Цель: формирование правовой культуры воспитанников по разрешению сложных жизненных ситуаций.
Задачи:
- Продолжать развивать у воспитанников компетенции: "Анализ деятельности", "Планирование деятельности", "Разрешение конфликта", "Работа в команде".
- Воспитывать терпимое, безоценочное отношение к другому собеседнику, позитивное отношение к себе и другому.
- Закреплять умения правильно вести диалог, обогащать словарный запас.
Материалы и оборудование:
- карточки "Описание ситуаций".
- карточки "Причины ситуации".
- карточки "Действия участников игры".
- оборудование для упражнения "Бусинка".
- бланки наглядной рефлексии "Мухомор".
- листы бумаги, ручки.
Ход игры
I. Организационная часть
Слово педагога:
Здравствуйте! Меня зовут Наталия Вадимовна. Я приехала из г. Череповца, где работаю воспитателем на группе мальчиков в детском доме №1. Сегодня вашему вниманию я хочу предложить интерактивную игру "Порядок начинается с меня", в ходе которой будут решаться следующие задачи:
- Продолжать развивать у воспитанников компетенции: "Анализ деятельности", "Планирование деятельности", "Разрешение конфликта", "Работа в команде".
- Воспитывать терпимое, безоценочное отношение к другому собеседнику, позитивное отношение к себе и другому.
- Закреплять умения правильно вести диалог, обогащать словарный запас.
Уважаемые участники игры! Я предлагаю вам принять на себя роль юношей и девушек в возрасте 15-17 лет.
Поскольку мы с вами не знакомы, то перед тем как перейти к основной части игры, я предлагаю упражнение "Бусинка". Подойдите, пожалуйста, ко мне и встаньте как вам удобно.
В руках у меня тесьма с бусинами. Каждый из вас, по порядку, берёт в руки одну из бусинок и произносит своё имя, затем на одну букву своего имени называет то качество, которое вас характеризует, а дальше пожелание всем участникам игры. Разрешите, начну я.
Меня зовут Наталия Вадимовна, терпеливая.
А желаю я всем участникам игры удачи и надёжных настоящих друзей. (Ответы молодых людей).
Вывод: ну вот мы с вами познакомились и можем приступить к дальнейшей совместной работе.
II. Основная часть
Слово педагога:
Разделитесь, пожалуйста, на две группы и займите места за столами.
Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которые вполне возможно может попасть выпускник детского дома.
Задание: каждой команде необходимо внимательно прочитать ситуацию. Осмыслить её и попытаться, во-первых, определить причины или события- факты, которые привели к создавшейся ситуации, а затем проработать пути выхода, чтобы не попасть в данную ситуацию, не быть обманутым, не попасть впросак, или выйти из неё с наименьшими потерями, то есть наметить свои действия по разрешению проблемы.
Ситуация № 3.
Антон лежал в своей комнате на диване и смотрел телевизор. Вдруг он заметил, что на потолке появилось пятно, которое становилось всё больше и больше, и, наконец, с потолка даже закапала вода. Антон в негодовании сорвался с места и побежал к соседям на верхний этаж. Начал барабанить в дверь, кричать. Дверь ему открыли, и Антон, не разбираясь ни в чём, начал выкрикивать обидные и нецензурные слова, размахивать руками. Разразился скандал.
Ситуация № 2.
Наконец - то Ольга и Надежда могут посещать ночные дискотеки. Они теперь живут не в детском доме, а у себя в комнате, дома. Девчонки быстро собрались и в хорошем настроении отправились в "Карусель", по дороге прикупив в магазине коктейль - алкогольный напиток.
Было просто здорово; музыка, танцы, много знакомств. Ольга забыла про сумку, в которой лежал паспорт. Вернувшись домой, девушки сразу легли отдыхать, а утром Ольга обнаружила, что паспорта в сумке нет.
Ситуация № 1.
Осенним вечером Саша решил прогуляться. Выйдя из подъезда, он увидел Андрея, тоже бывшего воспитанника детского дома. Поздоровались. Молодые люди были практически незнакомы, поэтому Саша не ждал, что состоится какая-нибудь беседа или разговор. Но неожиданно Андрей предложил:
- Пойдем, прошвырнёмся!?
Саше всё равно нечем было заняться, да и гулять было не с кем, и он согласился.
Далее Андрей продолжил:
- Пойдём, забежим в одну квартирку, мне надо пакет передать, может, ещё и денег заработаем. Ты не торопишься?
Саша безразлично кивнул, что ему всё равно, и равнодушно взял протянутый ему пакет.
Когда молодые люди поднялись к предполагаемой квартире, к ним неожиданно подскочило двое мужчин, быстро представившись работниками наркоконтроля. Они изъяли у Саши пакет, сказав, что там наркотики. Саша был в ужасе. Его посадили в машину и предложили взамен на то, чтобы "замять" дело, выложить определённую сумму денег. Таких денег у Саши не было, поэтому ему ничего не оставалось, как продать одну из своих комнат.
Команды получают карточки и бланки для работы.
