Тип урока: урок-путешествие
Цель: проверить знания учащихся по теме "Природные зоны России"
Задачи
- Образовательные: обобщить знания учащихся о природных зонах нашей страны.
- Развивающие: развивать умение раскрывать природные и экологические взаимосвязи, умение сравнивать и делать выводы.
- Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- мультимедийный проектор
- учебник "Мир вокруг нас", автор А.А.Плешаков
- учебная карта "Природные зоны России"
- презентация материала урока
- раздаточный материал для учащихся
Ход урока
I. Организация класса.
II. Работа по теме урока.
Сообщение темы урока.
Сегодня я всех приглашаю совершить путешествие по природным зонам России. (слайд 1)
Во время путешествия мы должны решить следующие задачи: (слайд 2)
Повторение. Беседа по вопросам.
- Подумайте и назовите условия, которые необходимы для жизни на земле? (Свет, тепло, вода, питание и почва).
- Вспомните и назовите тепловые пояса Земли. (Полярные: северный и южный, умеренный, тропический).
- Как вы думаете, одинаков ли будет растительный и животный мир в этих поясах?
- А от чего это зависит? Если затрудняетесь, дать ответ поможет учебник.
Вывод. Двигаясь с севера на юг, мы пересекаем различные природные зоны. Их особенности зависят от количества получаемого тепла и влаги.
Станция "Узнай природную зону"
По описанию вы должны узнать, о какой природной зоне идёт речь и показать на карте эту зону.
Слайд 3.
Это безлесая заболоченная равнина на севере нашей страны. Природа здесь сурова. Зима долгая (7 - 8 месяцев), холодная (мороз -50 градусов). Дуют сильные ветры. Лето короткое, прохладное. Зимой - 2 месяца длится полярная ночь.
Слайд 4. (тундра)
Слайд 5.
Это южная природная зона, небольшая по площади. Здесь редко бывают дожди. Лето продолжительное, очень жаркое и сухое, температура воздуха в тени + 40 градусов. Зима короткая и холодная. Поверхность этой природной зоны покрыта барханами из песка, они постоянно передвигаются.
Слайд 6. (пустыня)
Слайд 7.
Значительная часть поверхности здесь покрыта ледниками; зима долгая и суровая, лето короткое и холодное. Среди растений господствуют мхи и лишайники. Цветковые растения встречаются редко. Среди животных преобладают те, которых кормит море. На скалистых берегах летом размещаются птичьи базары.
Слайд 8. (арктические пустыни)
Слайд 9.
Самая большая по площади природная зона России. Это глухомань ельников, величие дубрав, пропитанные солнцем сосновые боры, белоствольные березняки.
Это место отдыха, аптека, дом для растений, животных и грибов, защитник воздуха, водоёмов, почв.
Слайд 10. (лесная зона)
Слайд 11.
Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны - Кавказские горы, а с другой - Чёрное море.
Слайд 12. (субтропики)
Слайд 13.
Эта зона - бескрайняя равнина. Лето продолжительное, очень тёплое, засушливое. Дождей выпадает немного, в основном ливневые. Зима холодная, но довольно прохладная. Почвы плодородные.
Слайд 14. (степи)
Станция "Зоологическая"
(слайд 15)
А сейчас вас ожидают загадки о представителях различных природных зон.
Слайд 16
Мой брат в лесу глухом живёт.
Он сладкоежка неуклюжий.
А я в глаза не видел мёд.
Живу где ветер, снег и стужа. (белый медведь)Мха копытами касаясь,
Ходит северный красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (северный олень)Сел Егор между гор.
Говорит: "А ну-ка, горы,
Молодца везите в горы! (верблюд)Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но ах!
Удрала, а хвост в руках! (ящерица)Плывёт по морю океан,
Пускает из воды фонтан. (кит)Из куста шипуля -
За ногу тянула. (змея)
Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждёт добычу.
Не робей, но берегись
В том лесу, где бродит : (рысь)
Физкультминутка
Ты по тундре стал шагать (шагают)
Далеко кругом видать (повороты вправо, влево, взгляд из-под руки).
Перешагивай деревья (шаг с высоким подниманием бедра),
Их смотри, не растопчи (прыжки).
