение и догадайтесь, чему мы должны научиться сегодня на уроке?
4. Решение учебной проблемы.
- Попробуйте в парах составить алгоритм решения выражения 53 - 7.
- Давайте проверим, что у вас получилось?
(1. Заменю число : суммой удобных слагаемых.
2. Вычту из : число :, чтобы получилось круглое число.
3. Вычту из : оставшееся число).
- А правильно ли мы составили алгоритм вычисления?
Демонстрация Flash - ролик CD Уроки Кирилла и Мефодия. Математика 2 класс. Урок 6, задание 3.
- Что вы можете сказать о приеме рассуждения Космика?
- Давайте, заполним оставшиеся схемы. (Дети заполняют схемы на карточках:
- 1 вариант 75 - 8 = 67;
- 2 вариант 62 - 9 = 53)
- Проверим. Ученики объясняют, как заполнили схему, а учитель заполняет на компьютере.
- Кто заполнил схему правильно?
5. Закрепление нового материала.
Flash - ролик CD Уроки Кирилла и Мефодия. Математика 2 класс. Урок 6, задание 9.
Учащиеся по рядам выполняют самостоятельную работу на карточках.
- Проверим вашу работу. Как рассуждали? К компьютеру выходят ученики и вставляют пропущенные числа в последнюю запись.
6. Закрепление ранее изученного материала.
- Откройте тетради запишите число, классная работа.
- Что вы можете сказать про это число? (30.11. - Григорий Зимоуказатель. Начало устойчивых морозов, снежного покрова. 1913 - родился Виктор Драгунский, русский советский писатель (ум. 1972).)
- Откройте учебник на странице 57, № 4. Прочитайте задачу.
- О чем говорится в задаче? (О машинах)
- Какие это машины? (Грузовые машины)
- Сколько их было? (20)
- Какую работу выполняли машины? (Перевозили удобрении е и овощи)
- Сколько машин отправили перевозить овощи? (10)
- Сколько машин отправили перевозить удобрения? (7)
- Выполним схему к задаче. У доски работает ученик, чертит схему.
- Какой бы вы поставили вопрос? (Сколько машин осталось в гараже?)
Ученик записывает решение задачи. (20 - 10 - 7 = 3 (м.) )
- Как ещё можно решить эту задачу? (20 - (10 + 7) = 3 (м.))
Ученик записывает второй способ решения задачи и объясняет.
- Давайте, изменим данные в задаче, так чтобы можно было применить новый способ вычисления. (Какое число в условии задачи нужно заменить, чтобы использовать новый прием вычисления?)
Запишите решение задачи самостоятельно. Проверка.
7. Итог урока.
- С какой проблемой мы столкнулись сегодня на уроке?
- Какой прием вычисления нам в этом помог?
- Кто может придумать свои выражения на новый прием вычисления?
Ученики приводят пример и объясняют способ вычисления.
- Кто может сам составить выражения на вычитание из двузначного числа однозначного?
- Кто может дополнить выражение на этот прием и найти его значение?
- Кто может найти значение выражений на новый прием?
- Кто доволен своей работой на уроке? Оценка работы детей учителем.
8. Домашнее задание. С. 57 № 3, № 2.
9. Резерв.
- Прочитайте текст задачи.
- Можем мы решить задачу? Почему?
- Каким числом можно дополнить условие задачи, если это не круглое число и находится между числами 30 и 50. Обязательное условие при вычислении нужно будет использовать новый прием вычисления.