Цель: формирование музыкальной культуры школьников как важной части духовной культуры.
Задачи:
- образовательная: знакомство учащихся с православными традициями, произведениями музыкального и изобразительного искусства, связанными с церковным праздником Рождества Христова.
- развивающая: развитие творческих способностей учащихся (воображение, память, внимание).
- воспитательная: формирование уважения к православным традициям русского народа и других народов мира, через лучшие образцы народного музыкального фольклора и композиторского творчества.
Музыкальный материал:
- "Тихая ночь", международный рождественский гимн Ф.Груббер
- Вальс "Снежных хлопьев" из балета "Щелкунчик" П.И.Чайковского
- "Щедрик", украинская народная колядка
- "Риу, риу, чиу", европейская народная колядка
- Песня - колядка "Рождество Христово"
- Песня "Рождественская ёлочка"
- "Барыня", русская народная плясовая
- "Во - кузнице", русская народная песня
Оборудование: музыкальный центр, телевизор, картина, музыкальные инструменты.
Ход урока
(Дети входят в класс под музыку рождественского гимна "Тихая Ночь" Ф. Груббера)
Музыкальное приветствие:
Учитель: (поет) Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте, учитель! (поют)
Учитель: Урок музыкальный сейчас начнем!
Дети: Да, начнем!
(Дети садятся)
Учитель: Скажите, ребята, как звучала музыка, которую вы слышали, заходя в класс?
Дети: Светло, торжественно, радостно!
Учитель: Каким настроением она была проникнута?
Дети: Настроение музыки было праздничное, радостное!
Учитель: Музыка, которую вы только что слышали, называется международный рождественский гимн "Тихая ночь", и посвящена она празднику Р.Х.
Её настроение было, действительно, праздничное, светлое, похожее на какое-то чудо!
А чудо это произошло очень давно, 2010 лет назад!
На земле родился сын Божий, Иисус Христос.
И с тех пор вот уже 2010 лет отмечает праздник Рождества Христова!
Учитель показывает на картину, посвященную празднику Рождества(Рисунок 1).
На этой картине изображен Библейский сюжет:
Что вы можете сказать о героях картины?
Дети: Герои - младенец и его Мать, которая с любовью и нежностью смотрит на сына. Радуются рождению Христа и другие персонажи картины.
Учитель: Ребята, вы хотите узнать историю этого праздника? Сегодня на уроке мы познакомимся с ней. Итак, послушайте:
(Звучит "Вальс снежных хлопьев" из балета "Щелкунчик" П. И. Чайковского)
Давным-давно это было.: У нас трещали зимние морозы. Кругом лежали пушистые сугробы. Искристый иней окутывал белые заснеженные деревья, пустынным холодом веяло от притихшей земли. А далеко, далеко от нашей родины, в жаркой стране Палестине, где никогда не бывает зимних холодов, родился младенец Христос. Он появился неподалеку от города Вифлеема, в пещере, куда во время непогоды пастухи загоняли своих лошадей и коров.
Поздно вечером, накануне этого события, добрались до Вифлеема родители Христа - Дева Мария и старец Иосиф.
Случилось так, что в городе никто не впустил их на ночлег, и они нашли себе пристанище в пещере, называемой Вертепом. Каждый час и каждую минуту на Земле рождаются дети.
Но когда родился Христос, в мире произошло столько неожиданных и дивных чудес, что до сих пор люди им удивляются.
Чудесные события той ночи были воспеты поэтами, художниками и музыкантами всего мира. Может, кто - то из вас, ребята, знает стихи о празднике Рождества?
Дети читают стихи.
Учитель: Рождество - это праздник детей и взрослых с песнями, играми, подарками, это праздник у елки с сиянием свечей и запахом смолистой хвои, ведь не случайно символом праздника считается елка.
Дни, следующие после Рождества, называются "святками". Дети и взрослые ходят в гости, поздравляют друзей, поют песни, танцуют:
Дети исполняют танец "Барыня".
Топни левой ногой, топни правой ногой,
Руки в боки поворот, пляшет барыню народ,
Левым ухом поведём, правым глазом подмигнём,
Улыбнёмся влево, вправо, спляшем барыню на славу:
Этот обряд называется колядованием или славлением, а тех, кто принимает в этом обряде участие, называют колядовщиками. За выступление хозяева домов угощают колядующих разными сладостями.
Может быть, и вы, ребята, ходили колядовать и расскажете об этом обряде?
Дети: :
Учитель: Ребята, а сейчас мы споём песню "Рождество Христово:"
А о чём же поют люди других стран в этот праздник? Интересно? Давайте послушаем!
Звучат украинская народная колядка "Щедрик", европейская колядка "Риу, риу, чиу".
Учитель: Что же объединяет колядки, которые прозвучали?
Дети: Праздничное настроение:
Учитель: Совершенно верно! Рождественская песня звучит во всех странах, где празднуют Рождество Христово!
Учитель: Как вы думаете, какими музыкальными инструментами сопровождают свое выступление колядовщики?
Дети: Трещотками, ложками и другими инструментами.
Учитель: А вы умеете играть на музыкальных народных инструментах?
Дети: Да!
Учитель: Давайте поиграем, выходите!
Игра на народных, музыкальных инструментах, р.н.п. "Во - кузнице"
Учитель: Замечательно! Какие песни о ёлочке вам знакомы?
Дети: "Маленькой ёлочке".
Учитель: Знаете ли вы, что существует другой вариант этой песни? И сейчас мы с вами дружно встанем в хоровод, споем её:
Учитель: Теперь давайте вспомним, что нового, интересного вы узнали сегодня на уроке. Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
Дети: :
Учитель: Что бы вы пожелали людям, к которым пойдете в гости на Рождество?
Дети: Светлого Рождества, удачи в учебе:
Учитель: Молодцы, поздравляю вас с Новым Годом и Рождеством Христовым, а в память о нашем занятии дарю каждому из вас ангелочка. Пусть он принесёт вам удачу и счастье.
До свидания, дети! (поёт)
Дети: До свидания! (поют)