Образовательная область: математика
Класс: 11
Тип урока: урок-исследование, обобщение
Форма работы: групповая
Методы - стимулирование интереса через нетрадиционную структуру урока;
- наглядно-визуальный;
- частично-поисковый;
- проектно-исследовательский;
- репродуктивно-продуктивный;
Приёмы - снятие эмоционального напряжения, диалог, погружение в ситуацию, установление соответствий, фронтальный опрос; снятие трудностей; приём алгоритмизации; работа со справочниками и словарями, поисковой сети интернет, создание проекта, взаимооценивание учебной деятельности
Цели:
образовательный компонент:
- расширение информационного поля учащихся по теме "Сфера и шар" посредством исследовательской деятельности (определение общего через частное);
развивающий компонент:
- развитие информационно-коммуникативной компетенции через креативное мышление, творческую фантазию, умение слушать, оценивать себя и товарищей, воображать, сравнивать; умения выделять главное.
воспитательный компонент:
- воспитание культуры общения учащихся через развитие эмоциональной и мыслительной деятельности, через работу в группах, толерантное отношение друг к другу; стремление к самообразованию и совершенствованию;
- привитие интереса к предмету.
практический компонент:
- практическое применение школьниками знаний полученных на уроке при решении математических задач, эмоциональная удовлетворенность на уроке, его организованность, доброжелательность и открытость по отношению к товарищам и учителю.
Оборудование:
- учебник геометрии 10-11, авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и другие, мультимедиа;
- компьютеры с выходом в интернет, энциклопедические словари, модели сферы и шара, глобус, оценочные листы, таблицы для групп.
Структура урока:
- Определение цели урока-исследования;
- Определение эмоционального настроя учащихся на момент начала урока;
- Повторение пройденного материала;
- Инструктаж (определение алгоритма деятельности учащихся);
- Групповая работа;
- Защита проекта; определение вывода по проблемному вопросу урока;
- Рефлексия учебная и психологическая;
- Подведение итога урока, домашнее задание.
Доминантным методом урока выбран проектно-исследовательский метод, стимулирующий у учащихся интерес к изучениюматематики. Этого метод, умело вплетённый в групповую деятельность, позволяет снять напряжение, усталость у учащихся, преодолеть психологический барьер. Мотивационный компонент учебной деятельности на уроке заключается в коллективной работе учащихся, наличии наглядностей, творческих заданий, что создаёт доброжелательную и жизнерадостную атмосферу в классе.
Данный урок является обобщающим по темам "Сфера и шар", поэтому выбор приёмов и форм работы с учётом способностей и возможностей учащихся является оптимальным.
Урок начинается с определения целей и задач, которые настраивают учащихся на учебную работу. Упражнение с ладошками в начале и конце урока позволяет снять напряжение, вызвать положительные эмоции.
Повторение пройденного материала носит репродуктивный характер.
Инструктаж позволяет продемонстрировать алгоритм учебной деятельности, необходимый при реализации исследовательской работы. Работа в группах учит толерантности чувство коллективизма; погружение в ситуацию повышает интерес учащихся к дальнейшей работе.
Защита проекта развивает у учащихся коммуникативные навыки монологической речи, креативное мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы. Особое значение имеет взаимоконтроль группами друг друга. Ребята учатся адекватно оценивать друг друга, уважать мнение соперников.
Рефлексия носит не только учебный характер, но и психологический - снятие усталости и напряжения в конце урока.