Цели урока.
1. Продолжить формирование практических и интеллектуальных умений учащихся.
2. Развивать интерес к предмету путём занимательных опытов, решения экспериментальных задач.
3. Воспитание чувства прекрасного путём использования межпредметных связей: физика + литература + музыка.
Да из чего это вышло всё?
Что солнышко проглянуло, да небо полозоревело?
От этого ли?
Ф.М.Достоевский (запись на доске)
Ход урока
1. Организационный момент
2. Слово учителя
Свет… Такое короткое и в то же время ёмкое слово. Об этом говорил русский физик С.И.Вавилов: “В слове “свет” заключена вся физика”. Задолго до выявления истинной природы света выдающиеся мыслители и учёные осознавали его фундаментальную роль в природе. Достаточно назвать некоторые из них: Декарт, Ньютон, Пифагор, Евклид, Птолемей, Гюйгенс, Юнг, Френкель, Вавилов.
Все они придерживались различных точек зрения, но вместе с тем понимали, что свет…
Чудный дар природы вечный,
Дар бесценный и святой.
В нём источник бесконечный
Наслажденья красотой.
Солнце, небо, звёзд сиянье,
Море в блеске голубом
Всю природу и создания
Мы лишь в свете познаём.
Итак, начинаем наш урок.
Сегодня мы научимся практически применять законы отражения и преломления света.
Класс делится на две команды: “Лучик” и “Свет”.
Девиз команды “Лучик”: “Луч отражается везде: и на суше, и в воде”.
Девиз команды “Свет”:
"Летит белохвостая комета
Среди туманностей и звёзд…
У солнца, под давлением света,
Она отращивает хвост”.
Представляем членов жюри.
3. Команды получают задания
Задания первой команде:
1) Луч света падает на зеркало под углом 35° к его поверхности.
Чему равен угол между падающим и отражённым лучом?
Чему равен угол отражения? Сделайте чертёж.
2) На рисунке изображено преломление света на границе раздела двух сред.
Какая среда оптически белее плотная.
Задания второй команде:
1) Угол между падающим и отражённым лучами составляет 50°.
Под каким углом к зеркалу падает луч?
2) На рисунке изображено преломление света на границе раздела двух сред.
Какая среда оптически белее плотная.
3) Команды задают вопросы соперникам.
а) Кульковский (шут Анны Иоанновны) ухаживал за пригожей и миловидной девицы. Однажды в разговоре сказала она ему, что хочет знать ту особу, которую он более всего любит. Кульковский долго отговаривался и наконец, в удовлетворении её любопытства, обещал прислать портрет той особы. Утром получила она свёрток с небольшим зеркалом и, поглядевшись, узнала про его любовь к ней.
Вопрос: Какое физическое явление использовал Кульковский для объяснения в любви?
Ответ: Отражение света от зеркала.
б) – Что это ты делаешь, Коля?
– Смотрю на комету, дядя.
– Для чего же ты приставил к глазу пистолет?
– Как для чего? Да разве Вы не знаете, дядя, что на комету надо смотреть “вооружённым” глазом?
Вопрос: Чего не понимал Коля? Какие оптические приборы используют для наблюдения небесных тел?
Ответ: Бинокли, подзорные трубы, телескопы.
4. Экспериментальное задание командам
а) Возьмите неглубокую чайную чашку, поставьте на стол и положите на её дно монету. После этого отойдите от стола так, чтобы край чашки закрывал монету. Теперь, не меняя положение головы, попросите товарища налить в чашку воды. Монета станет снова видна. Сделайте чертёж, объясните явление.
Ответ: Вследствие преломления, свет, отражённый от монеты, достигает глаза наблюдателя.
б) На дно пустого сосуда положите зеркало. Как будет изменяться ход отражённого луча по мере заполнения сосуда водой?
Ответ: Чем выше уровень воды в сосуде, тем раньше луч испытывает преломление, и точка, в которой луч отражается от зеркала, сместится вправо. В результате луч будет смещаться вправо параллельно первоначальному направлению.
Используя опорный конспект на закон преломления света, предлагаю задачи для самостоятельной работы.
- Луч падает под углом 60° на стеклянную пластину толщиной 2 см с параллельными гранями. Определить смещение луча, вышедшего из платины.
- Мальчик старается попасть палкой в предмет, находящийся на дне ручья глубиной 40 см на каком расстоянии от предмета палка попадёт в дно ручья, если мальчик, точно прицелившись, двигает палку под углом 45° к поверхности воды?
- Найти показатель преломления рубина, если предельный угол полного отражения для рубина равен 34°.
Предлагаю варианты ответов. При правильном решении задач первая команда получает слово “луч”, вторая команда получает слово “мир”.
После выполнения работы жюри проверяет работы и подводит итого конкурса.
Учитель: подводя итоги, хотелось бы вернуться к поэтическим строчкам, которые прозвучали в начале урока. А всё ли мы делаем, чтобы сохранить этот “чудный дар природы вечной”?
На сегодня существует, по крайней мере, две экологические угрозы. Известно, что на Земле накоплены огромные запасы ядерного оружия, способные в случае их использования несколько раз уничтожить всё живое. Но применение атомного оружия даже в ограниченных масштабах означало бы планетарную катастрофу. В результате неизбежных многочисленных пожаров нашу планету окутают плотные сажевые облака, которые будут пропускать лишь от 10-3 степени до 10-6степени часть обычного для нас солнечного потока. Это вызовет снижение температуры на 15°-20°, на всей суше установятся отрицательные температуры, большинство высших растений и животных погибнет.
Однако не хотелось, бы заканчивать урок о свете так мрачно. Свет ежедневно, ежечасно дарит нам волшебные мгновенья “наслаждения красотой”.
В заключение приведу одно из стихотворений Бунина. Оно всё из света. Пусть вдохновенное единство Слова и Музыки озарит виши души.
Набегает впотьмах, и узорную пеною светится, И лазурным сиянием рдеет у скал на песке… О божественный отблеск незримого, жизни, мерцающей В миллиардах незримых существ. Ночь бала бы темна, Но всё же море насыщено тонкою Пылью света… И звёзды над морем горят. В полусвете всё видно: и рифы, и взморье зеркальное, И обрывы прибрежных холмов. В полусвете ночном под обрывами волны качаютс я- переполнено зыбкое, звёздное зеркало волн! Но, колеблясь упруго, лишь изредка складки тяжёлые набегают на влажный песок. И тогда, фосфорясь, Загораясь мистическим пламенем, Рассыпаясь по гравию кипенью бледных огней, Море светится сквозь сумрак таинственно, тонко и трепетно, Озаряя песчаное дно. И тогда вся душа у меня загорается радостью: Я в пригоршни ловлю закипевшую пену волны - И сквозь пальцы течёт не вода, а сапфиры - несметные Искры синего пламени Жизнь!
Наш урок начался словами Ф.М.Достоевского, закончим его словами этого же писателя: “Красота спасёт мир!”.