Урок окружающего мира в 4-м классе "Сын или покоритель?"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  • Обобщить экологические знания учащихся, полученные в процессе работы над первой частью учебника Плешакова А.А. “Мир вокруг нас.
  • Развивать умение самостоятельно конструировать свои знания, критически мыслить и ориентироваться в информационном пространстве.
  • Развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы.
  • Учить наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.
  • Обучать правильному поведению и деятельности в природе, выявлять случаи негативного отношения к ней.

Оборудование.

  • Магнитофон / диск с мелодией, мультипроектор.
  • Для судьи: молоток, черную мантию, костюмы для “потерпевших”.
  • Диск “Человек и животный мир”, выпуск №6, МО РБ.
  • Карточки со словами для выстраивания схемы.
  • Бутыль с образцами воды из близ лежащих рек, свечи.

Подготовительная работа

За несколько дней до урока необходимо разделить класс на несколько групп. Каждой группе дать задание, найти материалы к “судебному процессу” из учебника Плешакова А.А., дополнительных источников.

I группа (защитники природы) – находят материалы о преступных деяниях человека по отношению к природе;

II группа (виновные) – находят материалы, в которых человек пытается или исправляет свои “ошибки”.

III группа – проводят исследовательскую работу.

После подборки материалов происходит сортировка и составление обвинительных и защитных “речей”. Распределяются конкретные роли судебного процесса (прокурор, адвокат, потерпевшие, обвиняемые и т.д.). В роли судьи учитель.

Исследовательская группа подготавливает анкеты для учащихся и их родителей, а затем результаты обобщает и делает вывод. Часть учащихся готовит материал для выступления (из “Красной книги”).

Ход урока

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой к уроку

(На доске, по центру слово “экология” и 6 “лучиков”. Кабинет затемнен, свет выключен. Звучит тихая мелодия, под нее ребята читают наизусть слова. В руке читающего ученика горит свеча.)

  1. Когда-то, очень давно у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Не было полей, ферм, заводов и фабрик. Не было техники и современных жилищ. Не было привычной нам обуви и одежды.
  2. Жизнь людей зависела от “капризов” окружающей их природы. Неудачи на охоте заставляли подолгу голодать. Сильные морозы или засуха нередко грозили гибелью. Наши предки преклонялись пред силой природы, остро чувствовали свою зависимость от нее.
  3. Но постепенно многое изменилось. У людей появились поля, фермы, заводы, уютные дома, появилась разнообразная техника и многое-многое другое. И тогда людям стало казаться, что они уже не зависят от природы, казаться, что они сильнее ее. Более того, человек стал стремиться “покорить” природу, сделаться ее “господином”. Вооруженный могучей техникой, он вообразил себя великаном, которому все на планете подвластно.
  4. Но пошло немного времени, и люди увидели, что это не так. “Покорение” природы привело к загрязнению воздуха и воды, разрушению почв, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных. Люди стали понимать, что они не “господствуют” над ней, а попросту губят ее.
  5. И еще люди поняли: они тысячами, миллионами нитей связаны с окружающей их природой и по-прежнему зависят от нее, как листья дерева от ее корней. Что, погубив окружающую природу, они сами не выживут, что человек-сын природы, а не ее “покоритель”.

(Видео-заставка: диск “Человек и животный мир” 2 минуты, последний кадр с вопросом “Кто мы”, в кабинете загорается свет)

II. Судебное разбирательство

- Встать, суд идет!

+ Рассматривается дело по факту преступного отношения к природе, обвиняется человек! Защиту человека ведет адвокат Безложный. Потерпевших на суде представляет прокурор Правдин. Судебное заседание буду вести я.

- Уважаемые присяжные заседатели в конце судебного разбирательства вам необходимо ответить на следующий вопрос: Виновен ли человек, в предъявленных ему обвинениях?

+ Итак, объявляю наше судебное заседание открытым!

+ Слово, для вынесения обвинения, предоставляется прокурору Правдину.

- Уважаемый суд, присяжные заседатели! Сегодня мы рассмотрим дело, которое касается каждого человека. Мы обвиняем его – человека по следующим пунктам:

  1. Загрязнение океана, морей, рек, озер.
  2. Уничтожение лесов.
  3. Гибель многих растений и животных.
  4. Растущие груды мусора.
  5. Исчезновение плодородной почвы…

Этот список можно продолжать еще долго. Слишком много страданий человек доставил нашей природе, а это значит, страдает и вся наша планета. Сегодня мы докажем, что всему виной – человек!

