Разработка урока литературного чтения. Л.Н. Толстой. "Акула"

Разделы: Начальная школа


Цель: развивать представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста; развивать навык чтения целыми словами, умения характеризовать поступки героев; воспитывать стойкость, решительность.

Оборудование: учебник “Чтение” В.Ю.Свиридова, Н.А.Чуракова, мультимедийный проектор; корзина, овощи: картофель, капуста, морковь, горох, слайды к уроку.

План урока

1. Приветствие

У: “Всем, всем, добрый день!”. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.

2. Организация урока

Д: Всем полезно чтение, про себя и вслух.
Книга самый верный,
Самый лучший друг.

3. Проверка домашнего задания

У: Звенит звонок
Начнем урок.
Задание было нам вчера.
Его проверить нам пора.

Я шла к вам на урок мимо рынка, отгадайте, что я принесла в корзинке?

(Показ овощей по ходу отгадывания загадок)

1) Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь, правда, вкусная... (Картошка)

2) Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст?
Как же быть без хруста.
Если я ... (Капуста)

3) Красна девица сидит в темнице,
А коса на улице? (Морковь)

4) На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков... (горох).

- Как можно эти слова назвать одним словом? (Овощи)

- Из какого они произведения? (“Овощи”)

- Кто автор этого произведения? (Ю.Тувим)

- При помощи чего Ю. Тувим придал эмоциональную и живую окраску содержанию? (При помощи знаков)

- Какие жанры использовал в стихотворение автор? (Считалки, сказку)

- Кто выучил наизусть, он будет ведущим. Он начинает считалку, на ком остановится, тот читает. (Ученик проводит считалку из первых 8-ми строк).

- Итак, мы вчера выяснили, при помощи чего автор придал эмоциональную окраску содержанию.

4. Работа над новым материалом

- А теперь прочитайте стихотворенье и определите цель нашего урока (слайд 1. Презентация).

Вчера, открытья совершив,
Мы получили знанья.
Что многое зависит от знака препинания.
И страх, и гнев, вопрос, восторг
Те знаки выражают.
Сегодня мы должны узнать,
Всегда ли так бывает?

- Какова цель нашего урока? (Узнать, только ли при помощи знаков авторы передают чувства)

5. Введение в тему урока

- Выполните задание и узнаете название произведения, которое будем сегодня исследовать (слайд 2, за каждое правильно отгаданное слово открывается буква из слова отгадки).

а) Через море - океан
Плывет чудо-великан (кит).

б) Вильнет хвостом туда-сюда,
И нет ее, и нет следа (рыба).

в) Поначалу хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла - зеленой стала.
Хвост на весла поменяла (лягушка).

г) Кто там лентой черной
К ручейку скользит проворно?
Сквозь кусты пробрался ловко
А на маленькой головке
Пятна желтые видны.
Все мы знать его должны (уж).

д) У нее во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел упала (щука).

- Соберите из букв слово (акула).

- Что вам известно про этих животных?

6. Рассказ учителя об акулах. (Слайд 3-6)

- Почти во всех морях и океанах нашей планеты водятся страшные рыбы, называемые акулами. Это самые древние рыбы на Земле.

Акула рыба прожорливая и хищная. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют “белая смерть”. Если ее поставить на хвост, то кончиком носа она достанет до четвертого этажа. У акул есть специальный мешок, нечто вроде запасного желудка, где пища может храниться целый месяц и не портиться. Ученые пока не знают, как это происходит.

Зубы у акулы крупные, очень острые. Они расположены в пять рядов, а у некоторых видов и в семь рядов. Если акула поломает зуб, на его месте вырастает другой и так шесть раз в течение всей жизни.

7. Знакомство с рассказом Л. Толстого

- Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Л. Толстого (слайд 7).

- Вот дом, в котором жил JI. Толстой в Ясной Поляне (слайд 8).

В семье у них было пятеро детей. Когда Л. П. Толстому не было еще двух лет, умерла его мать. Воспитывала детей родственница Толстых, которую они называли “тетенькой”. Л. Н. Толстой был ребенком очень жалостливым, не мог видеть зла. В своих рассказах Л. Н. Толстой писал о жизни крестьян, о добре.

- Итак, вместе с героями рассказа Л. Н. Толстого “Акула”, мы отправляемся вперед по морским дорогам открытий. (Слайд 9)

8. Релаксация

- Давайте послушаем шум моря. (Слайд 10)

- Какие ассоциации у вас возникли?

9. Чтение рассказа учителем до слов: “акула плыла прямо на мальчиков”

- Предположите, как дальше будут развиваться события? Чтение рассказа учителем до конца.

- Оправдались ли ваши предположения?

- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

- Какие моменты вам показались самыми волнующими?

10. Словарная работа

Задание: прочитайте слова, записанные на доске, орфоэпически и орфографически. Объясните значение тех слов, которые уже встречались вам раньше.

  • Фитиль – шнур для поджигания пороха.
  • Артиллерист – человек, стреляющий из пушки.
  • Палуба – часть судна.
  • Акула –
  • Якорь –

11. Чтение текста по цепочке

- Отметьте самые волнующие места.

12. Выборочное чтение

- Прочитайте волнующие моменты.

- Всегда ли напряжение показано с помощью восклицательного знака? (Нет)

- Как же автор передал ощущение момента тишины? (Он использовал речевые обороты и слова, чтобы показать пик напряжения - ужас ситуации)

- Иногда бывают такие ситуации - наступает момент, когда никто не знает, что дальше делать, тогда наступает “момент тишины”.

13. Релаксация

- Мы нашли в рассказе самые напряженные моменты, и теперь настал “момент тишины”. Давайте почувствуем ее. Руки на колени, глаза закрываем и “слушаем тишину”.

14. Беседа по содержанию

- Кого можно назвать главным героем рассказа?

- Как вы оцениваете его поступок?

- Каким человеком он предстает перед вами?

- В каком рассказе была похожая ситуация? (“Прыжок”)

- Чем похожи эти произведения?

15. Итог урока

Вспомните цель урока (слайд 1).

Всегда ли только с помощью знаков препинания авторы передают чувства? (Нет, иногда сильнее знака могут быть слова и обороты, которые показывают на момент напряженной тишины).

- Я думаю, что у каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает что делать дальше. Если в вашей жизни тоже встретится такой момент, я советую вам быть в этот момент смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение.

14. Домашнее задание: пересказ рассказа с.32-34, рисунок к рассказу.