Цели:
- Помочь вспомнить басни И.А.Крылова.
- Продолжать формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.
- Развивать навыки чтения, творческие способности детей, развивать логическое мышление и произвольное внимание.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания (чтение наизусть, выставка рисунков).
3. Постановка цели. Актуализация знаний.
- На доске зашифрованы названия литературных жанров. Расшифруйте и определите, с каким жанром мы познакомились при чтении произведений И.А.Крылова?
линаыб, кзасак, хотисвортеени, асняб, газадак
(былина, сказка, стихотворение, басня, загадка)
- Сегодня мы обратимся к жанру басни. Какие характерные признаки есть у басни?
- Чем она отличается от рассказа, сказки, стихотворения?
4. Обобщение знаний.
-Что такое басня?
(небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей: хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей. Басня начинается или заканчивается моралью -выводом, поучением, где объясняется смысл басни)
- На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают и действуют как люди? (на сказку)
- Еще в басне всегда есть поучение или мораль, вывод.
а) Соотнесите мораль басни и ее название.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.Зеркало и Обезьяна. "Ты все пела? Это дело:
Так поди же попляши!"Лебедь, Щука и Рак. Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.Стрекоза и Муравей. Вперед чужой беде не смейся, Голубок! Мартышка и Очки. "Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?"Чиж и Голубь.
б) Какие пословицы лучше всего выражают главную мысль басни "Стрекоза и Муравей"
Собери пословицы.
Поспешишь потехе - час. Лето пролежишь людей насмешишь. Семь раз примерь зимой с сумой побежишь. Делу - время один отрежь.
Какая из пословиц подходит к басне "Чиж и Голубь"?
У короткого ума - а лень портит Труд человека кормит, век учись. Без беды длинный язык. Век живи, друга не узнаешь.
в) Найдите лишнее животное в этой группе и объясните ,по какому признаку вы его выделили?
Это животное - главный герой басни И.А.Крылова. Назовите басню. Вспомните мораль.
Собака, кошка, мартышка, корова, овца, коза.
г) Игра "Кто сказал?"
Соедините стрелочками героя из басен И.А.Крылова и его слова. (Здесь напротив реплик даны правильные ответы)
Ну что за шейка, что за глазки! Лиса Рассказывать - так право сказки! Не оставь меня, кум милой! Стрекоза. Дай ты мне собраться с силой:. Помилуй, мне еще и от роду нет году Ягненок Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье Соловей И уши ваших понежней. Вот то-то мне и духу придает, что я совсем без драки, Моська Могу попасть в большие забияки. Что, ежели, сестрица, при красоте такой Лиса И петь ты мастерица:..
д) Объясните значение "крылатых выражений". Когда так говорят?
- А воз и ныне там.
- Из кожи лезут вон.
- Дело мастера боится.
- Хоть видит око, да зуб неймет.
- А Васька слушает, да ест.
- Слона-то я и не приметил.
- Великий человек лишь громок на делах.
- Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
е) Игра "Сложи название"
Мартышка Лисица Ворона Кот Стрекоза Очки Щука Голубь Чиж Муравей Слон жемчужное зерно Петух Моська Кукушка Ягненок Волк Обезьяна Зеркало Петух
Ответ: "Мартышка и Очки", "Ворона и Лисица", "Стрекоза и Муравей", "Щука и Кот", "Чиж и Голубь", "Слон и Моська", "Петух и жемчужное зерно", "Кукушка и Петух", "Волк и Ягненок"
ж) Чтение басен наизусть.
5. Итог урока
- Что понравилось на уроке?
- Что узнали нового?