Муниципальное образовательное учреждение "Открытая (сменная) общеобразовательная школа №6" г. Барнаула является единственным образовательным учреждением города, которое осуществляет обучение работающей молодежи. Многие учащиеся школы имеют большой перерыв в обучении. Предельный возраст учащихся не ограничен. Обычно возраст наших учащихся составляет 16-35 лет
Большинство старшеклассников МОУ О(с)ОШ №6 со средними учебными навыками, есть такие, у которых отсутствует познавательный интерес, у некоторых большие пробелы в фактических знаниях и умениях. В большинстве своем, наши учащиеся, успевают на "3" и "4". С целью активизации учебно-познавательной деятельности учащихся мною активно применяются нетрадиционные формы и методы проведения уроков.
Существует множество типов нетрадиционных уроков, одним из наиболее эффективных является урок-игра. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника учебного процесса, учиться находить и принимать решения; неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению общаться, установлению контактов; создает особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся. Игра также создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически припомнить известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, сопоставлять, оценивать.
Применение уроков в форме игры - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, потому что в игре один ученик может реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие - чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы. В игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра.
Предлагаю вашему вниманию разработку урока в форме викторины "Морской бой".
Интеллектуальна викторина "МОРСКОЙ БОЙ"
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, с применением игровых технологий.
Технология: личностно-ориентированная, игровая.
Цель урока: помощь школьникам в приобретении "рефлективного исторического сознания"
Задачи урока
I. Образовательные:
- Повторение и проверка пройденного материала в игровой форме.
- Способствовать расширению исторической эрудиции учащихся,
- Развитию интереса к предмету
II. Развивающие:
- Продолжить развитие умения логически излагать свои мысли;
- Продолжить развитие коммуникативных способностей.
III. Воспитательные:
- Воспитание у школьников гражданственности, патриотизма, уважения к историческому пути своей Родины и других народов;
- Способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности, пониманию многообразия современного мира и необходимости диалога между представителями разных культур
Порядок проведения и правила игры
Игра представляет собой производную от игр "Морской бой" и "Брейн-Ринг". В игре принимают участие две (и более) команды. Каждая команда сидит за отдельным игровым столом. Действия игры происходит на игровом поле. Расстановка кораблей на игровом поле известна только ведущему. Количество баллов в каждой клетке равно сложности вопроса по теме, указанной в вертикали поля и количеству секунд, отпущенному на обдумывание ответа.
Та команда, которой выпало по жребию начать игру, "стреляет" первой - называет ведущему координаты выстрела. Если на этой клетке есть корабль, он "подбит" или "ранен" (в зависимости от типа корабля). Вне зависимости от наличия корабля в клетке, команде, делающей выстрел, задается вопрос по теме, указанной в горизонтали поля.
Если ответ верен, очки в клетке зачисляются ей в "плюс". При попадании в корабль насчитывается +50 баллов. Если ответ не верен или команда не отвечает, очки ей не начисляются, а вопрос передается соперникам на тех же условиях. Если же и они не отвечают, то просто делают ход, а ведущий зачитывает ответ.
Темы викторины:
- А - морская тема
- Б - все, что касается оружия, вооружения
- В - неотосланные депеши
- Г - история в стихах
- Д - география
- Е - что общего:
- Г - невероятно, но факт
Побеждает команда набравшая большее количество баллов.
Список литературы.
- Баландин Б.Б. "1001 вопрос для очень умных" Изд. Рипод классик, М., 2002
- Хрестоматия по русской военной истории. Военное издательство мин. Вооруженных сил СССР, М.,1947
- Идрисов Александр Есмухамбетович, "Нетрадиционные формы уроков в процессе изучения истории" https://urok.1sept.ru/articles/104757/
- И. Куцевалов "Интеллектуальная игра - Морской бой"
- Мария Андреева, Марина Короткова "Материалы к проведению Дня лицеиста" https://lib.1sept.ru/2006/07/5.htm
- Плотникова Людмила Николаевна https://urok.1sept.ru/articles/500745/
- Анохина Галина Ивановна Анохина "История России в стихах" http://www.openclass.ru/blogs/50446
- 1001 викторина. Портал викторин - играйте и умнейте http://1001viktorina.ru/cat/c3
- Знаете ли вы что? http://znaeteli.ru/category/istoriya/
- Как наши деды воевали http://grandwar.kulichki.net/index.html
- Картины художника: Верещагин Василий Васильевич (1842-1904) http://gallerix.ru/album/Vereshagin