Визитная карточка учебного проекта

Разделы: Общепедагогические технологии


Программа дополнительного образования: “Бисероплетение”, 2 год обучения.

Тема занятия: “Визитная карточка учебного проекта”.

Тип занятия: изучение нового материала.

Цель: создание условий для осознания и осмысления новой информации – учебного проекта.

Задачи:

  • повысить мотивацию к овладению проектной деятельностью;
  • сформировать общий алгоритм творческой продуктивной деятельности при разработке проекта;
  • включить обучающихся в режим самостоятельной работы: составлять “Звездочку обдумывания”;
  • развивать исследовательские умения: самостоятельно искать, собирать информацию, наблюдать, анализировать, оценивать;
  • формировать позитивное отношение к работе (проявление инициативы, творческого мышления, фантазии, умение работать индивидуально и в группе);
  • развивать ведущие компетенции:

– способность брать на себя ответственность;
– делать свой выбор, владеть устным и письменным общением.

Материалы и оборудование: магнитная информационная доска, ТСО (компьютер, мультимедийный диск с презентацией проекта), таблица “Проектная деятельность объединения “Бисероплетение””.

Наглядные пособия: выставка проектов, образцы изделий продукта проектов, поэтапная схема “Звездочки обдумывания”, специализированная литература, сборник “Портфолио”.

Раздаточный материал для обучающихся: схемы “Звездочки обдумывания” для заполнения (2 варианта), этапы работы над проектом, лист для рефлексии.

Ход занятия

  1. Организационный момент – 3-4 мин.
  2. Целеполагание и мотивация.
  3. Изучение нового материала. Актуализация.

1. Теоретические сведения о проектной деятельности.

    • Понятия “Деятельность”, “Проектная деятельность”, “Проект”, “Учебный проект”.
    • Основные этапы выполнения проекта. Первичное усвоение материала.

2. Проектная деятельность обучающихся.

    • Демонстрация таблицы проектной деятельности обучающихся.
    • Выставка проектов и образцов изделий, продукта проекта, воспитанников объединения.
  1. Осознание и осмысление учебного материала

Практическая работа.

  1. Выбор темы проекта по схеме “Звездочка обдумывания” (индивидуальная работа).
  2. Презентация проекта “Мир пестрых крыльев”, автор Новикова Алена (3 год обучения).
  3. Составление “Звездочки обдумывания” по выбранной теме (групповая работа).
  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Ход занятия

I. Организационный момент – 3-4 мин.

Приветствие, проверка обучающихся и готовность их к работе.

II. Целеполагание и мотивация

Вводное слово педагога. Сообщение темы занятия.

– Наше занятие называется я “Визитная карточка учебного проекта”.

Не случайно в названии занятия присутствует словосочетание “Визитная карточка”, так как Визитная карточка (визитка) – это традиционный носитель информации, о чем или о ком-либо. А сегодня вы получите информацию о проектной деятельности, узнаете, что такое проект, познакомитесь с творческими проектами обучающихся объединения и выполните практическую работу по составлению “Звездочки обдумывания”.

В последнее время проектная, исследовательская деятельность заняли особое место в образовании, так как проектная деятельность формирует такие качества как самостоятельность, инициативность; развивает умение сравнивать, анализировать, что повышает самооценку и уверенность в себе; приобретаются полезные умения и навыки, которые позволяют вам адаптироваться в социуме, предоставить продукт бисероплетения более качественно, разнообразно.

III. Изучение нового материала. Актуализация.

1. Теоретические сведения о проектной деятельности.

Рассмотрим, что же такое деятельность, какая деятельность называется проектной, что такое проект, учебный проект и каким он бывает. Прежде всего, начнем с понятии этих слов.

(Использование компьютера) <Приложение № 1>

Деятельность (активность) – любая активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.

Вопрос: Как вы понимаете, что такое проект? Кто принимал участие в создании проекта (какого, где)?

Проект (от лат. projectus, букв.– брошенный вперед, выступающий, выдающийся),

  • Замысел, план.
  • Предварительный текст какого-либо документа.
  • Это специально организованный комплекс действий обучающихся совместно с педагогом для решения значимой задачи, завершающийся созданием продукта.

Существует несколько видов проектов:

  • Исследовательские.
  • Творческие.
  • Ознакомительно-ориентированные (информационные).
  • Практикщ-ориентированныe (прикладные).

Мы же с вами рассмотрим учебный проект. Так что же такое – учебный проект?

Учебный проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт от идеи до ее воплощения (материальный или интеллектуальный), выполненный под руководством педагога или итоговая самостоятельная работа при консультации педагога.

Мы разобрались с понятиями “Деятельность” и “Проект”, “Учебный проект”, а что собой представляет “Проектная деятельность”?

Проектная деятельности – процесс создания проекта.

При организации проектной деятельности возможны не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа обучающихся, где распределяются обязанности, и определяется ответственность каждого за выполнение проекта в целом.

(Использование дидактических раздаточных карточек для обучающихся “этапы работы над проектом”)

Этапы работы над проектом

  1. Выбор темы.
  2. Формулировка проблемы.
  3. Способ решения проблемы.
  4. Сбор материалов.
  5. Получение результата.
  6. Написание текста проекта.
  7. Оценка результата.
  8. Публичная защита.

2. Проектная деятельность обучающихся.

  • Демонстрация таблицы проектной деятельности обучающихся.

Обучающиеся объединения “Бисероплетение” уже не первый год занимаются проектно-исследовательской деятельностью. Участие и результативность обучающихся можно увидеть в таблице “Проектная деятельность обучающихся объединения “Бисероплетение” <Приложение № 2>, а сами проекты и продукты проектов представлены на выставке.

