ЦЕЛИ:
- закрепить знания о написании гласных после шипящих;
- развивать орфографическую зоркость, речь учащихся; развивать
- фонематический слух, внимание, мышление;
- воспитывать познавательный интерес к сказкам.
МЕТОДЫ: словесные, закрепление умений и навыков, наглядные.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник "Русский язык 2 класс" (авт. Р.Н.Бунеев), компьютер, диск "К.М. Начальная школа. Русский язык 2 класс".
ПЛАН УРОКА
- Организационный момент.
- Чистописание.
- Сообщение темы урока.
- Словарная работа.
- Закрепление материала по теме урока.
- "Закрой окошки". Комментированное письмо.
- Загадки. Письмо под диктовку.
- Физминутка.
- Самостоятельная работа с проверкой.
- Ребусы. Письмо под диктовку.
- Весёлые рифмы.
- "Корзина мудрости". Списывание.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Цель - проверка готовности детей к уроку и настрой на восприятие материала.
2. Чистописание.
Ребята, сегодня на урок русского языка я принесла вот эти фотографии. А как вы думаете зачем? Какую очень важную дату мы отмечаем в этом году?
(Детскому журналу "Мурзилка" исполняется 85 лет)
Да это много лет, но не для детского журнала. Он и сегодня остаётся самым интересным, познавательным и привлекательным детским журналом не только для детей, но и для взрослых. Ваши мамы и папы, бабушки и дедушки выросли с этим журналом. В этом журнале печатаются сказки, повести, рассказы, пьесы и стихи, головоломки, игры, затеи. Талисманом этого журнала стал забавный сказочный человечек Мурзилка.
Мурзилка устраивает праздник для всех своих героев и приглашает нас. Отправимся в гости к Мурзилке? Чтобы не заблудиться, давайте расшифруем ребус, который придумал для нас Мурзилка. Это ключ к нашему путешествию.
Назовите буквы, которые вы заметили. (Приложение 1, слайд 4)
(п, т, к, х, ж, ш)
Запишите в тетрадь буквы шипящих звуков: Жж, Шш.
Напишите ещё две буквы русского алфавита, которые мы можем объединить с этими буквами орфографическим правилом.
(Это буквы ч, щ. Они обозначают всегда мягкие шипящие звуки.)
- Жж
- Шш
- Чч
- Щ щ
3. Сообщение темы урока.
Попробуйте определить тему нашего урока.
(Гласные после шипящих)
Сегодня мы закрепим знания о написании гласных после шипящих, а поможет нам в этом Мурзилка. Вспомните правила написания гласных с шипящими. Устно приведите примеры слов с этими сочетаниями.
(Сочетания жи-ши пиши с буквой и, чу-щу - с буквой у, ча-ща - с буквой а.)
Ключ мы разгадали, а теперь в путь!
4. Словарная работа.
А на чём же мы с вами поедем? Вспомните и запишите словарное слово на это правило. (Машина)
Образуйте и запишите однокоренные слова от этого слова.
(Машинка - сделал предмет маленьким; машинист - название профессии; машинистка - печатает на машинке.)
- Машина, машинка, машинист, машинистка. (Приложение 1, слайд 5)
Составьте из данных частей предложений пословицы и запишите.
Объясните значение пословиц.
- Не ломай машину, будь хорошим шофёром.
- Кто много говорит, тот ничего не делает.)
5. Закрепление материала по теме урока.
"Закрой окошки". Комментированное письмо.
Мурзилка - это сказочный человечек, то и гости у него на празднике будут сказочные, а все подарки, которые они подарят - это всё материал для нового праздничного журнала "Мурзилка".
А вот и первый гость Умный Ёжик. Он принёс Мурзилке в подарок игру "Прогулки со словами".
Задание Мудрого ёжика игра "Прогулки со словами" (работа с диском КМ-школа).
- Вспомните правила. Вставь пропущенные буквы. Запиши слова в тетрадь.
Стриж_ и ч_ йки. Стрижи и чайки. Ерш_ и щ_ки. Ерши и щуки. Ж_раф и ёж_к. Жираф и ёжик.
Дополните предложения.
Ерши и щуки - это: (рыбы).
Жираф и ёжик - это : (звери).
Стрижи и чайки - это : (птицы).
Составьте предложения. Расставьте предложения по порядку, чтобы получился текст. Подбери подходящее для текста заглавие.
Белочка.
Они скачут веткам. весело по На высокой ели живёт ручная белочка. У малыши. растут белочки У белочки растут малыши. На ручная живёт высокой ели белочка. Они весело скачут по веткам.
Запишите текст в тетрадь (комментированное письмо).