Причины создавшейся ситуации | Пути решения, ваши действия |
(работа 5 - 7 минут, обсуждения в группах, заполнение таблиц). Через 3 - 4 минуты обсуждения группам выдаются карточки- подсказки с причинами ситуаций и карточки с действиями .
Слово педагога
Обсуждение закончили. Теперь каждая группа зачитывает свою ситуацию, причины и действия по разрешению проблемы.
(возможные вопросы к участникам игры:
Со всеми ли причинами и действиями согласна другая команда?
Что может добавить другая команда?)
Вывод по 1 ситуации про Сашу: таким образом, мы очень дружно и плодотворно поработали, и видим, что всё же главное в данной ситуации, чтобы не допустить такого обмана, это не соглашаться ни на какие сомнительные предложения малознакомых людей.
Вывод по 2 ситуации про Ольгу с Надеждой: ни в коем случае не оставлять личные вещи без присмотра, не надеяться на кого-то другого.
Вывод по 3 ситуации про Антона: в первую очередь, конечно, уметь общаться с людьми, договариваться, а не пытаться разрешать проблемы через скандал, так как в жизни может случиться так, что в следующий раз вы можете оказаться не потерпевшим, а, наоборот, виноватым.
Заключение
Мы закончили основную часть нашей интерактивной игры, и я вам предлагаю упражнение "Мухомор".
Перед вами круг, который разделён на 3 сектора:
- Насколько мне было комфортно,
- Насколько для меня значимо содержание,
- Насколько для меня полезно (поучительно) содержание.
Вы наклеиваете кружки в каждый сектор, но главное условие: чем ближе к центру, тем выше утвердительность вашего ответа.
А теперь, если есть, у кого желание, может высказать своё мнение вслух. (ответы участников игры)
Уважаемые участники игры мне было очень приятно работать вместе с вами, я чувствовала и ваш интерес, поддержку, положительный настрой, и то, что вас не испугали возникшие трудности. Мне было легко и комфортно в нашей группе.
Спасибо за работу!
Приложения
Ситуация № 3.
Антон лежал в своей комнате на диване и смотрел телевизор. Вдруг он заметил, что на потолке появилось пятно, которое становилось всё больше и больше, и, наконец, с потолка даже закапала вода. Антон в негодовании сорвался с места и побежал к соседям на верхний этаж. Начал барабанить в дверь, кричать. Дверь ему открыли, и Антон , не разбираясь ни в чём, начал выкрикивать обидные и нецензурные слова, размахивать руками. Разразился скандал.
Ситуация № 2.
Наконец - то Ольга и Надежда могут посещать ночные дискотеки. Они теперь живут не в детском доме, а у себя в комнате, дома. Девчонки быстро собрались и в хорошем настроении отправились в "Карусель", по дороге прикупив в магазине коктейль - алкогольный напиток.
Было просто здорово; музыка, танцы, много знакомств. Ольга забыла про сумку, в которой лежал паспорт. Вернувшись домой, девушки сразу легли отдыхать, а утром Ольга обнаружила, что паспорта в сумке нет.
Ситуация № 1.
Осенним вечером Саша решил прогуляться. Выйдя из подъезда, он увидел Андрея, тоже бывшего воспитанника детского дома. Поздоровались. Молодые люди были практически незнакомы, поэтому Саша не ждал, что состоится какая-нибудь беседа или разговор. Но неожиданно Андрей предложил:
- Пойдем, прошвырнёмся!?
Саше всё равно нечем было заняться, да и гулять было не с кем, и он согласился.
Далее Андрей продолжил:
- Пойдём, забежим в одну квартирку, мне надо пакет передать, может, ещё и денег заработаем. Ты не торопишься?
Саша безразлично кивнул, что ему всё равно, и равнодушно взял протянутый ему пакет.
Когда молодые люди поднялись к предполагаемой квартире, к ним неожиданно подскочило двое мужчин, быстро представившись работниками наркоконтроля. Они изъяли у Саши пакет, сказав, что там наркотики. Саша был в ужасе. Его посадили в машину и предложили взамен на то, чтобы "замять" дело, выложить определённую сумму денег. Таких денег у Саши не было, поэтому ему ничего не оставалось , как продать одну из своих комнат.
Причины ситуаций
- Нет значимого человека, положительного авторитета.
- Неумение занять своё свободное время.
- Нет хобби, интересного занятия, увлечения.
- Нет настоящих и надёжных друзей.
- Я его немного знаю, ничего страшного в этом нет.
- Так легко можно заработать.
- Всё равно делать нечего, а одному гулять неохота.
- Познакомлюсь поближе, может пригодиться, подскажет, как можно тоже так просто заработать.
- Вечер хороший, тёплый, вдвоём интереснее.
- Желание с пользой провести время.
- Любопытство.
- Привычка к пошаговому контролю во время проживания в детском доме.
- Нет своего мнения, ведомый.
- Безответственное отношение к документам.
- Много отвлекающих моментов (музыка, танцы, курение, алкоголь, компания).
- Алкоголизация.