+ Согласно обвинительной речи прокурора можно сделать вывод, что человек возможно причастен во многих преступлениях против природы. Для удобства рассмотрения обвинения давай определимся, что в беде у природы? (Ответы учащихся).

(На 1 “лучике” появляются слова: вода, почва, воздух, леса, животные)

+ Человек, вы понимаете, в чем вас обвиняют? Согласны ли вы с обвинением?

- Конечно, не согласен. Нет ничего плохого в том, что мне хотелось жить лучше. Заглянуть в каждый уголок нашей планеты, опуститься на дно морей – океанов, увидеть весь мир, планету из космоса. Построить дома, заводы, фабрики. Засеять поля, вырастить сады. Что в этом плохого? Вы говорите мусор? А разве сама природа не мусорит? Сколько поваленных деревьев, вулканических выбросов, тела погибших животных, груды камней.… Нет! Не признаю себя виновным!

+ Ну, что ж приступим к опросу потерпевших. Первым по списку - гражданка Океанида.

- Уважаемый суд и присяжные заседатели! На протяжении многих лет человек пользуется моими водами. Обо всем причиненном вреде невозможно рассказать. Вот всего лишь несколько: В 1969 году знаменитый ученый Тур Хейердал и его товарищи отправились в плавание на папирусной лодке “Ра”. Их путь лежал через Атлантический океан. То, что он увидел в океане, поразило их. Хейердал пишет: “Мы обгоняли пластиковые сосуды, изделия из нейлона, пустые бутылки, консервные банки. Но особенно бросался в глаза мазут.… До самого горизонта поверхность моря оскверняли черные комки мазута с булавочную головку, с горошину, даже с картофелину”. Со времени этого путешествия прошло почти 40 лет, но загрязнение океана не уменьшилось, а только усилилось. От загрязнения страдают живые существа, обитающие в океане. Известны случаи, когда морские черепахи проглатывали плавающие в воде полиэтиленовые пакеты, принимая их за медуз, и погибали. Да, что далеко ходить вот вода, набранная из нашей реки Уфы. Разве можно ее назвать чистой. (Показывает бутыль с водой) Наша речка загрязняется бытовым мусором, сточными водами. Загрязнение водоемов естественно отражается на водопроводной воде, она не отвечает гигиеническим требованиям. Отсюда и высокий уровень заболеваний людей.

+ Спасибо. Из всего услышанного можно сделать вывод, что источниками загрязнения водоема являются: (ответы учащихся, на доске появляется 2 “лучик” со словами бытовой мусор, промышленность, транспорт, сельское хозяйство…)

+ Не нужно быть экспертом, чтобы понять, что все, вышеперечисленное, приводит к страшным последствиям. Я предлагаю вам вместе со мной подумать и сделать выводы.

+ На протяжении многих лет человек выкидывал свой бытовой мусор. Прошло 10 лет,20…100, а количество мусора становится …. больше, т.е. на нашей планете происходит …..замусоривание (данное слово креплю на 3 “лучик”)

+ Многие года промышленность, сельское хозяйство, все свои отходы “прятали” в воде. К чему это привело? (Накопление отравляющих веществ, образование вредных веществ - на 3 “лучик”)

+ Итак, планета замусорена, в воде накапливается отравляющие и вредные вещества, а к каким результатом все это приведет? (4 “лучик”-болезни, мутации, массовая гибель всего живого, экологическая катастрофа)

+ Признаете ли вы, себя человек виновным в загрязнении водного ресурса нашей планеты?

- Да, признаю себя виновным. Признаюсь, в том, что, используя воду для своих нужд, не задумывался о том, что ее гублю. Открыв морской путь – я хотел лишь узнать другие континенты, людей, заниматься торговлей и просто – путешествовать, а о том, что, выкидывая мусор за борт, уничтожая различные отходы как бытовые, так и химические, я и не думал, что навредил-то больше всего себе. Я сам себя наказал химическими реками, мусорными морями. Прости, меня Океанида.

