В гостях у наречий. 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Класс: 7

Тип урока: урок-практикум

Цели:

  • Обобщить и расширить сведения о наречии как части речи;
  • Повторить орфограммы, связанные с написанием наречий, ликвидировать пробелы в знаниях по данной теме;
  • Помочь в организации самостоятельной работы по совершенствованию своих умений и навыков
  • Формировать речевую компетенцию в употреблении наречий
  • Развивать умение логически излагать свои мысли
  • Развивать связную речь учащихся.

Оборудование: памятки для учащихся, раздаточный материал, наглядный материал

Ход урока

1. Установочно-мотивационный этап

Приветствие. Сообщение темы и целей урока

2. Организационно-деятельностный этап

Тестирование

1. Наречие - это самостоятельная часть речи, которая обозначает:

А) предмет;

Б) добавочное действие;

В) признак другого признака;

Г) действие предмета

2. Укажите строку, в которой есть наречие.

А) (лес) угрюмый;

Б) (человек) угрюм;

В) (шел) угрюмо;

Г) угрюмость.

3. Укажите слово, которое образовано суффиксальным способом

А) красивее;

Б) впервые;

В) по-весеннему;

Г) чуть-чуть.

4. Какое слово состоит только из основы?

А) белее;

Б) застекленный;

В) шестой;

Г) весела.

5. Укажите строку, в которой слово неправильно разбито на морфемы.

А) по-прост-у;

Б) во-первых;

В) за-долг-о;

Г) сильн-ее.

6. Укажите, каким членом предложения является наречие напротив в данном предложении.

1. Он всегда жил в доме напротив.

А) обстоятельством;

Б) дополнением;

В) определением;

Г) сказуемым.

2. На доске примеры:

1. За зимой пришла весна.- Зимой стояли сильные морозы.

2. Ваш рассказ интереснее моего.- Вы рассказываете интереснее, чем я.

Задание:

Докажите, какой частью речи являются выделенные слова. Как отличить наречие от других частей речи?

3. Расставьте ударение в словах : красивее, удобнее, дочиста, надолго, досыта, досуха, добела, по двое, доверху, тотчас, до смерти.

4. Замените наречия фразеологизмами. С любыми из них составьте два предложения.

  • Крепко спать - как убитый
  • Быстро бежать - во весь дух, во все лопатки
  • Громко кричать - во все горло, во всю Ивановскую
  • Хорошо знать - как свои пять пальцев
  • Темно - хоть глаз выколи
  • Мало - кот наплакал
  • Рано - чуть свет, ни свет ни заря

5. Задание по вариантам:

1 в. Составить предложения, чтобы красивее - наречие, красивее- прилагательное

Аргументируйте свой ответ.

2 в. (подобрать синонимы с не): мелко (неглубоко), тихо (неслышно), близко (недалеко), тяжело (нелегко).

6. "В гостях у наречий"

Выступление заранее подготовленного учащегося с сообщением о происхождении наречий навзрыд, наверняка.

7. Самостоятельная работа с последующей взаимоопрверкой.

У каждого учащегося текст.

Задание: списать текст, раскрыть скобки, найти наречия, графически обозначить условия выбора орфограмм. Определите разряды наречий.

(Тихо) тихо в лесу. Вот (по) кошачьи ступают по рыхлому снегу чьи(то) лапы. Откуда(то) (с)прав: вместе с ветром доносится голодный вой волков. ( По)зимнему молчит лес. Хлопья снега падают (редко) редко. (С)прав: и (с)лев: от опушки стоят сосны в хлопьях снега.

Учащиеся обмениваются тетрадями, оценивают работы.

8. "Поработаем корректорами".

Исправьте ошибки.

Лошади шарахнулись и рванулись вскач. Было далеко за полночь. Она распахнула настеж

Окно. Петр упал навзнич. Анна Сергеевна недавно вышла замужь. Ужь небо осенью дышало. И стало спорить ей невмочь. Черные тучи сплош покрывшие небо тихо сеяли мелкий дождь.

- В последнем предложении графически объясните поставленные знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор.

3. Домашнее задание: повторить правописание наречий.

4. Рефлексия. Выводы и предложения по уроку. Оценивание