- Расслабление после принятия алкоголя (ослабление внимания).
- Доверчивость.
- Никогда не попадала в такие ситуации, что могут вот так, просто взять документ из сумочки.
- Надежда на других, например, на сестру, которая тоже обязана присматривать (возложение ответственности на другого).
- Мал жизненный практический опыт.
- Недавно сделал ремонт.
- Соседи сверху всегда придираются, что я громко слушаю музыку.
- Неумение разрешать проблемы конструктивным способом, находить компромиссное решение.
- Отомстить за постоянные придирки.
- Импульсивность поведения.
- Заработать лишние деньги ("сдеру" с соседей за ремонт больше, чем надо).
- Никогда не попадал а такие жизненные ситуации (новизна).
- Незнание основ жилищного кодекса.
- Беззаботность.
ПАМЯТКА "Если утерян паспорт". Что делать?
- Направляйтесь в отделение милиции, на территории которого вы проживаете. В Череповце такая служба находится по адресу ул. Бабушкина. Такая срочность необходима, прежде всего, в ваших интересах.
- Заполняете и собираете следующие документы:
- Письменное заявление, в котором указывается, где, когда и при каких обстоятельствах был утрачен (похищен) паспорт;
- Заявление установленной формы о выдаче нового паспорта;
- Четыре личные фото 35х45 мм в чёрно - белом или цветном изображении без головного убора.
- Квитанция об оплате гос. пошлины в размере :::рублей;
- Квитанция об оплате штрафа о потере паспорта в размере :::рублей.
После подачи всех документов вам остаётся ждать: новенький паспорт вам выдадут в течение месяца, на протяжении которого вам придётся довольствоваться временным удостоверением личности.
Ситуация № 1.
Причины создавшейся ситуации | Пути решения, ваши действия |
всё равно делать нечего, а одному гулять
неохота; желание легко заработать; я его немного знаю, ничего страшного в этом нет; неумение занять своё свободное время; безответственность, не задумывается о последствиях; нет хобби, интересного занятия; нет значимого человека, положительного авторитета; нет настоящих друзей; мал жизненный практический опыт. |
прежде, чем взять пакет, надо выяснить
его содержимое; когда подошли "проверяющие", необходимо спросить документы; оказавшись в машине, можно отказаться от показаний (согласно статьи № 51) и попросить отвезти до отделения милиции и только там давать показания; не хранить документы дома, а, как вариант, в детском доме у социального педагога или педагога - куратора; позвонить по телефону "02" и узнать, работают ли такие сотрудники; обратиться в отделение милиции по месту проживания для написания заявления. |
Ситуация № 2.
Причины создавшейся ситуации | Пути решения, ваши действия |
безответственное отношение к
документам; оставила сумку без присмотра; много отвлекающих моментов (музыка, танцы, алкоголь, курение); алкоголизация; ослабление внимания; доверчивость; никогда не попадала в такие ситуации; возложение ответственности на другого человека (на сестру); привычка к пошаговому контролю при проживании в детском доме. |
не оставлять личные вещи без присмотра; не перекладывать ответственность на другого человека; если всё же паспорт потерян или украден, то: приходим в милицию и пишем заявление об утере или краже (где, когда и при каких обстоятельствах был утрачен паспорт; пишем заявление установленной формы о выдаче нового паспорта; идём фотографироваться (личные фото 35х45 мм в чёрно- белом или цветном изображении без головного убора); платим госпошлину и штраф по утере паспорта в одном из отделений сбербанка города; после подачи всех документов выдаётся временное удостоверение личности, заменяющее паспорт, и только через 1 месяц получаете новый паспорт. |
Ситуация № 3.
Причины создавшейся ситуации | Пути решения, ваши действия |
неумение строить отношения с соседями; импульсивность поведения; обида; никогда не попадал в такие ситуации (новизна практического опыта); незнание основ жилищного кодекса. |
успокоиться; пригласить соседей и показать им ущерб, попытаться договориться; пригласить из ЖКХ техника для оценки материального ущерба; в крайнем случае, подать исковое заявление в суд. |
Действия к ситуациям
- Прежде, чем взять пакет, надо выяснить его содержимое.
- Когда подошли "проверяющие", необходимо спросить документы.
- Оказавшись в машине, можно отказаться от показаний, попросить отвезти до отделения милиции и только там начать беседу.
- Не хранить документы дома, а, как вариант, в детском доме у социального педагога, или педагога - куратора.
- Позвонить по телефону "02" и выяснить, работают ли такие сотрудники.
- Обратиться в милицию по месту жительства для написания искового заявления.
- Успокоиться.
- Пригласить соседей и показать им нанесённый ущерб, попытаться договориться о возмещении ущерба.
- В крайнем случае, подать исковое заявление в суд.
- Не оставлять личные вещи без присмотра.
- Не перекладывать ответственность на другого человека.
- Не употреблять алкоголь.
- Периодически проверять свои личные вещи.
- Быстро реагировать на утерю паспорта и его восстановление во избежание неприятностей.
- Наглядность для упражнения "Мухомор"