Цель: дать участникам возможность показать свои знания о железнодорожных профессиях и проявить себя при решении ситуации.
Задачи: воспитание уважительного
отношения к профессиям железнодорожного
транспорта;
развитие мышления, творческих способностей.
Методы развития творческих способностей обучающихся: творческое задание (стихотворения о железной дороге).
Оборудование: иллюстрации, выставка книг о железной дороге, музыкальное сопровождение, флоротабло, список профессий, карточки с ситуациями, сигнальные карточки, карточки с номерами.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
– Современный мир – это постоянно меняющиеся и совершенствующиеся виды и формы деятельности человека, когда в процессе жизнедеятельности ему приходиться играть различные роли. Одна из главных ролей человека в современном мире – это роль труженика, занятого трудовой деятельностью, требующей специальных знаний и опыта. Сейчас количество профессий превышает 40 тысяч.
Сделать хороший выбор профессий – это значит выбрать такую работу, которая нужна обществу, то есть, востребована на рынке труда. Это – во-первых. Во-вторых, она должна быть доступной для вас в силу совокупности ваших природных способностей и полученных знаний, умений и навыков и, наконец, приносить радость, удовлетворение и доход. Вам еще предстоит сверхзадача выбора профессии. А сегодня мы поговорим о профессиях, с которыми мы встречаемся каждый день – это профессии на железной дороге. Вот мы говорим: железная дорога... железная дорога... А что она вмещает в себя? Что относится к железной дороге? (Ответы детей.)
Железная дорога – это целый комплекс, огромное хозяйство, состоящее из многих частей. Сюда относятся и насыпь, рельсы, шпалы, из чего, собственно, и состоит железнодорожный путь; а также тоннели, мосты, виадуки; железнодорожная магистраль немыслима без вокзалов, станций, полустанков, перронов; ей для работы необходимы семафоры, стрелки, платформы; да и такие понятия, как «разъезд», «билет», «полка», «скорость», «расписание», вполне применимы к железной дороге. И конечно же, железная дорога – это вагоны, уголь, пар и электричество.
Профессий на земле, конечно, много,
Числу их нет начала и конца.
А наша жизнь – железная дорога
И с нею – наши думы и сердца.
Когда беда нависла над страной,
Летят по рельсам поезда, как стрелы.
Дорога призывает самых смелых
И самых замечательных людей.
Дорога, словно город, вырастает,
С годами ей и крепнуть и цвести.
Везде, где встречаем вагоны мы,
Где путь безупречен и строг
Работают люди толковые
Российских железных дорог.
Цель нашего проф-шоу: дать участникам
возможность показать свои знания о
железнодорожных профессиях и проявить себя при
решении ситуации.
Каждый участник делает выбор по флорограмме
(табло с изображением представителей флоры – Приложение 1) – их 10.
Каждый вид – это код профессиограммы, это
описание особенностей профессии).
Флорограмма (изображены растения и написаны их названия):
Береза – Машинист
Виноград – Начальник поезда
Одуванчик – Проводник
Черемуха – путеец
Кувшинка – электрик
Роза – диспетчер
Тюльпан – учитель
Подсолнух – дежурный по вокзалу
Ромашка – бухгалтер
Рябина – экономист
Ель – инспектор по налогам
Учащиеся, прослушивая профессиограмму,
ориентируются на перечень профессий (Приложение
1): учитель, бухгалтер, машинист,
электик, шофер, пограничник, начальник поезда,
проводник, кочегар, сантехник, доярка, путеец,
диспетчер, дежурный по вокзалу, экономист,
инспектор по налогам, эколог, милиционер, банкир,
доктор, пожарный, рельсоукладчик.
Диспетчер * – какая профессия закодирована (на
флорограмме не написана)
Так уж получается, что, придя однажды на железную дорогу работать, не можешь расстаться с ней. На дороге человек преображается, становится более ответственным и открытым для людей. Ведь он, железнодорожник, за них в ответе. Чувство безграничного доверия со стороны пассажиров не дает права на ошибку. И только тот, кто все это прочувствовал, пропустил через свое сердце, остается работать на дороге, связывая с ней свою судьбу. Французский философ Клод Гельвеций считал сознание и страсти человека главной движущей силой общественного развития, он утверждал: «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть».
А теперь давайте поговорим о профессиях, связанных с железной дорогой, точнее, которые железная дорога объединила. Кто трудится на железной дороге? Благодаря кому железная дорога живет? (Ответы детей.)
Ваше становление идет. Вы себя строите, создаете, а сейчас сделайте свой выбор по флоротабло, назовите растение, которое больше нравится, а я зачитаю профессиограмму, которая закодирована этим растением
В ней 3 блока информации. Вы поднимаете сигнальную карточку тогда, когда уверены в ответе. Отвечаете на первый блок, получаете 5 баллов, на второй – 4 балла, на третий – 3 б. Если ошибаетесь, то получаете 0 баллов, в игре остаетесь, получаете творческое задание написать стихотворение по своей профессии. Выбор делаете по очереди.
