“Ум да здоровье всего дороже” (пословица.)
Здоровье – важнейший фактор работоспособности и целостного развития человеческого, а особенно детского организма. Ребенок пошел в школу, а значит, что его организм должен перестроиться, для того, чтобы учение было успешным. Можно найти много причин, которые влияют на рост заболеваемости среди учащихся, особенно младших школьников. Считаю, что одна из них – неправильное питание. Начальная ступень школы – это возможность научить детей и родителей здоровому питанию.
Вот результаты анкетирования родителей по организации питания детей (проводилось в 4 четверти).
Вопрос: “Впереди лето. Организм ребенка необходимо пополнить запасом витаминов. Ваши действия”.
70% опрошенных выбрали покупку витаминов в аптеке, 20% решили, что надо летом кушать много овощей, фруктов, 10% посчитали, что ничего страшного в этом нет. Меня, как учителя, такой результат заставил задуматься о необходимости проведения работы по данной теме. Был изучен материал УМК “Разговор о правильном питании” М.М. Безруких, Т.А.Филипповой.
Поговорив о правильном питании на школьных занятиях раз в месяц (в рамках воспитательной работы), невозможно убедить ребенка в необходимости правильного питания. Возникла необходимость в обучении ребят основам организации правильного питания. В какой форме? “Ребенку, вступающему в новый этап своей жизни, школьный, обязательно нужна ситуация успеха. Именно та ситуация, при которой за ошибочные высказывания нет отрицательных оценок, которая помогает в развитии ребенка, не навязывает своего мнения. Деятельность, которая приносит успех и удовлетворение – вот двигатель развития ребенка.”[1] Этому в полной мере способствует работа клуба “Витаминчик”, который и был организован в начальной школе. Занятия клуба построены по концентрическому принципу, поэтому одни и те же темы изучаются каждый год с постепенным усложнением изучаемого материала и форм проведения занятий. За основу планирования деятельности клуба взята программа УМК “Разговор о правильном питании” (автор: М.М.Безруких, Т.А.Филиппова). [2]Тематика каждого года обучения представлена 4 разделами.
1 раздел “Давайте поговорим о продуктах”.
2 раздел “Давайте узнаем о продуктах”.
3 раздел “Давайте поговорим о правилах этикета”.
4 раздел “Давайте поговорим о кулинарных
волшебниках”.
Последовательность разделов не случайна: изучение начинается с того, что уже хорошо знакомо ребенку: полезные и вредные продукты, где и как готовят пищу-это то, что позволяет плавно ввести ребенка в мир “Разговора о правильном питании”. Второй раздел посвящен введению ребенка в историю продуктов, оценке их положительного воздействия на организм человека. Тематика третьего раздела направлена на изучение правил этикета и носит ознакомительный характер. Целесообразно при изучении тем этого раздела разнообразить формы и методы, используемые на занятиях (игры: ролевые, сюжетно-ролевые, проблемные ситуации и т. д.). Четвертый раздел посвящен развитию “кулинарного умения”, привлечению к участию в работе клуба родителей. [3]
При организации занятий в рамках изучения данного года обучения важно спланировать как можно больше творческих занятий, познавательных экскурсий, чтобы сформировать у детей широкое представление о необходимости правильного питания. Этому способствует самостоятельная творческая деятельность детей: работа с литературой, исследования, проектная деятельность, проведение экспериментов, задания для самостоятельных наблюдений.
Детей надо заинтересовать работой в клубе, дать возможность самостоятельно выбрать путь изучения темы. Как? Ребята предложили составить карту путешествия, указали возможные остановки, выбрали транспорт для поездки, назвали страну “Витаминчик” и началась работа, проходившая весь учебный год. Был придуман девиз: “Витаминная страна, очень классная она”, герб, гимн.
Таким образом, анализ работы клуба “Витаминчик”, проведенный на последнем занятии, совместно с родителями и врачом показал, что соблюдение правил организации правильного питания позволило снизить процент заболеваемости в данном классе, повысилась работоспособность, улучшился эмоциональный настрой, а это, в свою очередь, способствует укреплению здоровья учащихся и повышению качества учебного процесса.
Цели клуба “Витаминчик”:
- формирование у ребят представлений основ культуры организации правильного питания для обеспечения жизнедеятельности организма.
Задачи клуба “Витаминчик”:
- содействовать укреплению здоровья каждого школьника, через организацию его правильного питания;
- сформировать у школьников представление о здоровом питании;
- обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- создать условия для творческого развития ребенка;
- асширить и разнообразить взаимодействие школы и родителей по вопросу укрепления здоровья детей.
Реализация данной программы предполагает:
- формирование первоначальных представлений о здоровом питании;
- практическую деятельность, развитие исследовательской деятельности.
Основные направления работы клуба “Витаминчик”
Образовательное направление.
Преобладает в этом направление получение младшими школьниками дополнительных знаний по жизненно важным вопросам, а именно вопрос об организации правильного питания, расширение их кругозора, обучение первоначальным навыкам проведения исследовательских работ, опытов.
Развитие общественной активности происходит уже на начальном этапе, так как в результате выполнения определенных заданий ребята видят результаты своей работы, осознают ее значимость не только для себя, но и для своих родителей, друзей.
Развитие инициативы и творчества.
Предложив ребятам тему следующей встречи, провожу беседу с целью узнать, интересна или нет им эта тема. Советуюсь с ними о том, как проводить встречу, кого или что они хотят увидеть и услышать, учитываю их возможности и пожелания. Даю возможность демонстрировать свои творческие способности: рисовать, петь, участвовать в сценках, проводить исследования.
Формирование общественного мнения на основе общения.
Умело направляя ребят на обсуждение темы, учу их находить истину, опираясь на полученные знания. В жизни столько разных проблем. И важно, чтобы ребята не только излагали заученные ответы, но и учились задавать свои вопросы и отстаивать свою точку зрения, не опасаясь вызвать недовольство друзей и взрослых. Такую возможность им предоставляет непринужденная обстановка клубной встречи.
Формы работы клуба “Витаминчик”:
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная;
- массовая.
Совместная деятельность педагога и детей в клубе “Витаминчик”:
- проведение целевых экскурсий,
- создание памяток, обращений,
- проведение игр, практических занятий,
- диагностика представлений учащихся о правильном питании;
- организация проектно-исследовательской работы.
Сроки реализации программы
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Переход к систематическому обучению создаёт условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования. Занятия клуба построены по концентрическому принципу, поэтому одни и те же темы изучаются каждый год с постепенным усложнением изучаемого материала и форм проведения занятий.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Реализация данной программы предполагает:
- формирование культуры здорового питания у младших школьников;
- полученные знания позволят ребенку ориентироваться в выборе полезных продуктов;
- дети получат дополнительные коммуникативные знания и навыки.
Объект деятельности: программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.
Литература
- Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь /М.М. Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г. Макеева.– М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
- Е.В. Езушина. Азбука правильного питания./Волгоград: Учитель, 2008.
- М.М. Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г. Макеева./ М.: Нестле Фуд, 2003.