+ Одно дело признать свою вину, а другое исправлять ее. Что вы можете ответить на это? (Отвечает адвокат)

- Чтобы сохранить водоемы чистыми, необходимо построить новые очистные сооружения, не сбрасывать в водоемы бытовой мусор, не мыть в них транспорт, использовать для очистки воды живые организмы.

+ Страшные выводы мы с вами сейчас сделали, но у нас есть еще возможность все исправить. Давайте еще раз повторим, что нужно сделать, чтобы вода оставалась чистой? (5 “лучик” - новые очистные сооружения, не сбрасывать бытовой мусор, для очистки использовать живые организмы, не мыть транспорт и т.д.) Если мы все эти меры будем соблюдать, исправим все, что натворили, то вода станет какой? (Чистая вода — 6 “лучик”)

+ Настал черед говорить нашему второму потерпевшему, это гражданочка Лесная. В чем вы обвиняете человека?

- С лица нашей планеты исчезают замечательные леса-джунгли. Эти леса - одно из чудес природы. Здесь обитают 2/3 всех видов растений, животных, грибов, которые есть на Земле. Густая, пышная растительность джунглей выделяет в воздух особенно много кислорода. Именно эти леса называют “легкими нашей планеты”. И вот люди уничтожают их — ради древесины, ради того, чтобы освободить место для постройки дорог и сельскохозяйственных посевов. Каждый день под пилой падает более 5 миллионов деревьев! А сколько происходит пожаров по вине человека. Они уничтожают меня еще быстрей, а ведь под огнем погибают и живые существа. У меня есть свидетель, который видел, как в лесу рождался пожар и виной этому – ты человек!

Ученик читает наизусть: “Лесной пожар” Вадим Шефнер.

Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры впереди поляны,
Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел,
Как вспуганная стая белок рыжих
Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летел
Над серыми сугробами золы.

+ В качестве доказательств вины человека, в суд представлена запись о последствиях пожара устроенных человеком. (Просмотр записи о последствиях пожара на полях, в лесу)

+ У вас есть, что еще добавить?

- Да, гибель и исчезновение разных видов животных, это еще одна болевая точка нашей планеты. Под угрозой исчезновения оказались сейчас около 1000 видов животных и около 25000 видов растений. Многие из ни включены в Международную Красную книгу. (Показ слайдов с исчезающими животными и растениями нашей РБ. По ходу показа слайдов, дети комментируют, рассказывают о показываемых животных и растениях.)

+ Что на данное обвинение может ответить Человек? (Отвечает адвокат)

- Человек должен помнить следующие правила:

  1. Остановить массовую вырубку деревьев;
  2. Посадить деревья вместо погибших;
  3. Не оставлять мусор в лесу;
  4. Не разорять муравейники, гнезда, норы;
  5. Не разжигать костры;
  6. Не рвать цветы, травы – без надобности.

+ Вернемся вновь к нашей схеме. Итак, скажите, что является источником всех бед происходящих в наших лесах? (Бытовой мусор, промышленность—вырубка леса, транспорт, сельское хозяйство, добавляю слово пожары, браконьерство – 2 лучик)

+ Какие последствия нас ждут при необдуманном использовании лесных ресурсов нашей планеты? (Исчезновение лесов, гибель животных – 3 лучик )

+ Исчезают леса, погибают животные, а с какими результатами останемся мы? (4 лучик – повторяется)

+ Что же нам делать, чтобы вылечить леса? (5 лучик – прекратить массовую вырубку деревьев, посадка деревьев, экономно использовать природные ресурсы, строго наказывать за экологические преступления, расширить заповедные зоны)

+ Если мы все данные меры будем соблюдать, что будет происходить с нашими лесами? (6 лучик - рост леса, популяция животных восстановится, воздух без вредных примесей)

+ Все ли растения и всех ли животных сможет вернуть человек?

Физминутка

- Возьмите друг друга за руки и образуйте замкнутый круг. Мы уже знаем с вами, что в окружающем нас мире все связанно невидимыми тонкими нитями и сигналы беды могут дойти до самых дальних точек нашей планеты по ним. И я сейчас пущу по кругу сигнал, передайте его другому. Сигнал по кругу должен вернуться ко мне. Будьте внимательны, он будет разным. (Пожатие одно, затем три и т.д.)

