Интегрированный урок (математика + информатика) "Делимость чисел на 3 и 9". 6-й класс

Разделы: Математика, Информатика

Класс: 6


Цель: изучение и первичное осознание нового учебного материала, создание условий для уверенного владения навыками использования признаков делимости на 3 и на 9 при решении упражнений и задач.

Образовательные задачи урока:

  • вывести признаки делимости на 3 и на 9;
  • использование признаков делимости на 3 и на 9 при решении упражнений и задач.

Развивающие задачи урока:

  • развивать творческую сторону мыслительной деятельности;
  • развивать умение обобщать, классифицировать, делать выводы;
  • развивать коммуникативную компетенцию учащихся;
  • создание условий для проявления познавательной активности учащихся.

Воспитательные задачи урока:

  • воспитывать культуру умственного труда;
  • воспитывать информационную культуру.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичное применение полученных знаний.

Оборудование: мультимедийный комплекс, персональные компьютеры, интерактивная доска.

Ход урока

Слайд 1. Приложение

Здравствуйте ребята, уважаемые гости!

Сегодня у нас не обычный урок математики, мы проведем его вместе с учителем информатики Александром Николаевичем. Для успешной работы вам пригодятся знания, полученные ранее на уроках математики и информатики.

Обратите внимание, у вас на столах лежат оценочные листы, в которых по окончанию урока вы себе выставите оценки. Сверху напишите свою фамилию.

Сначала поработаем устно, вспомнив прошлый материал.

Первое задание. Вам необходимо ответить на вопрос "Верно ли?" и объяснить "почему вы так думаете?" Слайд 2.

Верно ли, что

35·17 кратно 5

21+18 кратно 2

63·185 кратно 21

15+27 кратно 3

30·13+2 кратно 10

28+49 кратно 7

Второе задание. Укажите, какие из чисел

118, 126, 232, 150, 145, 325, 100, 830 делятся на 2, на 5, на 10, на 2 и на 5, на все числа одновременно? Почему?

На прошлых уроках мы рассматривали признаки делимости чисел на 2, на 5, и на 10, а сегодня познакомимся с признаками делимости на 3 и на 9, а также с их применением при решении задач.

Открываем тетради, записываем дату: 02.03.2010, и тему урока "Признаки делимости на 3 и на 9." Слайд 3.

Эпиграфом нашего урока я выбрала слова французского философа, писателя, математика и физика

"Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим". Блез Паскаль

Для того, чтобы определить, какие числа делятся на 3 и на 9, я предлагаю вам провести небольшое исследование, выполнив ряд заданий.

Заполните таблицу, используя следующие числа:

158  255 1290 183  735  576 8712 134  112 2425 7212 3860 169.

Делятся на 3 Не делятся на 3 Делятся на 9
     

С помощью программы Microsoft office Excel определяют, какие числа делятся на 3, на 9, затем с помощью инструментов интерактивной доски распределяют числа по столбцам таблицы.

Найдите сумму цифр каждого числа первого и второго столбика, сравните полученные результаты. Какую закономерность вы увидели?

Найдите сумму цифр чисел в третьем столбике. Какое предположение можно сделать?

Делятся на 3 Не делятся на 3 Делятся на 9
255 12 158 14 576 18
1290 12 134 8 8712 18
183 12 112 4  
735 15 2425 13  
576 18 3860 17  
8712 18 169 16  
7212 12    

Не выполняя вычислений, а используя только признаки делимости суммы и произведения докажем, что число 576 делится на 9. Как можно разложить число 576? (по разрядам)

576=5·100+7·10+6=5(99+1)+7(9+1)+6=5·99+5+7·9+7+6=5·99+7·9+(5+7+6).

Попробуйте самостоятельно доказать признак делимости для числа 8712.

(Решение оформляется на интерактивной доске)

А теперь попробуем сформулировать признаки делимости.

(ребята пытаются сформулировать самостоятельно, затем сверяем с экраном Слайд 4.)

Натуральное число делится на 3 тогда и только тогда, когда делится на 3 сумма его цифр.

Натуральное число делится на 9 тогда и только тогда, когда делится на 9 сумма его цифр.

Переходим к решению задач. На столах лежат задачи в печатном варианте (на случай, если кто-то будет работать немного быстрее класса, или кому-то плохо видно)

Решение задач.

(Решения оформляются на интерактивной доске)

Какие цифры следует поставить вместо звёздочек в записи 2*5, 46*, *14, чтобы получившиеся числа делились на 3? Слайд 5.

В каждом стойле 9 коров. Может ли быть, что всего в коровнике: а) 542 коровы? б) 288 коров? Слайд 6.

Собрали 2 центнера яблок и часть из них разложили в 9 одинаковых ящиков. Могло ли после этого остаться: а) 60 кг яблок? б) 56 кг яблок? Слайд 7.

Зоомагазин в первый день закупил 44 птицы, во второй 87, а в третий на 15 птиц меньше, чем во второй. Можно ли этих птиц рассадить поровну в три клетки? Слайд 8.

Дополнительные задания.

Сократите дробь на 3 или на 9, если это возможно:

а); б) ; в) ; г) ; д) ; е) .

2. Укажите трехзначное число:

а) первая цифра которого 2, и оно делится на 9 и на 5, но не делится на 2;

б) первая цифра которого 6, и оно делится на 2, на 5 и на 9.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой по готовому образцу.

(ребята меняются тетрадями и карандашом проверяют работу соседа, оценку вносят в оценочный лист) Слайд 9.

В записи *723, 5*36, 111* вместо звёздочки поставьте такие цифры, чтобы получившиеся число делилось на 9.

Запишите три наименьших числа, записанные только с помощью цифры 6, которые делятся на 9.

Ответы: 1) 6723, 5536, 1116

2) 666, 666666, 666666666

Подведение итогов. (Поднимите руки, кто получил за ср "5":)

Кто сам свою работу на уроке оценил на "5"?

Домашнее задание: параграф 29, № 857, придумать текстовую задачу, которая бы решалась с использованием признаков делимости на 3 или на 9.

Слайд 10.

Приложение.