Большую роль в развитии коммуникативной компетенции играет развитие творческих способностей учащихся, их умения нестандартно мыслить, видеть предметы и явления с другой стороны. Поэтому на уроках рисования мы используем творческие задания.
К 8-10 годам детьми накоплен достаточный жизненный опыт для творчества на новом уровне, так как творческая деятельность зависит от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Этот опыт и есть тот материал, из которого "черпает" идеи фантазия. Дети, в отличие от взрослых, способны не бояться "трудностей" в созидании нового, они искренне стараются проявить себя в творческой деятельности: любят сочинять, выступать на сцене, участвовать в конкурсах, викторинах. Как отмечал Л.С.Выготский, ребенок строит воображаемую реальность, в которой удовлетворяет свои потребности, дает выход настроениям, чувствам. Развивая воображение детей, мы помогаем им понять, "проиграть" свои устремления, что очень важно для развития внутренней жизни.
В современный мир внедряется большое количество инноваций. Это показатель того, что активизировать процесс получения и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных средств. Считается, что именно та стратегия учителя наиболее удачна, при которой учебно-познавательная атмосфера создается при использовании новых технологий обучения. Таковыми можно считать творческие задания.
Уроки изобразительного искусства заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития младших школьников.
Нетрадиционные техники рисования - это техники на раскрытие правостороннего мышления. Упражнения, направленные на умения отходить от стандарта плюс базовые навыки. Главное условие на уроке: самостоятельно мыслить, а задача учителя - не вмешиваться в процесс работы, а корректировать его.
Остановимся более подробно на некоторых нетрадиционных техниках рисования:
- монотипия (рисунок №1 "Смешивание цветов для фона творческой работы учащегося");
Преодолеть негативные переживания, снять эмоциональное напряжение, тревожность помогает техника монотипии. Работа выполняется на пленке красками (акварель, гуашь), затем полученные изображения необходимо "отпечатать" на листе бумаги. Различные цветовые пятна-отпечатки помогают развивать фантазию и воображение. Желательно дать название выполненной работе.
- коллаж (рисунок №2 "Другая планета");
- кляксография (рисунок №3, "Верба");
Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию движений, фантазию и воображение, а также снятию напряжения у детей.
Фрагмент занятия: " Поставьте большую и яркую кляксу (тушь, акварельная краска), чтобы капля-клякса была "живая" надо потрясти листок бумаги - она начнет двигаться, а если на нее подуть (лучше из соломки или трубочки), то она побежит вверх, оставив за собой след. Снова подуть, поворачивая лист в ту сторону, где уже виден какой-то образ. Можно еще капнуть кляксу другого цвета и снова подуть - пусть эти цвета встретятся, пересекут друг друга, сольются, и получиться новый цвет. Посмотреть, на что же они похожи, если надо чуть-чуть подрисовать смысловые элементы".
- "тычкование" (рисунок №4 "Осень");
- набрызги по трафарету (рисунок №5 "Осенний лист");
- линография (рисунок №6 "Мир вокруг").
Фрагмент урока: "Возьмем нитки длиной 25-30 см, окрасим их в разные цвета, выложим, как захочется, на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведем наружу. Сложим половинки листа, прижмем, их друг к другу, разгладим. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдернем одну нитку за другой. Развернем лист - получили интересный узор".
Методическая особенность использования нетрадиционных техник рисования на уроке ИЗО: в начале учитель знакомит детей с тем или иным способом получения изображения, объясняя и анализируя предложенные образцы работ, а затем демонстрирует применение данной техники на практике.
Применительно к некоторым сложным по выполнению нетрадиционным техникам рисования (монотипия, линография) необходимо использовать памятку поэтапного выполнения практической работы.
Такие техники, как "пальчики-палитра" и оттиск печатками из картофеля, могут быть использованы на уроках декоративного рисования с целью отработки понятия "ритм", на уроках тематического рисования и рисования по памяти и представлению - с целью выполнения отдельных элементов изображения.
Кляксография различных видов, набрызг, отпечатки листьев могут быть использованы с целью подготовки листа бумаги к дальнейшему изображению.
В качестве самостоятельных техник, организующих целостную композицию, могут рассматриваться монотипия, кляксография, работа восковыми мелками, рисование свечой. Несомненно, использование в структуре одной работы нескольких нетрадиционных техник рисования, с условием соблюдения композиционной целостности, позволяет добиться ее содержательного и технического богатства. Данный вид практической деятельности можно реализовывать на обобщающих уроках рисования, а также на уроках закрепления и повторения знаний, умений и навыков.
Вариативность и художественное разнообразие нетрадиционных техник рисования предоставляют учителю возможность творчески подойти к их отбору применительно к решению учебной задачи конкретного урока изобразительного искусства, учитывая особенности тематической, содержательной, технической сторон художественно-творческой деятельности, а также спектр интересов класса и отдельного ученика, что позволяет сделать учебно-воспитательный процесс желанным, интересным, познавательным.
С другой стороны, учащиеся получают неограниченные возможности выразить в рисунке свои чувства, мысли, переживания, эмоции, настроения. Дети учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий образы. Самостоятельно оформляют эти образы до узнаваемых. Погружаются в удивительный мир творчества.
Приведём в качестве примера тематическое планирование уроков изобразительному искусству по программе В.С.Кузиной в 3 классе с применением нетрадиционных техник рисования.
Авторы данной статьи провели мастер - класс для учителей начальных классов МОУ лицея №135 г. Екатеринбурга в 2010 году.
Список используемой литературы.
1. Давыдова И.В. Творческая направленность нетрадиционных техник рисования// Начальная школа плюс и после. 2005 №4
2. Давыдова И.В. Его величество цвет// Школьный психолог. 2008 №1.
3. Лебедева Л.Д. Арт-терапия детской агрессивности// Начальная школа. 2001 №2. 4.Старикова С. Арт-терапевтические методы в школе// Социальная педагогика. 2008 №1.
Примерное тематическое планирование уроков изо по программе В.С.Кузиной в 3 классе с применением нетрадиционных техник рисования
№ | Тема урока | НТР |
1-2 | I четверть Рисование по памяти и представлению. Прощание с теплым летом. |
Монотипия, коллаж. |
2-3 | Рисование с натуры. Осенние листья сложной формы. | Отпечатки листьев. |
12-13 | II четверть Тематическое рисование. В сказочном подводном царстве. |
Рисование свечой. |
16 | Декоративное рисование. Мы готовимся к встрече Нового года. | Тычкование, набрызги. |
23 | III четверть Декоративное рисование. Создаем красивые узоры для подарка маме или бабушке "Букет" |
Линография. |
28-29 | IV четверть. Тематическое рисование. Полет на другую планету. |
Монотипия, рисование мыльными пузырями. |
30 | Рисование с натуры. Ветка вербы. | Кляксография. |
34-35 | Тематическое рисование. Пусть всегда будет солнце. | По выбору. |