Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни

Разделы: Внеклассная работа


Цель: формирование правовой культуры воспитанников по разрешению сложных жизненных ситуаций.

Задачи:

  • Продолжать развивать у воспитанников компетенции: "Анализ деятельности", "Планирование деятельности", "Разрешение конфликта", "Работа в команде".
  • Воспитывать терпимое, безоценочное отношение к другому собеседнику, позитивное отношение к себе и другому.
  • Закреплять умения правильно вести диалог, обогащать словарный запас.

Материалы и оборудование:

  • карточки "Описание ситуаций".
  • карточки "Причины ситуации".
  • карточки "Действия участников игры".
  • оборудование для упражнения "Бусинка".
  • бланки наглядной рефлексии "Мухомор".
  • листы бумаги, ручки.

Ход игры

I. Организационная часть

Слово педагога:

Здравствуйте! Меня зовут Наталия Вадимовна. Я приехала из г. Череповца, где работаю воспитателем на группе мальчиков в детском доме №1. Сегодня вашему вниманию я хочу предложить интерактивную игру "Порядок начинается с меня", в ходе которой будут решаться следующие задачи:

  1. Продолжать развивать у воспитанников компетенции: "Анализ деятельности", "Планирование деятельности", "Разрешение конфликта", "Работа в команде".
  2. Воспитывать терпимое, безоценочное отношение к другому собеседнику, позитивное отношение к себе и другому.
  3. Закреплять умения правильно вести диалог, обогащать словарный запас.

Уважаемые участники игры! Я предлагаю вам принять на себя роль юношей и девушек в возрасте 15-17 лет.

Поскольку мы с вами не знакомы, то перед тем как перейти к основной части игры, я предлагаю упражнение "Бусинка". Подойдите, пожалуйста, ко мне и встаньте как вам удобно.

В руках у меня тесьма с бусинами. Каждый из вас, по порядку, берёт в руки одну из бусинок и произносит своё имя, затем на одну букву своего имени называет то качество, которое вас характеризует, а дальше пожелание всем участникам игры. Разрешите, начну я.

Меня зовут Наталия Вадимовна, терпеливая.

А желаю я всем участникам игры удачи и надёжных настоящих друзей. (Ответы молодых людей).

Вывод: ну вот мы с вами познакомились и можем приступить к дальнейшей совместной работе.

II. Основная часть

Слово педагога:

Разделитесь, пожалуйста, на две группы и займите места за столами.

Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которые вполне возможно может попасть выпускник детского дома.

Задание: каждой команде необходимо внимательно прочитать ситуацию. Осмыслить её и попытаться, во-первых, определить причины или события- факты, которые привели к создавшейся ситуации, а затем проработать пути выхода, чтобы не попасть в данную ситуацию, не быть обманутым, не попасть впросак, или выйти из неё с наименьшими потерями, то есть наметить свои действия по разрешению проблемы.

Ситуация № 3.

Антон лежал в своей комнате на диване и смотрел телевизор. Вдруг он заметил, что на потолке появилось пятно, которое становилось всё больше и больше, и, наконец, с потолка даже закапала вода. Антон в негодовании сорвался с места и побежал к соседям на верхний этаж. Начал барабанить в дверь, кричать. Дверь ему открыли, и Антон, не разбираясь ни в чём, начал выкрикивать обидные и нецензурные слова, размахивать руками. Разразился скандал.

Ситуация № 2.

Наконец - то Ольга и Надежда могут посещать ночные дискотеки. Они теперь живут не в детском доме, а у себя в комнате, дома. Девчонки быстро собрались и в хорошем настроении отправились в "Карусель", по дороге прикупив в магазине коктейль - алкогольный напиток.

Было просто здорово; музыка, танцы, много знакомств. Ольга забыла про сумку, в которой лежал паспорт. Вернувшись домой, девушки сразу легли отдыхать, а утром Ольга обнаружила, что паспорта в сумке нет.