  • Выставка проектов и продукта проекта, воспитанников объединения. Обзор выставки. На выставке представлены: “Подарочные яйца из бисера”, “Бисерный мотылек”, “Мир пестры крыльев”, “Современное украшение “Галстук””, “Символ неба и земли”, “Модная бижутерия”, “Вечерний клатч” <Приложение № 3>.

Теперь вы имеете представление, как выгладят творческие проекты, а так же продукты проектов (изделия из бисера).

IV. Осознание и осмысление учебного материала.

Все творческие проекты начинаются с выбора темы. На этом этапе обдумывания будущей темы мы воспользуемся специальным приемом “Звездочкой обдумывания”.

Практическая работа.

1. Выбор темы проекта по схеме “Звездочка обдумывания” (индивидуальная работа).

Обучающимся выдаются схемы “Звездочки обдумывания” с предложенными темами (приложение № 4).

Задание: Придумать свою тему (вписать в пустую секцию) и выбрать тему для будущего проекта из предложенных вариантов.

Результат задания определяется педагогом, а также общая тема проекта “Галстук”, так как по программе дополнительного образования “Бисероплетение” этот раздел изучается на данный момент.

2. Презентация проекта “Мир пестрых крыльев”, автор Новикова Алена (3 год обучения).

Мы с вами только приступаем к созданию проекта, его 1 этапу – выбор темы. Последний этап работы над проектом – публичная защита или презентация. Сейчас перед вами выступит Новикова Алена с презентацией своего творческого проекта “Мир пестрых крыльев”, с которым она участвовала в творческой конференции “Добрых рук ремесло” в МОУ ДОД ДДТ г. Собинка в апреле 2010г., где победила в номинации “Самый авторский проект” и представила на Всероссийской конференции “Портфолио”.

3. Составление “Звездочки обдумывания” по выбранной теме (групповая работа).

Педагог предлагает поработать над составлением “Звездочки обдумывания” по выбранной теме “Галстук” в группах. Обучающиеся делятся на 3 группы методом жребия.

Тема проекта обозначена – это “Галстук”, теперь мы должны собрать и изучить информацию о проектируемом объекте (изделии), т.е. о галстуке с помощью приема “Звездочки обдумывания”. Внешне это схема напоминает звезду с расходящимися во все стороны лучами. В центре обозначается название выбранной темы, а на лучах, исходящих от центра записываются возможные решения вопросов, без которых невозможно изготовить данное изделие.

Как происходит процесс ее заполнения?

Берется чистый лист бумаги, в центре его записывается тот объект, который вы решили материально реализовать. В данном случае это “Галстук”. Затем вокруг предложенного объекта (изделия) около расходящихся лучей указывается:

  1. Какие материалы необходимы для выполнения изделия?
  2. Какое оборудование необходимо для изготовления изделия?
  3. О чем необходимо помнить при работе с инструментами?
  4. Какова форма и размеры изделия?
  5. Какова потребность в изделии (для кого, для чего)?
  6. Каковы требования к оформлению изделия?
  7. Основные затраты на изготовление изделия экономические затраты?
  8. Какие информационные источники используются?
  9. Основные этапы технологии изготовления изделия?

“Звездочка обдумывания” помогает хорошо обдумывать все вопросы при создании изделия, так как они находятся все перед глазами <Приложение № 5>.

Этот прием, может быть, применим и для решения отдельных частей вопросов. Например, в вопросе выбора материала изделия. Тогда он становится центром звездочки, а в расходящихся лучах указываются возможные для применения конструкционные материалы и их свойства. Рассматривая их поочередно. Можно подобрать более подходящий материал.

Задание: составить “Звездочку обдумывания” по выбранной теме с помощью наводящих вопросов. Вопросы записаны на магнитной информационной доске. Представители от групп, заполняют “Звездочку обдумывания” с ответами на доске. Обсуждение и анализ правильности заполнения “Звездочки обдумывания”.

V. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Для подведения итогов занятия и определения, насколько внимательны обучающиеся и эффективно самостоятельно работали, обучающимся выдается лист с названиями понятый.

Задание: выбрать из предложенных понятый новые и необходимые темы для разработки учебного проекта.

Понятия:

  • учебный проект;
  • материалы;
  • оценка изделия;
  • проект;
  • оценка изделия;
  • этапы работы над проектом;
  • технология изготовления изделия;
  • цветовое решение;
  • выставка проектов;
  • презентация проекта;
  • компьютер;
  • “Звездочка обдумывания”;
  • снятие мерок;
  • тема проекта;
  • формы представления проектов;
  • продукт проекта.

Правильные ответы выделены и подчеркнуты.

Подведение итогов педагогом.

Мы сегодня познакомились с понятиями: “деятельность”, “проектная деятельность”, “проект”, “учебный проект”; с этапами работы над проектом, подробно остановились на 1 и последнем этапе, впереди предстоит нам большая работа над созданием проекта, его другими этапами от одного занятия на весь учебный год и представление разработанных проектов на занятиях в объединении, на конференциях, фестивалях.

Считаю, что занятие было эффективным. Вы проявляли инициативу, самостоятельность, активно работали как индивидуально так и в группах. Думаю, знания, которые вы сегодня приобрели вам пригодятся не только в дополнительном образовании, но и в школе. Педагог благодарит всех за работу. И заканчивает стихотворением.

Фантазия и мастерство – вот наша цель.
И каждый день для нас – судьбы подарок,
Со временем идем мы в ногу,
Талантам молодым – дорогу!

Список используемой литературы:

  1. Нессонова О.А. и др. Технология 5-9 классы. Организация проектной деятельности/ Учитель. Волгоград, 2009.
  2. Девяткина Г.В. Проектирование учебно-технологических игр./ Школьные технологии. 1998. № 4.