2. Загадки. Письмо под диктовку. (Приложение 1, слайд 6)
А вот и наш хозяин Мурзилка. Он встречает всех гостей загадками.
Послушайте загадки, запишите отгадки, выделите орфограмму нашего урока (проверка слов по эталону с доски по мере написания).
Два берёзовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовутся :(лыжи).
(Приложение 1, слайд 7)
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки.
Белые: (снежинки).
(Приложение 1, слайд 8)
На четыре ноги
Надевали сапоги.
Перед тем как надевать
Стали обувь надувать (шины).
(Приложение 1, слайд 9)
Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала (туча).
(Приложение 1, слайд 10)
Горит столб,
А дыму нет (свеча).
(Приложение 1, слайд 11)
Из горячего колодца
Через нос водица льётся (чайник).
(Приложение 1, слайд 12)
Физминутка.
Самостоятельная работа с проверкой. Работа по учебнику.
Поздравить Мурзилку пришёл Емеля со своей волшебной щукой.
- Емеля принёс Мурзилке поздравительную открытку. Выполните задание в конверте и прочитайте эту открытку.
(В конверте задание: выполните самостоятельно в учебнике упражнение № 177 на странице 107).
- Проверьте правильность выполнения упражнения по эталону с доски. (Приложение 1, слайд 13)
Ч_до, ч_деса, ч_десный, ч_дище, ч_довище.
Чудо, чудеса, чудесный, чудище, чудовище.
Устно придумайте предложения о сказках с этими словами.
Текст открытки: Дорогой Мурзилка! Пусть чудесные приключения не покидают тебя никогда!
Ребусы. Письмо под диктовку.
В гости к Мурзилке пришёл Буратино. (Приложение 1, слайд 14) Он очень долго думал, что же подарить Мурзилке для его журнала и решил подарить ребусы. (Приложение 1, слайд 15)
МАШИНА ЩУКА УШИ ЧАШКА
"Весёлые рифмы". Работа по учебнику (устно).
Ребята, а какой подарок мы подарим Мурзилке? Может быть весёлые стихи Ю. Мориц?
Выполните в учебнике упражнение № 180 на странице 109. Прослушайте стихи и найдите слова на изучаемую орфограмму.
Шутилкин Борис
Обожал пошутить:
Кому-то за шиворот
Мышь запустить,
Живого ежа
И живого ужа,
При этом смеясь
И от счастья дрожа.Пузатый чайник я люблю!
Он жарким делом занят,
Свистит он песенку свою
И крышкой барабанит.
Пых-пых, горячий вкусный чай
Разгонит скуку и печаль.
Он - с мёдом, он - с вареньем,
С чудесным настроеньем.
Что такое вышина?
Тучи, ветер, тишина?
Эту чудную картину
Я увидел из окна!
"Корзина мудрости". Списывание.
В море - океане плавало Чудо морское. Чудо морское плавало по морю и "собирало пословицы". Давайте узнаем, что оно смогло собрать, какие пословицы вы нашли? (Приложение 1, слайд 16)
Вот, что вошло в "Корзину мудрости" (запись на доске):
- Делу - время, потехе - час.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Поспешишь - людей насмешишь.
- На вкус, на цвет товарища нет.
Объясните значения пословиц.
Назовите слова на изучаемую орфограмму. (Приложение 1, слайд 17)
Итог урока.
Подошёл к концу наш урок. Я надеюсь, что новый номер журнала "Мурзилка" будет интересным, познавательным.
А теперь давайте повторим правило нашего урока. (Приложение 1, слайд 18)
Все сочетания жи и ши
Только с буквой и пиши!
В сочетания, чу, щу
Всегда вставляю букву у.
Все слова на ча и ща
Только с буквой а всегда.
- Что вам особенно понравилось на уроке?
- Что не получилось на уроке при выполнении упражнений?
- Что вызвало наибольшее затруднение на уроке?
Домашнее задание.
Упражнение № 182 на странице 110.
ЛИТЕРАТУРА
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е. Н., Пронина О. В. Учебник "Русский язык 2 класс", Москва, БАЛАСС, 2005 г.
- Бунеева Е. Н., Яковлева М. А. Методические рекомендации для учителя. Русский язык 2 класс, Москва, БАЛАСС, 2007 г.
- Диск "Кирилл и Мефодий. Начальная школа. Русский язык 2 класс".
- Журнал "Мурзилка", Москва, 2009 г.
- Узорова О.В., Нефёдова Е.А. "Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления", Москва, Астрель, 2006 г.
- Ушакова О.Д. "Загадки, считалки и скороговорки", Санкт-Петербург, Дом "Литера", 2006 г.
- Ушакова О.Д. "Мудрые мысли мудрых людей", Санкт-Петербург, Дом "Литера", 2005 г.