Пояснительная записка.
Цели предметной недели – активизация внеклассной работы учащихся по предмету, взгляд на предмет с другой стороны; поиск вопросов, которые могут заинтересовать детей, пригласить познакомится с предметом глубже, чем предусмотрено программой; демонстрация межпредметных связей, актуализация общеучебных навыков;
В соответствии с целями подобраны и задания. Их можно разделить на три группы: поисковые, соревновательные и учебные.
Предварительные задания по классам.
С 7 по 11 классы учащиеся могут выполнить задание по поиску в сети Интернет материалов по теме “история освоения космоса”. Размер не более 2 страниц А-4, со ссылками на источник информации, электронными адресами ресурсов, и т. д. (воспитываем уважение к авторскому праву!). Один человек - одна работа.
Учащиеся 7 класса прошли тему “воздухоплавание”, поэтому пишут сочинение на тему “Как я летал на воздушном шаре”. Здесь никаких примеров, пояснений, образцов стараемся не давать - простор для творчества.
Учащиеся 8 класса пишут работу по теме “Вирусы – что это?” Это уже не столько сочинение, сколько анализ вопроса и отношение человека к этой проблеме.
Учащиеся 9 класса пишут работу по теме “Устройство компьютера” Чем больше подробностей и новинок, тем лучше.
Учащиеся 10 класса пишут работу по теме “Логические основы компьютера”
Учащиеся 11 класса пишут работу по теме “Глобальная сеть” Нет никаких тематических ограничений, любые рассуждения, информация, мнение учащегося по этому вопросу.
С 7 по 11 классы учащиеся создают кроссворды по темам информатика и физика. Традиционно это задание выглядит так: даётся ключевое слово по горизонтали, а по вертикалям надо вписать слова, имеющие отношение к теме кроссворда. В слово должна попасть и буква ключевого слова. Но оцениваются не слова, а вопросы к ним, то есть “кроссворд наоборот” - придумай хороший вопрос к выбранному тобой слову! Вот тут примеры и образцы вполне уместны.
Команды придумывают и оформляют своё название, эмблему, девиз, приветствие.
Предварительная подготовка учителей.
Во время проведения предметной недели проводим в каждом классе контрольную работу (он же школьный этап предметной олимпиады). Поэтому заранее готовим тексты.
Даём консультации классам, помогаем организовать команды, отвечаем на вопросы, связанные с подготовкой сообщений.
Готовим объявления о Неделе с указанием плана мероприятий, сроках проведения и участниках. Работы учащиеся сдают в течение Недели, контрольные пишут на уроках, соревнования проводятся после уроков, с приглашением всех желающих в качестве зрителей.
Контрольная работа. 7 класс
- Ловкачёв пробежал 60 м за 0,2 мин. а Ермолаев 100 м за треть минуты. Кто бежал быстрее и насколько?
- Найти давление на дно банки с мёдом, если высота медового слоя 15 см
- Памятник из чугуна объёмом 2 м3 стоит на квадратном постаменте. Найти сторону постамента, если давление на грунт равно 80000 Па.
- Почему запахи в холодном помещении распространяются медленнее, чем в теплом, при равных прочих условиях.
- В аквапарке человек массой 50 кг катится с горки высотой 5 м. До какой максимальной скорости он может разогнаться? Какое условие при этом должно быть оговорено?
- Имеется смесь железных и древесных опилок с речным песком. Назовите как можно больше способов сортировки этой смеси.
Контрольная работа. 8 класс
- Какое количество теплоты будет затрачено на нагрев 100 г льда от -15 С0 до -5 С0?
- В алюминиевой кастрюле массой 500 г нагревают 3литра воды от 0 С0 до кипения. Сколько тепла при этом придется затратить, считая, что всё тепло расходуется без потерь.
- Две машины движутся по прямой дороге в противоположных направлениях, расстояние между ними в начальный момент времени 50 км. На каком расстоянии они окажутся через 40 минут, если скорость первой 90 км/ч, скорость второй 120 км/ч.
- Определить общее сопротивление двух резисторов сопротивлением R1=7 Ом, R2=3Ом.