Ситуация № 1.

Осенним вечером Саша решил прогуляться. Выйдя из подъезда, он увидел Андрея, тоже бывшего воспитанника детского дома. Поздоровались. Молодые люди были практически незнакомы, поэтому Саша не ждал, что состоится какая-нибудь беседа или разговор. Но неожиданно Андрей предложил:

- Пойдем, прошвырнёмся!?

Саше всё равно нечем было заняться, да и гулять было не с кем, и он согласился.

Далее Андрей продолжил:

- Пойдём, забежим в одну квартирку, мне надо пакет передать, может, ещё и денег заработаем. Ты не торопишься?

Саша безразлично кивнул, что ему всё равно, и равнодушно взял протянутый ему пакет.

Когда молодые люди поднялись к предполагаемой квартире, к ним неожиданно подскочило двое мужчин, быстро представившись работниками наркоконтроля. Они изъяли у Саши пакет, сказав, что там наркотики. Саша был в ужасе. Его посадили в машину и предложили взамен на то, чтобы "замять" дело, выложить определённую сумму денег. Таких денег у Саши не было, поэтому ему ничего не оставалось, как продать одну из своих комнат.

Команды получают карточки и бланки для работы.

Причины создавшейся ситуации Пути решения, ваши действия
   

(работа 5 - 7 минут, обсуждения в группах, заполнение таблиц). Через 3 - 4 минуты обсуждения группам выдаются карточки- подсказки с причинами ситуаций и карточки с действиями .

Слово педагога

Обсуждение закончили. Теперь каждая группа зачитывает свою ситуацию, причины и действия по разрешению проблемы.

(возможные вопросы к участникам игры:

Со всеми ли причинами и действиями согласна другая команда?

Что может добавить другая команда?)

Вывод по 1 ситуации про Сашу: таким образом, мы очень дружно и плодотворно поработали, и видим, что всё же главное в данной ситуации, чтобы не допустить такого обмана, это не соглашаться ни на какие сомнительные предложения малознакомых людей.

Вывод по 2 ситуации про Ольгу с Надеждой: ни в коем случае не оставлять личные вещи без присмотра, не надеяться на кого-то другого.

Вывод по 3 ситуации про Антона: в первую очередь, конечно, уметь общаться с людьми, договариваться, а не пытаться разрешать проблемы через скандал, так как в жизни может случиться так, что в следующий раз вы можете оказаться не потерпевшим, а, наоборот, виноватым.

Заключение

Мы закончили основную часть нашей интерактивной игры, и я вам предлагаю упражнение "Мухомор".

Перед вами круг, который разделён на 3 сектора:

  • Насколько мне было комфортно,
  • Насколько для меня значимо содержание,
  • Насколько для меня полезно (поучительно) содержание.

Вы наклеиваете кружки в каждый сектор, но главное условие: чем ближе к центру, тем выше утвердительность вашего ответа.

А теперь, если есть, у кого желание, может высказать своё мнение вслух. (ответы участников игры)

Уважаемые участники игры мне было очень приятно работать вместе с вами, я чувствовала и ваш интерес, поддержку, положительный настрой, и то, что вас не испугали возникшие трудности. Мне было легко и комфортно в нашей группе.

Спасибо за работу!


Приложения

Ситуация № 3.

Антон лежал в своей комнате на диване и смотрел телевизор. Вдруг он заметил, что на потолке появилось пятно, которое становилось всё больше и больше, и, наконец, с потолка даже закапала вода. Антон в негодовании сорвался с места и побежал к соседям на верхний этаж. Начал барабанить в дверь, кричать. Дверь ему открыли, и Антон , не разбираясь ни в чём, начал выкрикивать обидные и нецензурные слова, размахивать руками. Разразился скандал.

Ситуация № 2.