+ Следующий наш потерпевший это гражданка Землянова. Мы слушаем ваши обвинения.

- Меня называют кормилицей и не зря, без меня не будет на столе ни хлеба, ни фруктов, ни овощей. Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Известный всем круговорот веществ прервется. А значит, не смогут жить на Земле и люди. Говорят почва дороже золота. Без золота люди могут прожить, а без почвы – нет. Но вы люди об этом забываете: строите дома, дороги, заводы; добываете полезные ископаемые, обрабатываете поля… и меня совсем не бережете. Я многого боюсь - ядохимикатов, обильной поливки; без растений меня легко развеять, смыть. Один сантиметр меня образуется за 250-300 лет, а двадцать сантиметров за 5-6 тысяч лет! На вашей планете меня стало гораздо меньше, зато гораздо больше стало мусора. Про ваш бытовой мусор расскажут мои друзья.

- Большую тревогу в разных странах вызывает и такой вопрос: куда деть мусор? В любой семье ежедневно что-то выбрасывают. А в год на каждого жителя крупного города приходится целая тонна мусора! В одной из стран подсчитали: если весь мусор, который образуется в стране ежегодно, ссыпать в одну “гору”, то потребуется почти три миллиона грузовиков, чтобы эту “гору” вывезти. Часть мусора сжигают, часть – закапывают. И то, и другое – не лучший выход из положения. При сжигании мусора нередко образуются вредные вещества, загрязняющие воздух. А при закапывании может произойти отравление почвы и подземных вод. Наш исследователь провел опрос в нашем классе. Она сейчас ознакомит нас с полученными неутешительными результатами.

- Я решила узнать, сколько пластиковой тары выбрасывает каждая семья. Для этого мы провели социологическое исследование: попросили родителей моих одноклассников ответить на 4 вопроса:

  1. Сколько пластиковых бутылок выбрасывает ваша семья в неделю?
  2. Сколько пакетов выбрасывает ваша семья в неделю?
  3. Сколько пластиковых баночек выбрасывает ваша семья в неделю?
  4. Сколько выбрасывает ваша семья пластиковых флаконов из под косметических товаров в месяц?

- Результаты опроса меня ошеломили! Мы пересчитали расход пластиковой тары и вот результат:

  • пластиковых бутылок в 2 л – 24 шт; 1,5л-104 шт; 1л-20 шт; по 0,25-56 шт - всего в неделю 204 штук
  • пластиковых баночек из-под сметаны – 120 штук; из-под йогурта – 228 штук – всего 348 штук в неделю
  • пластиковых пакетов: обычных – 630; из-под продуктов – 680; больших – 390 – всего 1700 штук
  • пластиковых флаконов – 57 штук.

Всего в неделю семьи нашего класса выбрасывают – 2039 пластмассовых изделий. Это получается целая гора мусора. А ведь из этого мусора можно сделать и вазы для цветов, лейки, стаканы для карандашей, поддоны для цветочных растений, горшки для рассады и еще много всего полезного.

Прочитав научную литературу, я выяснила, что в мире взрослых существуют другие пути выхода из этой проблемы: реконструировать мусороперерабатывающие заводы, создание новых экологически безопасных полигонов, обновить мусороперерабатывающую промышленность. (По материалам газеты “Начальная школа”, №5, 1-15.03.2008, статья И. Стрельниковой, Е.Сухаревская “Проекты и исследования”)

+ Выслушали, мы показания последнего потерпевшего. Что является источником опасности для почвы? (Строительство - 2, исчезновение почвы - 3, голод - 4)

+ Что необходимо сделать, чтобы почва сохранилась? (Экономно использовать почву, беречь - 5, плодородная почва - 6)

+ На этом наше судебное разбирательство и объявляю закрытым, переходим к прению сторон.

Для заключительной обвинительной речи слово предоставляется прокурору Правдину.

- Уважаемый суд и присяжные заседатели! Наша планета серьезно заболела. Ее природа в опасности! Обо всех рассказать невозможно – их слишком много. Если люди погубят окружающую природу, они и сами не выживут. Загрязнение океана, уничтожение лесов, гибель многих растений и животных, растущие груды мусора – все это признаки грозной опасности, которая нависла не только над природой, но и над человеком. Человек многое может! Он не только губитель природы. Он может и должен быть ее садовником, ее лекарем, верным сыном, умножающим, а не расхищающим богатство своего дома. Прошу Вас признать человека во всех деяниях виновным и заставить его одуматься, остановиться и вылечить свою планету!