Профессиограммы
1. Машинист
Позади вагонов череда
Сотни душ, от них одних зависимых
Люди те, что едут кто куда
По делам забот своих немыслимых. – 5 балловНу, а вы, усталость позабыв,
Не спуская взора с рельс мелькания
Будете вести локомотив
Уложившись в сроки расписания – 4 баллаПараллели рельс уходят вдаль
Стрелки, перегоны, примыкания
Некогда в душе держать печаль
Нужно в срок прибыть, без опоздания – 3 балла
2. Начальник поезда
Пассажиры – непоседы
Суетятся тут и там
Жить спокойно привереды
Не дают проводникам
Разобраться с ними сложно
Успокоить, поругать
Если это невозможно,
То меня им нужно звать – 5 балловВедь человек тот по составу
В поезде и царь, и бог – 4 баллаСправедливый он по нраву
В меру строг и в меру добр
Кто-то место перепутал
Кто-то «зайцем» сел в вагон
Разобраться без обид
И с ошибкою в билете
Ситуацию решить – 3 балла
3. Проводник
Пассажиры, что дети. Во время пути
Кто-то должен за них отвечать – 5 балловВсе билеты проверить, постель принести
Накормить и укладывать спать – 4 баллаКипятить крепкий чай,
Ночью сонных будить
Чистоту по вагону блюсти
В тяжеленный титан воду свежую влить
И полы не забыть подмести. – 3 балла
4. Путеец
Их труд тяжел – итог всем ясен:
И пассажиры будут знать
Что путь их будет безопасен
Аварий можно избежать. – 5 баллов.Проверки стыков, шпал и гаек
Осмотр колес, тормозов
Есть молоточек и фонарик
Они расскажут все без слов – 4 баллаВ своих оранжевых жилетках
Под солнцем и в ночных огнях
Они зимой, и жарким летом
Работают на путях. – 3 балла
5. Электрик
Если б не было вас на ж/д
Электрички тогда бы не мчались по ней – 5 балловТемнота бы царила, как в черной берлоге
Семафор не показывал нужных огней. – 4 баллаПостоянно нужны ваши крепкие руки
Провода, изоляторы – все разобрать – 3 балла
6. Диспетчер
Вы знаете все обо всем
И о малейших измененьях
Всем сообщаете в своем
Обычно кратком объявленье – 5 балловО всех движеньях поездов
Уж им известно все заранее – 4 баллаБез них никто бы не узнал
В вокзалах поезд ожидая
Когда он будет? Опоздал?
Платформа ждет его какая? – 3 балла
7. Дежурный по вокзалу
На вокзале суета,
Все снуют туда-сюда.
Ну, а он за всем следит
Контролирует, «рулит» – 3 баллаЧто творится на вокзале
Под контролем у него. – 4 баллаЕсли ребенок потерялся
Или поезд не найдут
Кто-то в чем-то растерялся–
Все к нему тогда бегут – 3 балла
8. Путеукладчик
Неудобством колесного быта,
Переменой профессий и мест, –
Всем отмечен и всем он испытан,
Наших дней рядовой Геркулес.
Дождь ли щелкал хвостатою плетью
Иль ветрище в степи завывал –
Он шагал и шагал по планете
И сплеча костыли забивал. – 5 балловОн бросал на покорные шпалы
Тугозвонкие рельсы – и нес
В те края, что в безмолвии спали,
Перекличку гудков и колес. – 4 балла
Он морозом и солнцем ошпарен,
Но велик он и свят – оттого,
Что на каждой уложенной шпале
Потом выжжено имя его. – 3 балла
9. Учитель в школе № 48 ОАО «РЖД»
Под крылом ОАО «РЖД» ты взрастила
Новых героев железных дорог.
Ты наша гордость, ты наша слава
Светлого детства родной уголок. – 5 балловРефераты вам писали,
Мы стихи вам отвечали,
С вами мир мы постигали у доски. – 4 баллаОружие их – белый мел,
указка, тряпка и доска.
Прощайте, скука и тоска! – 3 балла
10. Бухгалтер
Вместе весело шагать по просторам,
Про балансы напевать лучше хором
Цифра к цифре, цифра к цифре
Будут в дебете – 5 балловВключили мы в баланс, не мешкая,
И белочку с орешками.
Подсчитаны и все занесены
кремля Московского башни и стены. – 4 баллаЕсть на балансе даже розы
И наши русские березы.
За скрупулезность и учет
Вам всем почет! – 3 балла
– Итак, ребята, подведем итоги. У каждого из вас была возможность набрать баллы
(Церемония поздравления и вручения призов).
Железную дорогу
Обслуживают много:
Помощник машиниста,
Кассир и замминистра,
А также машинист,
А также сам министр,
А также ревизор,
А также контролер,
Плюс путевой
обходчик,
Диспетчер, проводник.
Состав не загрохочет
Без каждого из них.
За то, что ходит поезд,
Им кланяемся в пояс!
В заключение же хочется сказать, что каждый
из вас в течение жизни выполняет пять главных
ролей: гражданина, семьянина, потребителя,
собственника и труженика. Каждый из вас согласно
статье 23 Всеобщей Декларации прав человека имеет
право на труд и свободный выбор работы.
Я желаю вам сделать правильный выбор, чтобы
будущая трудовая деятельность приносила вам
радость и удовлетворение ежедневно.
Железнодорожники – это судьба
И пусть здесь рифмуется слово – борьба,
Железные дороги –
Артерии страны!
Понятно очень многим
То, как они важны!
А железнодорожник –
Профессия людей
Разумных, осторожных
В ответственном труде!