Класс: 7
Тип урока: урок-практикум
Цели:
- Обобщить и расширить сведения о наречии как части речи;
- Повторить орфограммы, связанные с написанием наречий, ликвидировать пробелы в знаниях по данной теме;
- Помочь в организации самостоятельной работы по совершенствованию своих умений и навыков
- Формировать речевую компетенцию в употреблении наречий
- Развивать умение логически излагать свои мысли
- Развивать связную речь учащихся.
Оборудование: памятки для учащихся, раздаточный материал, наглядный материал
Ход урока
1. Установочно-мотивационный этап
Приветствие. Сообщение темы и целей урока
2. Организационно-деятельностный этап
Тестирование
1. Наречие - это самостоятельная часть речи, которая обозначает:
А) предмет;
Б) добавочное действие;
В) признак другого признака;
Г) действие предмета
2. Укажите строку, в которой есть наречие.
А) (лес) угрюмый;
Б) (человек) угрюм;
В) (шел) угрюмо;
Г) угрюмость.
3. Укажите слово, которое образовано суффиксальным способом
А) красивее;
Б) впервые;
В) по-весеннему;
Г) чуть-чуть.
4. Какое слово состоит только из основы?
А) белее;
Б) застекленный;
В) шестой;
Г) весела.
5. Укажите строку, в которой слово неправильно разбито на морфемы.
А) по-прост-у;
Б) во-первых;
В) за-долг-о;
Г) сильн-ее.
6. Укажите, каким членом предложения является наречие напротив в данном предложении.
1. Он всегда жил в доме напротив.
А) обстоятельством;
Б) дополнением;
В) определением;
Г) сказуемым.
2. На доске примеры:
1. За зимой пришла весна.- Зимой стояли сильные морозы.
2. Ваш рассказ интереснее моего.- Вы рассказываете интереснее, чем я.
Задание:
Докажите, какой частью речи являются выделенные слова. Как отличить наречие от других частей речи?
3. Расставьте ударение в словах : красивее, удобнее, дочиста, надолго, досыта, досуха, добела, по двое, доверху, тотчас, до смерти.
4. Замените наречия фразеологизмами. С любыми из них составьте два предложения.
- Крепко спать - как убитый
- Быстро бежать - во весь дух, во все лопатки
- Громко кричать - во все горло, во всю Ивановскую
- Хорошо знать - как свои пять пальцев
- Темно - хоть глаз выколи
- Мало - кот наплакал
- Рано - чуть свет, ни свет ни заря
5. Задание по вариантам:
1 в. Составить предложения, чтобы красивее - наречие, красивее- прилагательное
Аргументируйте свой ответ.
2 в. (подобрать синонимы с не): мелко (неглубоко), тихо (неслышно), близко (недалеко), тяжело (нелегко).
6. "В гостях у наречий"
Выступление заранее подготовленного учащегося с сообщением о происхождении наречий навзрыд, наверняка.
7. Самостоятельная работа с последующей взаимоопрверкой.
У каждого учащегося текст.
Задание: списать текст, раскрыть скобки, найти наречия, графически обозначить условия выбора орфограмм. Определите разряды наречий.
(Тихо) тихо в лесу. Вот (по) кошачьи ступают по рыхлому снегу чьи(то) лапы. Откуда(то) (с)прав: вместе с ветром доносится голодный вой волков. ( По)зимнему молчит лес. Хлопья снега падают (редко) редко. (С)прав: и (с)лев: от опушки стоят сосны в хлопьях снега.
Учащиеся обмениваются тетрадями, оценивают работы.
8. "Поработаем корректорами".
Исправьте ошибки.
Лошади шарахнулись и рванулись вскач. Было далеко за полночь. Она распахнула настеж
Окно. Петр упал навзнич. Анна Сергеевна недавно вышла замужь. Ужь небо осенью дышало. И стало спорить ей невмочь. Черные тучи сплош покрывшие небо тихо сеяли мелкий дождь.
- В последнем предложении графически объясните поставленные знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор.
3. Домашнее задание: повторить правописание наречий.
4. Рефлексия. Выводы и предложения по уроку. Оценивание