+ Слово для защиты предоставляется адвокату Безложному.

- Да, наша планета серьезно заболела. Случилось это по вине людей. И теперь “болезнь” природы угрожает благополучию и жизни самого человека. Это касается всех людей Земли, всего человечества. Вот почему государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы. Одно из таких соглашений – Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами диких животных и растений. Созданы и создаются различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них – Международный союз охраны природы (МСОП) и еще ряд других организаций. Прошу Вас человеку дать еще один шанс для исправления своих ошибок!

+ Слово предоставляется обвиняемому.

Ученик читает:

Пусть на земле не умирают реки
И стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.

Пусть никогда не зарастают тиной
Тот берег, на котором я стою.
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните, речку светлую мою!

Ученик читает:

На земле исчезают цветы,
С каждым годам заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых
Нами понятно едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумное “стой!”
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.

И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели…

Евгений Карасев

+ Суд обращается к присяжным заседателям: виновен ли человек в гибели природы?

- Виновен! И он должен исправить все, то, что натворил на нашей планете. Сделать все необходимое, чтобы вновь на нашей Земле вода стала чистой, воздух свежим, леса густыми и богатыми животными и растительностью, почва плодородной и исчезли груды мусора.

+ Итак, человек! Вам дан еще 1 шанс. Возможно, этот он у тебя будет последним. Воспользуйся им.

Ученики-“потерпевшие” читают наизусть “Монолог природы” Сергей Викулов.

Я - природа. Я - великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебя за соучастье надарить—
- В моей все это власти! – гриб в лесу, ромашку на лугу,
Небо в час восхода и захода, иву над рекой…
И, наконец, солнцем прокаленный, рыжеватый хлебный колос!
Как всему венец…
Только ты мой дар, мое ученье
Не прими за дань: я не раба.
Не забудь: ты сам - мое творенье!
И у нас с тобой одна судьба!
Да, ты вырос. Ты простился с детством.
Шире - что ни год - твои шаги…
Но не занимайся самоедством!
И былинку даже, что в наследство
Я тебе вручила, береги!
Даже волка - вдруг да он последний…
Уничтожить (зверь не карандаш) –
С помощью сложнейших вычислений
И машин новейших – не создашь.
Мы с тобой дорогою одною
Катимся – ни часу врозь, ни дня…
И не можешь быть ты надо мною,
Как не можешь быть и вне меня.

+ Прежде чем наше судебное разбирательство будет закрыто, мне необходимо прикрепить еще одну карточку. Раньше я думала о нем можно узнать только по историческим книгам. Я ошиблась, оно, к сожалению, звучит все чаще и чаще. (Прикрепляю на 2 лучик слово война)

+ Вам знакомо это слово? Что это? Почему я его взяла именно на сегодняшний урок? Ведь слова война, больше политический термин, нежели экологический?

+ Войну развязывают по разным причинам: одни развязывают ее в жажде наживы, другие на фоне религии, а третье - из-за ненависти к другим национальностям, расам. Но во всех случаях это: разрушения, пожары, смерть. Войну начать легко, а вот ее закончить и вернуться к прежней жизни очень сложно. Итак, наше судебное разбирательство объявляю закрытым!

III. Итог урока

+ Понравился вам урок? Чем? Что нового вы узнали?

+ А чем вы лично ребята можете помочь природе, вы ведь на первый взгляд еще маленькие, сил у вас еще не достаточно? Возможно, вы это делаете, но не замечаете?

+ Что вы ребята постараетесь сделать или наоборот не делать, после всего увиденного, услышанного?

+ В конце занятия я должна поблагодарить вас за подготовку к уроку. Вы все молодцы! Сегодня мы с вами на уроке рассмотрели как за несколько веков, человек смог уничтожить все то, что создавала природа миллионы лет. Для нас важно понять, что в природе нет ничего лишнего, а мы с вами маленькая частичка одного целого. Так кто мы ребята - покорители природы или сыны?