Цели:
- Формировать представления о заработанной плате и ее видах начисления. Применять имеющиеся знания по программе MS Excel при начислении зарплаты.
- Развивать познавательный интерес к предмету, практическое мышление.
- Содействовать развитию у учащихся следующих специальных способностей: умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Методы и приемы: беседа, объяснение, анализ, сравнение, частично-поисковый, проблемный, инструктаж, практическая работа, самостоятельная работа с книгой, взаимная проверка, самопроверка, визуальный контроль.
Оборудование и наглядные пособия: ПК, индивидуальные карточки и карточки для самопроверки, распечатка учебного материала, тесты, карточки с практическим заданием, запись на доске.
Ход занятия
I Организационный этап.
- Продолжаем изучать раздел экономики "Предпринимательство", наше занятие пройдет по следующему плану:
- Повторение, изученного на прошлом уроке.
- Изучение новой темы.
- Выполнение практической работы.
- На доске нарисовано "древо Мудрости", в течение всего урока вы можете наклеивать листочки с вопросами: что не понятно? А в конце урока мы ответим на эти вопросы.
Проверка Т.Б.
II Актуализация знаний.
1. Беседа.
- Кто такой предприниматель?
- Какие предприятия можно организовать?
- Вот и в качестве домашнего задания вам предлагалось написать небольшое сочинение-рассуждение на тему: "Чтобы я сделал, став предпринимателем?" по плану:
- Какое предприятие я бы организовал и почему?
- Как бы я набрал себе персонал?
- Как бы я распорядился своим первым крупным доходом?
2. Проверка сочинений
- Кто не написал сочинение? Какие трудности возникли?
Зачитываем 1-2 сочинения.
- Чтобы осуществить свой план, что вам необходимо?
- Каждый ли может стать предпринимателем? Какими личными качествами должен обладать предприниматель?
- Оценки за сочинения на следующем уроке после проверки.
3. Письменный дифференцированный опрос.
- Теперь проверим ваши знания, выясним, как вы усвоили тему прошлого урока. Для этого нужно заполнить ячейки таблицы.
- Задание выдается для каждого индивидуально. (Приложение 1)
- Проверяем самостоятельно, используя карточки для проверки (Приложение 2), выставляем оценки:
- "5" - все правильно,
- "4" - 1-3 ошибки,
- "3" - 4-5 ошибки,
- "2" - в остальных случаях
- Какие оценки получили? Что не смогли?
III Сообщение новых знаний.
1. Вступительное слово.
- Кем бы в жизни вы не стали, работником или работодателем, вопрос заработанной платы является важным, каждый из вас должен знать из чего она складывается. Этому вопросу в экономике отводится большое место, ведь зарплата зависит от многих экономических факторов.
- Поэтому сегодня на уроке продолжаем изучать экономику, рассмотрим: что такое зарплата, ее виды и как происходит начисление.
2. Самостоятельная работа с материалом из учебника. (Приложение 3)
- Внимательно прочитать данный материал, законспектировать основные моменты с помощью таблицы.
Таблица на доске
№ | З/п - это: | Когда используют | Разновидности | Начисления | Отчисления | ||
1 | Сдельная | Районый коэф. 30% | Подоход. налог 13% | ||||
2 | Повременная | ||||||
3 | Смешанная |
3. Обобщение и систематизация знаний (фронтальный опрос)
Проверка (заполняю таблицу на доске)
- Что такое зарплата? Кто выплачивает? Кому?
- Если зарплата выплачивается за количество выработанной продукции по установленным расценкам, то ее называют:?
- Когда целесообразно использовать такую зарплату?
- Какие разновидности сдельной заработной платы существуют?
- Как происходит начисления?
- Поговорим о повременной зарплате. Это:
- Когда используют такую заработанную зарплату? Что написали в разновидности?
- Как происходит начисление каждого из вида?
- Почему в настоящее время очень часто используют смешанную зарплату? Что написали о ней?
- Из данной таблицы видно: когда используют каждую зарплату, какие разновидности существуют, как происходят начисления. Но нужно сказать, что не зависимо от формы зарплаты к начисления относят еще и районный коэффициент. В каждом регионе он свой. У нас в Сибири-это 30%. Т. е. каждая зарплата начисляется по своей формуле, а затем увеличивается на 30%.
- Есть и общие отчисления. Какие? Правильно - это подоходный налог в размере 13%.
IV. Практическая работа.
1. Сообщение цели.
- Полученные знания применим на практике, т. е. рассчитаем зарплату.
- Как вы думаете с помощью каких инструментов рассчитывают зарплату?
- На уроках информатики вы уже изучили приложение MS EXCEL, умеете выполнять различные операции в этой программе.
- Для успешного выполнения практической работы вспомним основные моменты. Для этого выполним тест. (Приложение 4)
2. Актуализация ЗУН по MS EXCEL.
- Тест на два варианта: 1 вариант выполняет за ПК, оценку ставит ПК, 2 вариант выполняет письменно, оценивает по данным ПК 1 вариант.
- Выполняют тест. Проверяют и выставляют оценки.
- Какие оценки получили?
3. Практическая работа. (Приложение 5) Инструктаж. Выполнение работы под руководством учителя. Анализ работы.
- Какие виды зарплаты использовались в расчетах?
- Какие вопросы? Что не получилось?
Вопросы по работе клеят на "древо Мудрости".
V. Итог занятия.
- Занятие подходит к завершению, обратимся к "древу Мудрости", чтобы ответить на возникшие вопросы. (Вопросы с "древа Мудрости" задаются всем, если ученики не могут ответить, то отвечает учитель)
Оценки.
VI. Домашнее задание.