Если летом оказался, гнус скорее отгони. (машут руками)
А зимою не дрожи (похлопывают себя).
Сядем в нарты, и опять
Дальше природные зоны изучать. (сели на место)
"Кто где живёт?"
Слайд 18
- Рассели животных по природным зонам, соединив стрелкой животное и зону обитания.
(Работа по карточкам)
Проверка.
Слайд 19
Реши задачу.
Слайд 20
Верблюд развивает скорость до 16 км/ч. Сколько километров может пройти верблюд за 5 часов? (80 км)
Скорость белки 4 км/ч. За сколько часов она преодолеет расстояние в 200 км? (за 5 ч)
Что за растения?
Животных вы знаете хорошо. А теперь проверим, насколько хорошо вы знаете какие растения, где растут.
Слайд 21
Определите, что это за растение и в какой природной зоне оно растёт.
- верблюжья колючка - пустыня,
- грибы - лес
- ковыль - степь
- лиственница - лес
- пион тонколистный - степь
- голубика - тундра
Кто лишний?
Слайд 22
Вам необходимо в каждой строчке представителя природной зоны, который попал в этот список по ошибке. Ответ нужно обосновать.
а) кипарис, пальма, джузгун, магнолия;
б) тушканчик, песчанка, кобылка, хомяк;
в) амурский тигр, тюлень, белый медведь;
г) клён, лиственница, дуб;
д) тополь, саксаул, берёза;
е) ковыль, верблюжья колючка, тюльпан;
ё) серая куропатка, кедровка, глухарь.
Цепи питания
Слайд 23
Дополните цепи питания и определите, в какой природной зоне они существуют.
То ли правда, то ли ложь
Графический диктант.
- Я зачитываю утверждение, если оно верно, ставите "+", если неверно, то ставите "-"
1) Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей. | + |
2) В зоне арктических пустынь есть коренное население. | - |
3) Растения пустыни тянутся высоко к солнцу. | - |
4) Фитонциды - это особые вещества, способствующие развитию болезнетворных бактерий. | - |
5) Основным занятием населения тундры является оленеводство. | + |
6) Экологическими проблемами пустыни являются неумеренное орошение, неумеренный выпас скота, браконьерство. | + |
7) На Черноморском побережье обитают киты, морские черепахи, тюлени. |
Проверка.
Слайд 24
Красная книга
- А знаете ли вы, что такое Красная книга?
- Что можете рассказать о ней?
- Полное её название "Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений"
- Представители каких природных зон здесь изображены?
Слайд 25.
- Дрофа - степь
- Белей медведь - Арктика
- Дельфин - субтропики
Слайд 26.
- Овцебык - Арктика
- Пион тонколистный - степь
- Краснозобая казарка - тундра
- Трудно себе представить, что вокруг ничего не было бы из того, о чём мы сегодня говорили. Живя на планете Земля, мы всегда должны помнить:
В лесу и на речной излуке,
В родных полях, где даль светла,
Ты с добротой не будь в разлуке,
Не причини природе зла.
Ведь ты и сам её частица,
Она всегда щедра к тебе.
Всё, что несёшь ей, отразится
В твоей душе, в твоей судьбе.
Иди к земле хорошим другом,
Её защитником иди,
Чтоб только пенье птиц над лугом,
Чтоб мир и солнце впереди!
Экологические проблемы
- Находясь в экспедициях по природным зонам, мы обращали внимание на экологические проблемы. К сожалению, они есть в каждой природной зоне. Назовите их.
Слайд 27
- Мы с вами в прошлом месяце работали над экологическим проектом "Земля - наш общий дом". Вы занимались исследованием экологических проблем, выясняли, какие существуют проблемы в масштабах нашей страны и конкретно в с. Сузоп.
III. Итог урока
- Вот и закончилось наше путешествие по природным зонам России. Подводя итог сегодняшнему путешествию, обратимся к самому началу урока. На какой вопрос нам нужно было ответить?
Слайд 2.
- Как вы считаете, сможем ли мы на него ответить положительно? Проанализируйте, со всеми заданиями справились, на все вопросы смогли дать ответ?
И в любое время года
Хороша у нас природа.
Хоть всю землю обойдёшь -
Лучше Родины любимой,
Краше места не найдёшь.
- Спасибо за работу всем участникам путешествия.