Наконец - то Ольга и Надежда могут посещать ночные дискотеки. Они теперь живут не в детском доме, а у себя в комнате, дома. Девчонки быстро собрались и в хорошем настроении отправились в "Карусель", по дороге прикупив в магазине коктейль - алкогольный напиток.

Было просто здорово; музыка, танцы, много знакомств. Ольга забыла про сумку, в которой лежал паспорт. Вернувшись домой, девушки сразу легли отдыхать, а утром Ольга обнаружила, что паспорта в сумке нет.

Ситуация № 1.

Осенним вечером Саша решил прогуляться. Выйдя из подъезда, он увидел Андрея, тоже бывшего воспитанника детского дома. Поздоровались. Молодые люди были практически незнакомы, поэтому Саша не ждал, что состоится какая-нибудь беседа или разговор. Но неожиданно Андрей предложил:

- Пойдем, прошвырнёмся!?

Саше всё равно нечем было заняться, да и гулять было не с кем, и он согласился.

Далее Андрей продолжил:

- Пойдём, забежим в одну квартирку, мне надо пакет передать, может, ещё и денег заработаем. Ты не торопишься?

Саша безразлично кивнул, что ему всё равно, и равнодушно взял протянутый ему пакет.

Когда молодые люди поднялись к предполагаемой квартире, к ним неожиданно подскочило двое мужчин, быстро представившись работниками наркоконтроля. Они изъяли у Саши пакет, сказав, что там наркотики. Саша был в ужасе. Его посадили в машину и предложили взамен на то, чтобы "замять" дело, выложить определённую сумму денег. Таких денег у Саши не было, поэтому ему ничего не оставалось , как продать одну из своих комнат.

Причины ситуаций

  1. Нет значимого человека, положительного авторитета.
  2. Неумение занять своё свободное время.
  3. Нет хобби, интересного занятия, увлечения.
  4. Нет настоящих и надёжных друзей.
  5. Я его немного знаю, ничего страшного в этом нет.
  6. Так легко можно заработать.
  7. Всё равно делать нечего, а одному гулять неохота.
  8. Познакомлюсь поближе, может пригодиться, подскажет, как можно тоже так просто заработать.
  9. Вечер хороший, тёплый, вдвоём интереснее.
  10. Желание с пользой провести время.
  11. Любопытство.
  12. Привычка к пошаговому контролю во время проживания в детском доме.
  13. Нет своего мнения, ведомый.
  14. Безответственное отношение к документам.
  15. Много отвлекающих моментов (музыка, танцы, курение, алкоголь, компания).
  16. Алкоголизация.
  17. Расслабление после принятия алкоголя (ослабление внимания).
  18. Доверчивость.
  19. Никогда не попадала в такие ситуации, что могут вот так, просто взять документ из сумочки.
  20. Надежда на других, например, на сестру, которая тоже обязана присматривать (возложение ответственности на другого).
  21. Мал жизненный практический опыт.
  22. Недавно сделал ремонт.
  23. Соседи сверху всегда придираются, что я громко слушаю музыку.
  24. Неумение разрешать проблемы конструктивным способом, находить компромиссное решение.
  25. Отомстить за постоянные придирки.
  26. Импульсивность поведения.
  27. Заработать лишние деньги ("сдеру" с соседей за ремонт больше, чем надо).
  28. Никогда не попадал а такие жизненные ситуации (новизна).
  29. Незнание основ жилищного кодекса.
  30. Беззаботность.

ПАМЯТКА "Если утерян паспорт". Что делать?

  1. Направляйтесь в отделение милиции, на территории которого вы проживаете. В Череповце такая служба находится по адресу ул. Бабушкина. Такая срочность необходима, прежде всего, в ваших интересах.
  2. Заполняете и собираете следующие документы:
  • Письменное заявление, в котором указывается, где, когда и при каких обстоятельствах был утрачен (похищен) паспорт;
  • Заявление установленной формы о выдаче нового паспорта;
  • Четыре личные фото 35х45 мм в чёрно - белом или цветном изображении без головного убора.
  • Квитанция об оплате гос. пошлины в размере :::рублей;
  • Квитанция об оплате штрафа о потере паспорта в размере :::рублей.