- Приведите примеры тепловых процессов, при которых тепловая энергия передаётся преимущественно одним способом теплопередачи.
- Имеется смесь железных и древесных опилок с речным песком. Назовите как можно больше способов сортировки этой смеси
Контрольная работа. 9 класс
- С какой высоты упало тело, если его скорость в нижней точке траектории была 49 м/с. Падение считать свободным, сопротивление среды не учитывать.
- Коэффициент трения тела по поверхности равен 0,8. До какой скорости замедлится тело за 16 сек., если начальная скорость была 100 м/с.?
- С какой разницей во времени услышат утка и рыба плеск воды от весла, если лодка с рыбаком на расстоянии 170 м от них?
- Измерьте толщину одного листа вашего учебника физики.
- Определить линейную скорость на концах часовой и минутной стрелки часов, если длина часовой стрелки 5 см, а минутной 10 см.
- Имеется смесь железных и древесных опилок с речным песком. Назовите как можно больше способов сортировки этой смеси.
Интеллектуальный бой. 9, 10, 11 класс
Участвуют три команды, все задания выполняются командами на скорость и правильность выполнения.
- Конкурс приветствий, девизов и представления команд.
- “Равновесие”. Команды получают штатив, зажимы, рычаги (2 штуки), несколько гвоздей, магнит, линейку, резиновые трубки и др. “ лишние” предметы даны для усложнения задания. Ставится задача - с помощью предложенных предметов уравновесить на рычаге два тела разной массы (телефоны участников команд, желательно разных моделей). Оптимальное решение - на штативе с помощью зажимов на гвозде как на оси вешаем рычаг и, подвешивая тела на разных расстояниях от оси, добиваемся равновесия.
- “Зарядка”. С помощью обложки от тетради и бумаги наэлектризовать электроскоп, учитывается максимальное отклонение стрелки.
- “Реставрация” Каждой команде дается текст песенки или стихотворения с повторениями, которые отсутствуют, и их необходимо восстановить. Например: “Дом, который построил Джек”.
- “Шифровка” Необходимо догадаться, по какому принципу зашифровано послание и расшифровать его. Послание является задачей для следующего этапа.
- “Задача” Написать и отредактировать программу на языке программирования для решения поставленной задачи.
- “Загадки” Даётся набор загадок, первые буквы ответов на которые являются буквами физического термина или названия устройства компьютера.
- “Это что?” определить по плотности, из какого вещества состоят тела, предложенные командам. Для этого команды должны с помощью измерений определить плотность тел: рассчитать объём и измерить на весах массу.
Задание для зрителей: все по очереди называют термины, имеющие отношение сначала к физике, потом к информатике. Определяются победителями те, кто называет последний термин. Пропустивший свою очередь зритель из соревнований выбывает.
Жюри подводит итоги, награждение команд происходит позже, победители среди болельщиков награждаются сразу.
Прояви смекалку! Конкурс для 7–8 классов.
Участвуют две команды, все задания выполняются командами на скорость и правильность выполнения.
- Конкурс приветствий, девизов и представления команд.
- Определить с помощью школьной линейки толщину предложенной лески. (Сделать на ручке или карандаше много витков вплотную друг к другу и измерить их общую ширину, затем вычислить размер одного витка.)
- Экспериментально определить объём тела сложной формы.
- Создать мыльный пузырь максимального размера с помощью проволочной рамки.
- Отсчитать из пачки бумаги в 100 листов 75 листов. (Раз в пачке 100 листов по условию, достаточно из неё отсчитать 25)
- Перевести данные числа из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот.
- Разгадать кроссворд на тему устройства и применения компьютера.
- Записать как можно больше названий измерительных приборов и физических величин, которые этими приборами измеряются.
Подведение итогов.
Поступившие в течение Недели работы озвучиваются в классе на уроках и вывешиваются в коридоре для всеобщего ознакомления. В конце Недели проводится общешкольная линейка, на которой подводятся итоги, оглашаются все результаты и награждаются победители и активные участники Недели. Обычно призы - это тетради по предметам со справочными материалами.