Права и обязанности детей

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • помочь детям разобраться в понятиях "права" и "обязанности";
  • воспитывать уважение к правам других.

Информация на плакатах (статистика):

  • Свыше 729 тысяч подростков-правонарушителей и 182 тысячи родителей, отрицательно влияющих на поведение детей.
  • Около 210 тысяч преступлений совершено несовершеннолетними преступниками и хулиганами.
  • Более 3 миллионов детей живут с одним родителем.
  • Всего в сиротских учреждениях находится 570 тысяч воспитанников.
  • 348 тысячи потенциально безнадзорных детей из 184 тысяч семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.
  • Более 200 тысяч пострадали в конфликтах и войнах (более 1/3 всех беженцев).
  • Из детских домов каждый год убегают 20 тысяч воспитанников. Менее 5 % выпускников детских домов и интернатов способны овладеть постоянной профессией, 30 % - не имеют своего жилья, 20 % - правонарушители, 10 % - самоубийцы.
  • Около 50 тысяч несовершеннолетних находятся в местах лишения свободы.

Ход мероприятия

1. Вступительная часть

Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение: этих главных вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека.

- А есть ли какие-нибудь права у детей? (ответы детей)

И они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенные Наций (ООН).

Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.

- А что означают слова "права" и "обязанности"? Из словаря Ожегова:

"Право-охраняемая государством, узаконенная возможность что-либо делать, осуществлять". "Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения"

- А есть ли какие-нибудь права у детей? (ответы детей)

Дети имеют права на получения образования, отдых медицинское обслуживание и т.д. Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей.

- Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.

Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является, ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права -права на жизнь, что война - самый худший способ решения споров и проблем.

Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что Третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить глобальную, катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию - ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.

2. Конвенция о правах ребенка;

Однако - не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, случаются аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены.

20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.

В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

  • Право на жизнь.
  • Право на имя при рождении.
  • Право на медицинскую помощь.
  • Право на образование.
  • Право на отдых и досуг.
  • Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).
  • Право свободно выражать свои взгляды.
  • Право на свободное перемещение.
  • Право на заботу и воспитание родителями.
  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).
  • Право на защиту своих прав и законных интересов родителями. Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Выдается памятка для уч-ся "Права которые у меня есть"

Все начинается с права на жизнь. Это - первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим.

- А сейчас у нас есть такое?

- Почему?

3. Инсценировка отрывка "Морозко" и " Золушка"

4. Викторина "Права литературных героев".

1) В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? ("Серая шейка", "Красная Шапочка", "Дюймовочка", "Сказка о рыбаке и рыбке".)

2) Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? ("Три поросенка", зайка из русской народной сказки "Ледяная избушка".)

3) Какие сказочные героини страдают от вмешательства в личную жизнь? (Людмила из поэмы Пушкина А. С "Руслан и Людмила", Марья Моревна - персонаж: русских народных сказок.)

4) Героини каких сказок воспользовались правом свободного передвижения и выбора местожительства? ("Лягушка-путешественница".)

5) В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? ("Дюймовочка".)

6) В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? ("Золотой ключик, или Приключения Буратино".)

7) Какие литературные герои воспользовалась правом на свободу мирных собраний? ("Бременские музыканты", "Квартет", "Белоснежка и семь гномов".)

8) Какой известный литературный герой воспользовался правом на труд, причем обеспечил себе и другим свободный выбор работы и справедливые условия труда? (Том Сойер.)

9) В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? ("Мороз Иванович", "Госпожа Метелица", "Сказка о попе и о его работнике Балде".)

10) У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка.)

5. Конкурс "Песня о правах".

Учащиеся должны сказать, о каких правах в ней идет речь.

1) "Песня бременских музыкантов" (право на свободу передвижения, мирных собраний).

2) "Чему учат в школе" (право на образование).

3) "На крутом бережку" из мультфильма "Приключения кота Леопольда" (право на отдых).

4) "До чего дошел прогресс" из кинофильма "Приключения Электроника" (право на пользование благами научно-технического прогресса).

6. Итог.

- Я буду говорить о каком-то праве, а вы будете отвечать: "Разрешается или запрещается".

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго запрещается.

С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить
- Это разрешается.

 Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это запрещается.

 Рисовать и петь, учиться,
Если заболел - лечиться.
Это разрешается.

Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа Запрещается.

Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить
-Это разрешается.

Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго запрещается.

 Литература.

  1. Конвенция о правах ребенка
  2. Справочник классного руководителя