Цель урока:
- углубить знания учащихся о лесе, показав многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного обитания;
- создать условия для воспитания чувства ответственности за сохранения леса как природного сообщества;
- вызывать интерес к окружающему миру; развивать познавательные способности речь, память, расширять кругозор.
Оборудование: учебник О. Н. Фёдорова, Г. В. Трофимова, С. А. Трофимов “Окружающий мир”. Хрестоматия О. Н. Фёдорова, Г. В. Трофимов, С. А. Трофимова. “Окружающий мир”. Тетрадь по окружающему миру, слайды “Растения и животные леса, компьютер, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент
Шуми, шуми, зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
(И.С. Никитин)
II. Постановка цели и задачи урока
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть природы храм –
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
(Смирнов)
- Ребята, как вы думаете? Какому храму будет посвящен наш урок?
– Храму природы.
(На интерактивной доске появляется тема урока)
Слайд № 1
III. Формирование новых знаний
- Широко раскинулся на карте нашей Родины зелёный океан. Плещутся в этом огромном океане белоствольные березовые рощи, темные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри. И всё это есть русские леса.
- Кто может сказать, что такое лес?
- Лес – это особое сообщество жизни на Земле. Это: деревья, травы, кустарники, поляны, просеки, опушки, грибы, лишайники, лесные звери и птицы, лесные запахи, голоса, даже солнечные зайчики и лесное эхо!
- Какие виды лесов вы знаете?
- Лиственные, хвойные, смешанные.
- Назовите представителей лиственного леса.
- Дуб, берёза, осина, рябина, липа.
- Лиственные деревья покрыты широкими большими листьями.
Слайд № 2
Слайд № 3
- Что вы знаете о смешанном лесе?
- Это лес, в котором растут и лиственные, и хвойные деревья.
- Назовите деревья хвойного леса.
- Ель, сосна.
Слайд № 4
Слайд № 5
- Ребята, в лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величавая красота и могущество природы, усиленные некоторой дымкой таинственности.
Вот как об этом пишет М. Пришвин.
Лес надо слышать, чувствовать и знать. Входишь в лес – и как будто открываешь невидимую волшебную дверь, перед которой оставляешь всю житейскую суету, неудачу, неприятности, зло, раздражение, и обиды. Входишь в лес, как в Храм, и уже на пороге ты видишь Жизнь и смотришь на неё другими глазами. Он наполняет душу радостью, легкой печалью, умиротворением – и ты очищаешься.
- Какие вы знаете кустарники леса?
- Орешник, шиповник, малина, можжевельник и т. д.
- Какие травянистые растения леса вы можете назвать?
- Мох, кислица, ландыш.
- Кроме растений в лесу живут животные. Назовите их?
- Белка, заяц, волк, медведь, сова, филин, дятел.
Слайд № 6
- Всё это неотъемлемая часть наших лесов. Всем им нужен для жизни свет, вода, воздух и питательные вещества. И все эти животные приспособились жить рядом сообща, не мешая друг другу.
- Как это им удаётся?
- В нелёгкой борьбе за выживание образовались растительные сообщества – своеобразные “зелёные государства”. Каждый вид растения занимает в них строго отведённое для него место, чтобы все вместе наилучшим образом могли использовать свет, тепло, воздух, влагу и питательные вещества из среды обитания.
Костя Погодин заметил, что в лесу растения разной высоты растут как бы в несколько “этажей”, или ярусов.
Слайд № 7
- Согласны ли вы с ним?
- Ответы детей.
Физминутка
Дети по лесу гуляли
За природой наблюдали
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Бабочки летали, крыльями махали.
Дружно хлопали, ножками топали!
Хорошо гуляли
И немножечко устали!
IV. Комментированное чтение текста “Лес и его обитатели”. с. 43-45.
- Какие растения находятся в верхнем ярусе? Дуб, липа, клён, береза, осина, сосна, ель.
- На ярус ниже, какие деревья растут? Рябина, черёмуха, ива.
- Назовите растения, которые занимают третий ярус? Малина, калина, жимолость, орешник, крушина.
- Какие растения растут в четвертом ярусе? Черника, брусника и травянистые растения ландыш, кислица.
- А в самом нижнем ярусе, какие растения располагаются? Мхи, лишайники.
- Как люди в большом доме живут, так и животные в лесу проживают на разных “этажах” и квартирах, в зависимости от того, чем они питаются и где находят себе укрытия.
Слайд № 8
V. Работа с рисунком на с. 46
Работа в парах.
- Дети рассматривают рисунок леса. Один ученик рассказывает, сколько ярусов растений изображено на рисунке. Его сосед рассказывает, кто из животных на каком ярусе живёт.
VI. Чтение второй части рассказа
- Почему лес можно назвать “многоэтажным” домом, где много “квартир”?
- Назовите лесных жителей нашего региона, которые обитают на деревьях; ведут наземную жизнь; обитают в почве.
- Составьте две – три цепи питания, которые складываются в лесу.
VII. Чтение и обсуждение рассказа по хрестоматии “Кто в лесу живёт на дереве, а кто под деревом?” с. 91
- Так кто же на каком этаже живёт?
- На пятом этаже живут мыши, кроты, землеройки. На четвёртом - гнездятся рябчики, глухарь, тетерев и козодой, а также ёж, заяц, косуля и кабан. Певчие птицы вьют гнёзда на кустарниках и низких деревьях. Жильё дятла сороки, сойки чуть выше, а на первом этаже устраиваются иволги и крупные хищные птицы.
Слайд № 9
Слайд № 10
Слайд № 11
Слайд № 12
VIII. Работа в тетрадях для самостоятельной работы
Слайд № 13
Задание № 18, 19
- А теперь отгадаем загадки.
1. Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный зной
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
2. Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост её краса
А зовут её… (Лиса)
3. Живёт в глуши лесной,
И летом и зимой
Старательный работник,
Лесной носатый плотник. (Дятел)
4. Шевелись у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
IX. Итог урока
- Что такое лес?
- Лес – это природное сообщество, основой существования которого являются деревья, и где существуют природное равновесие.
- Лес раскрывается только для тех, кто умеет чувствовать к его существам родственное внимание.
Прислушайтесь! Присмотритесь внимательней! Вокруг - красота мира, красота природы. Она дарит нам свою красоту, наслаждайтесь ею!
- Что больше всего заинтересовало вас на уроке?
- Ответы детей.
X. Домашнее задание
1. Подготовить сообщение об интересных личных наблюдениях в местном лесу.
2. Подготовить сообщение, о каком либо удивительном растении или животном местного леса.
3. Составить кроссворд о животных и растениях местного леса.