Цель:
- помочь детям разобраться в понятиях "права" и "обязанности";
- воспитывать уважение к правам других.
Информация на плакатах (статистика):
- Свыше 729 тысяч подростков-правонарушителей и 182 тысячи родителей, отрицательно влияющих на поведение детей.
- Около 210 тысяч преступлений совершено несовершеннолетними преступниками и хулиганами.
- Более 3 миллионов детей живут с одним родителем.
- Всего в сиротских учреждениях находится 570 тысяч воспитанников.
- 348 тысячи потенциально безнадзорных детей из 184 тысяч семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.
- Более 200 тысяч пострадали в конфликтах и войнах (более 1/3 всех беженцев).
- Из детских домов каждый год убегают 20 тысяч воспитанников. Менее 5 % выпускников детских домов и интернатов способны овладеть постоянной профессией, 30 % - не имеют своего жилья, 20 % - правонарушители, 10 % - самоубийцы.
- Около 50 тысяч несовершеннолетних находятся в местах лишения свободы.
Ход мероприятия
1. Вступительная часть
Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение: этих главных вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека.
- А есть ли какие-нибудь права у детей? (ответы детей)
И они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенные Наций (ООН).
Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.
- А что означают слова "права" и "обязанности"? Из словаря Ожегова:
"Право-охраняемая государством, узаконенная возможность что-либо делать, осуществлять". "Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения"
- А есть ли какие-нибудь права у детей? (ответы детей)
Дети имеют права на получения образования, отдых медицинское обслуживание и т.д. Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей.
- Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.
Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является, ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права -права на жизнь, что война - самый худший способ решения споров и проблем.
Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что Третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить глобальную, катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию - ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.
2. Конвенция о правах ребенка;
Однако - не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, случаются аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены.
20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.
В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
- Право на жизнь.
- Право на имя при рождении.
- Право на медицинскую помощь.
- Право на образование.
- Право на отдых и досуг.
- Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).
- Право свободно выражать свои взгляды.
- Право на свободное перемещение.
- Право на заботу и воспитание родителями.
- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).
- Право на защиту своих прав и законных интересов родителями. Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
Выдается памятка для уч-ся "Права которые у меня есть"
Все начинается с права на жизнь. Это - первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим.
- А сейчас у нас есть такое?
- Почему?
3. Инсценировка отрывка "Морозко" и " Золушка"
4. Викторина "Права литературных героев".
1) В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? ("Серая шейка", "Красная Шапочка", "Дюймовочка", "Сказка о рыбаке и рыбке".)
2) Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? ("Три поросенка", зайка из русской народной сказки "Ледяная избушка".)
3) Какие сказочные героини страдают от вмешательства в личную жизнь? (Людмила из поэмы Пушкина А. С "Руслан и Людмила", Марья Моревна - персонаж: русских народных сказок.)
4) Героини каких сказок воспользовались правом свободного передвижения и выбора местожительства? ("Лягушка-путешественница".)
5) В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? ("Дюймовочка".)
6) В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? ("Золотой ключик, или Приключения Буратино".)
7) Какие литературные герои воспользовалась правом на свободу мирных собраний? ("Бременские музыканты", "Квартет", "Белоснежка и семь гномов".)
8) Какой известный литературный герой воспользовался правом на труд, причем обеспечил себе и другим свободный выбор работы и справедливые условия труда? (Том Сойер.)
9) В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? ("Мороз Иванович", "Госпожа Метелица", "Сказка о попе и о его работнике Балде".)
10) У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка.)
5. Конкурс "Песня о правах".
Учащиеся должны сказать, о каких правах в ней идет речь.
1) "Песня бременских музыкантов" (право на свободу передвижения, мирных собраний).
2) "Чему учат в школе" (право на образование).
3) "На крутом бережку" из мультфильма "Приключения кота Леопольда" (право на отдых).
4) "До чего дошел прогресс" из кинофильма "Приключения Электроника" (право на пользование благами научно-технического прогресса).
6. Итог.
- Я буду говорить о каком-то праве, а вы будете отвечать: "Разрешается или запрещается".
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго запрещается.С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить
- Это разрешается.Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это запрещается.Рисовать и петь, учиться,
Если заболел - лечиться.
Это разрешается.Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа Запрещается.Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить
-Это разрешается.Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго запрещается.
Литература.
- Конвенция о правах ребенка
- Справочник классного руководителя