Цели урока:
- Формировать умение различать одушевлённые и неодушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
- Развивать умение видеть и объяснять орфограмм. Развивать грамотную речь, мышление учащихся.
- Воспитывать доброе, справедливое отношение к одноклассникам.
Ход урока
Организация начала урока.
- Открыли тетради, записали число.
Минутка чистописания.
- Запиши задание в строчку.
- Парную согласную буквы "Ф".
- Букву, которая в алфавите стоит перед буквой "П", запиши её 2 раза.
- Букву, которая обозначает звуки [л] [л*]
- Букву, которая обозначает звук часто встречающийся в скороговорке:
"Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила".
(в тетради появляется набор букв в о о л с)
- Соберите все буквы вместе. Что у вас получилось?
- Запишем его в тетради 2 раза, правильно показывая соединение букв в слове.
- Что такое слово?
- Что вы ещё знаете о слове?
- У каждого слова своя работа. Одни слова называют предметы, другие признаки, третьи- действия. Есть слова- помощники (служебные). С помощью слов мы выражаем свои эмоции.
Словарная работа, повторение.
- Великое количество слов помогают нам общаться друг с другом.
- В какой стране живут все слова?
- В огромной стране "Русский язык" много красивых городов- частей речи. В одном городе мы с вами побывали и познакомились с его жителями.
- Как называется этот город?
(Если ответят правильно, проверим с помощью кроссворда. Если назовут неправильно, словарные слова помогут вспомнить название этого города).
Вставь нужную букву в словах: мальч_к, _зык, ч_ловек, ж_вотное, т_традь, _бед, т_атр.
и | м | Я | с | у | щ | е | с | т | в | и | т | е | л | ь | н | о | е |
Учащиеся читают слова, вставляют нужную букву ( эта буква в кроссворде закрыта) и открывают эту букву.
В результате получается "Имя существительное".
- Прочитайте название города.
- Продолжаем путешествие по городу, познакомимся поближе с его жителями.
- Что такое "Имя существительное"?
- Во всех городах есть проезжая часть. Движение транспорта регулирует светофор. Но светофор в городе "Имя существительное" сломался. Регулировщиками будете вы. Возьмите в руки сигнальные карточки зелёного и красного цвета. Проезд разрешается только словам, обозначающим предметы т. е именам существительным.
Я называю слово, вы показываете нужный цвет.
Автомобиль, едет, стоит, большой, трамвай, автобус, детский, школьный, такси, машина, велосипед, пешеход, ура!
- Молодцы! Помогли словам правильно перейти дорогу.
-Ушли с проезжей части, можно и поиграть.
Изучение новой темы.
- Отгадайте загадки. Слова -отгадки запишите в тетрадь, обозначив орфограммы.
1.
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый- все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его::..(арбуз)
2.
То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-кА
Можешь и нарисовать,
Называюсь я:..(тетрадь)
3.
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт,
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель :.(ёжик)
4.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса
Кто это?....(лиса)
Учащиеся читают слова, которые записали в тетрадь, объясняют орфограммы.
На доске одновременно появляются слова с графическим обозначением орфограмм.
- Что общего у этих слов?
- Найдите "лишнее" слово. (вариантов очень много , можно рассмотреть слова с разных позиций русского языка).
- На какие 2 группы их можно разбить?
(Слова, которые отвечают на вопрос кто? и слова, которые отвечают на вопрос что?)
- Какие слова будем называть одушевлённые имена существительные?
- Какие слова будем называть неодушевлённые имена существительные?
Закрепление изученного материала
- Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные живут на разных улицах.
- Распределите жителей на свои улицы.
- Запишите название улиц.
Кто?
Что?
Показываю картинки, дети распределяют слова по группам.
Взаимопроверка по парам.
Оцени работу соседа по шкале правильно.
Физминутка.
Буду называть слова, имена существительные, если слово отвечает на вопрос кто? - присесть, руки вперёд. Если слово отвечает на вопрос что?- приподняться на носочки, руки вперёд.
Избушка, журавль, солнце, медведь, ягода, сорока, небо, тетрадь, бабушка, воздух, жаворонок.
- Продолжаем путешествие по городу "Имя существительное".
Работа по учебнику.
Выполняется упражнение из учебника № 51, с 36.
В упражнении даны слова, неправильно распределённые по группам. Учащиеся должны исправить ошибки.
- Списывают в тетрадь без ошибок.
Итог урока.
- Расскажите о своих впечатлениях, о путешествии по городу "Имя существительное".
- Что вам понравилось?
- Что больше всего запомнилось?
- Что нового узнали о жителях этого города?
- О чём хотели бы узнать ещё?
- Я оценила бы работу класса на отлично.
- Как вы оцените свою работу на уроке?
Покажите это с помощью сигнальных карточек.