Цели и задачи:
- познакомить учащихся с особенностями написания текста письма;
- учить выделять смысловые части письма, защищать групповые и индивидуальные проекты;
- развивать коммуникативные способности учащихся, умения работать в группе;
- воспитывать интерес к написанию писем, дружелюбие, внимание к близким людям.
Оборудование: раздаточный материал, карточки; слайды; конверты, словарные слова, опорные слова.
Эпиграф:
Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены:
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя:
- Вам нужно было узнать, что такое эпистолярный
жанр? (Это жанр письма)
- В ваших глазах я вижу недоумение: зачем нам
знакомиться с эпистолярным жанром, ведь в век
электронной почты и мобильной связи этот жанр
становится неактуальным. С этим трудно спорить,
но скажите, вы любите получать письма от родных и
близких? Вам нравится их читать?
Как вы думаете, зачем люди пишут друг другу?
(Сообщить;
Поздравить;
Извиниться;
Поделиться чувствами, впечатлениями;
Поблагодарить и т. д
- Почему мы ждем писем от близких нам людей, от родных? Мы ждем именно писем, а не звонков, не открыток? Ответ очевиден: письма помогают общаться душою. Не случайно существует и такое определение письма:
Письмо - это труд души, обращенный к другому человеку.
- К сожалению, эта удивительная, благородная форма письма сегодня вытесняется другими. Мы звоним, шлем факсы, отправляем Интернет - письма. Общаемся? Да. Но уж очень по-деловому, подчас забывая, что письмо - это художественное произведение, искусство слова.
- А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком).
3. Теоретическая часть урока
- Подумайте, какие бывают письма? (Письмо деловое, личное: письмо-поздравление, письмо-просьба, благодарственное письмо)
Давайте вспомним некоторые слова, связанные с написанием писем.
(Разгадаем кроссворд, отгаданные слова запишем в тетрадь)
1. Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние (Письмо).
2. Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (Конверт.)
3. Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. (Адрес.)
4. Цифровое условное обозначение населенного пункта (Индекс).
5. Человек, разносящий письма, газеты, телеграммы (Почтальон).
(Стук в дверь, входит почтальон Печкин - переодетый ученик).
Почтальон: Ребята! Я к вам за помощью. К нам на почту уже давно пришло письмо. Я не знаю, что с ним делать? Адрес на нем не указан, фамилия человека, которому оно адресовано, тоже. Вот, что написано на конверте:
На деревню дедушке Константину Макарычу.
- Вы не знаете, кто написал это письмо? Помогите мне, пожалуйста, найти адресата!
Учитель: Проходи, почтальон Печкин, мы с ребятами постараемся тебе помочь, ведь сегодня на уроке мы будем писать письма. А кто такой адресат? (Адресат - тот, кому адресовано письмо).
- Назовите слова, без которых не обходится ни одно письмо.
(Здравствуйте - живите и будьте здоровы.
До свидания - до скорого свидания)
План письма:
- Подпись
- Заключение
- Приветствие и обращение
- Дата
- Изложение того, что хочешь написать, и вопросы о том, о чем хочешь узнать.
- В каком порядке вы расположите эти части текста вашего будущего письма? Поработайте в группах.
Алгоритм написания письма:
- Приветствие или обращение - имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте:).
- Основная часть - изложение информации, интересующей адресата.
- Заключение - выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
- Подпись.
- Дата.
- Теперь вы сами попробуете написать письмо.
Сегодня вы будете учиться писать письма личного характера, для этого мы разделимся на группы. Каждая группа получает задание, алгоритм написания письма, опорные слова, правила (класс делится на 3 группы).
Задание для 2 группы:
- Напишите первой учительнице письмо-поздравление.
Опорные слова : улица ::::::::. Дорогая: Уважаемая: От всей души, от всего сердца: Сердечно благодарим: Желаем: Опорные слова: Дорогой друг(имя): Хочу рассказать тебе о: Мы очень скучаем без тебя: Напиши нам о: С нетерпением ждем ответа: |
Адрес: Глуховой Ольге Николаевне Поздравляем: п.Горноправдинск Ханты-Мансийский район Тюменская область 628520 Задание для 3 группы: - Напишите другу письмо-рассказ о делах в классе. Адрес: Тимошенко Виолетте улица :::::::.. п.Нижнесортынский Сургутский район Тюменская область 628447 |
(Каждая группа вытягивает себе тему)
4. Практическая часть урока
- составление и оформление групповых проектов (на партах лежат заранее заготовленные листы).Самостоятельная работа детей в группах (15 минут). Звучит спокойная музыка.
5. Защита групповых проектов.
Подводим итоги работы в группах, дети читают коллективно написанные письма, обсуждают их достоинства и недостатки.
Учитель: Ребята, я хочу познакомить вас с необычным письмом.
1."Письмо дедушке". (стих.)
2. Это письмо учительнице от бывшего ученика
(подготовленный ученик выразительно читает стихотворение).
Анна Константиновна! Вам за давней давностью
И не вспомнить неслуха с челочкой торчком.
Шлю вам запоздалое слово благодарности
За мои чернильные палочки с крючком.
Анна Константиновна! Если Вы позволите,
К Вам на математику в детство удеру
Поучиться заново крестикам и ноликам,
Самой главной грамоте, правде и добру.
Анна Константиновна! А в конце послания
Вам желает радостей и хороших слов
Ваш не отличавшийся по чистописанию
С третьей парты - помните, Леша Иванов.
- Понравилось ли вам это письмо, ребята? В чем необычность этого письма?
6. Заключительная часть урока.
Учитель: Сегодня на уроке вы познакомились с правилами заполнения конверта, писали письма разных видов. А что же объединяет ваши письма?
(Все письма относятся к личным).
Наконец пришло время открыть вам небольшой секрет: письмо, которое пришло к вам по ошибке, написал герой рассказа А.П.Чехова - Ванька Жуков. Ребята, расскажите Ване, что ему нужно знать, чтобы его письмо дошло до дедушки. (Ребята рассказывают правила заполнения конверта.
- А теперь достаньте конверты, мы попробуем их правильно заполнить (образец на доске.)
Правила заполнения конверта.
От кого: учеников 3 "А" класса
Откуда : ул. Киевская , д. 4
п. Горноправдинск,
Ханты - Мансийский район,
Тюменская область.
Индекс: 628520
Кому: Тимошенко Виолетте
Куда: ул. Хусаинова д.1,
п.Нижнесортынский
Сургутский район
Тюменская область
Индекс: 628447
7. Домашнее задание:
- Напишите письмо - рассказ о нашем уроке, не забудьте правильно заполнить конверт.
8. Итог урока (рефлексия)
- Вернёмся к нашему эпиграфу. Надеюсь теперь вам понятен его смысл.
Вот и подошел к концу наш урок. На ваших столах лежат лепестки - листочки. Если вам все понятно по теме "Как писать письмо" и понравился урок, то выберите лепесток с восклицательным знаком. А если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то выберите лепесток с вопросительным знаком. (Размещение на доске лепестков, построение цветка.) Наш цветок готов. Оказывается, у некоторых ребят остались вопросы, поэтому на последующих уроках мы продолжим изучение данной темы.
- А сейчас передайте свои письма почтальону.
- Спасибо всем. Урок окончен.