После подачи всех документов вам остаётся ждать: новенький паспорт вам выдадут в течение месяца, на протяжении которого вам придётся довольствоваться временным удостоверением личности.

Ситуация № 1.

Причины создавшейся ситуации Пути решения, ваши действия
всё равно делать нечего, а одному гулять неохота;

желание легко заработать;

я его немного знаю, ничего страшного в этом нет;

неумение занять своё свободное время;

безответственность, не задумывается о последствиях;

нет хобби, интересного занятия;

нет значимого человека, положительного авторитета;

нет настоящих друзей;

мал жизненный практический опыт.

прежде, чем взять пакет, надо выяснить его содержимое;

когда подошли "проверяющие", необходимо спросить документы;

оказавшись в машине, можно отказаться от показаний (согласно статьи № 51) и попросить отвезти до отделения милиции и только там давать показания;

не хранить документы дома, а, как вариант, в детском доме у социального педагога или педагога - куратора;

позвонить по телефону "02" и узнать, работают ли такие сотрудники;

обратиться в отделение милиции по месту проживания для написания заявления.

Ситуация № 2.

Причины создавшейся ситуации Пути решения, ваши действия
безответственное отношение к документам;

оставила сумку без присмотра;

много отвлекающих моментов (музыка, танцы, алкоголь, курение);

алкоголизация;

ослабление внимания;

доверчивость;

никогда не попадала в такие ситуации;

возложение ответственности на другого человека (на сестру);

привычка к пошаговому контролю при проживании в детском доме.

не оставлять личные вещи без присмотра;

не перекладывать ответственность на другого человека;

если всё же паспорт потерян или украден, то:

приходим в милицию и пишем заявление об утере или краже (где, когда и при каких обстоятельствах был утрачен паспорт;

пишем заявление установленной формы о выдаче нового паспорта;

идём фотографироваться (личные фото 35х45 мм в чёрно- белом или цветном изображении без головного убора);

платим госпошлину и штраф по утере паспорта в одном из отделений сбербанка города;

после подачи всех документов выдаётся временное удостоверение личности, заменяющее паспорт, и только через 1 месяц получаете новый паспорт.

Ситуация № 3.

Причины создавшейся ситуации Пути решения, ваши действия
неумение строить отношения с соседями;

импульсивность поведения;

обида;

никогда не попадал в такие ситуации (новизна практического опыта);

незнание основ жилищного кодекса.

успокоиться;

пригласить соседей и показать им ущерб, попытаться договориться;

пригласить из ЖКХ техника для оценки материального ущерба;

в крайнем случае, подать исковое заявление в суд.

Действия к ситуациям

  1. Прежде, чем взять пакет, надо выяснить его содержимое.
  2. Когда подошли "проверяющие", необходимо спросить документы.
  3. Оказавшись в машине, можно отказаться от показаний, попросить отвезти до отделения милиции и только там начать беседу.
  4. Не хранить документы дома, а, как вариант, в детском доме у социального педагога, или педагога - куратора.
  5. Позвонить по телефону "02" и выяснить, работают ли такие сотрудники.
  6. Обратиться в милицию по месту жительства для написания искового заявления.
  7. Успокоиться.
  8. Пригласить соседей и показать им нанесённый ущерб, попытаться договориться о возмещении ущерба.
  9. В крайнем случае, подать исковое заявление в суд.
  10. Не оставлять личные вещи без присмотра.
  11. Не перекладывать ответственность на другого человека.
  12. Не употреблять алкоголь.
  13. Периодически проверять свои личные вещи.
  14. Быстро реагировать на утерю паспорта и его восстановление во избежание неприятностей.
  15. Наглядность для упражнения "Мухомор"