Цель урока: обобщить знания учащихся о значении воды в жизни человека, животных и планеты; закрепить понятия о круговороте воды в природе; повышать познавательную активность детей; прививать основы экологических знаний; воспитывать привычку бережного отношения к природе.
Оборудование: подвижная схема– таблица “Круговорот воды в природе”, иллюстрация-загадка “Три состояния воды”, картинка– раскраска “Путешествие речки Хрустальной”, плакат “Пустыня и оазис”.
Ход урока
На предыдущих уроках по окружающему миру мы узнали много нового, интересного и полезного о воде. А вот сегодня наш любимый капитан Врунгель, бывалый знаток и моряк морских просторов, приготовил для вас много интересных вопросов, на которые вы должны ответить и доказать, что вы тоже кое-что знаете, и не привыкли отступать. Итак, вперёд!
1. Что же такое вода?
2. Вода, как и любое полезное ископаемое, обладает свойствами.
– Какие свойства мы должны рассмотреть? ( Форма, цвет, прозрачность, вкус, запах, текучесть, вода– растворитель, очистка воды).
Дети описывают и демонстрируют свойства воды на опытах.
После данной работы подводим итог.
А теперь послушайте стихотворение, и вы узнаете, откуда пришла вода.
Спросил на днях малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана.
– Откуда ты?
Вода в ответ:
– Издалека, из океана.
Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
– Откуда ты?– спросил росу.
– Поверь, и я из океана.
На поле лёг туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
– Откуда ты? Ты кто такой?
– И я, дружок, из океана!
Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донёсся шёпот:
– Знай, малыш, и я пришла из океана.
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в снежинке,
И в дождинке,
И в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.
3. Почему везде встречается океанская вода, ведь мы не пьём солёную воду?
(Имеется в виду Мировой океан, а в его состав входит вся вода планеты, в том числе и пресная.)
4. Сколько же воды в Мировом океане?
(Если бы поверхность Земли была ровной, то равномерный слой всех рек, морей и океанов имел бы толщину 9 метров.)
5. Для чего же нашей планете столько воды? Какая забота есть у Мирового океана?
(Она поит, кормит, обогревает землю, даёт электроэнергию, является дорогой.)
6. Как заставить воду пахать в поле, доить коров, петь песни, показывать фильмы и многое, многое другое?
(Нужно заставить её добывать электрический ток, который приведёт в действие машины, радио, телевидение.)
Доклад ученика “Где работает вода”.
7. – Молодцы, юнги! Но наш капитан Врунгель бывалый человек. Он побывал во всяких переделках, был и на северных и на южных морях. Поэтому он приготовил вам загадку:
“Всегда ли вода жидкая?”
Представители одной из команд размещают символические термометры, указывающие на определённую температуру на иллюстрации– загадке, где изображены все состояния воды: жидкое, твёрдое и газообразное, и отвечают.
8. Замечательно, но капитан предвидит любую ситуацию. И мы должны быть готовы ко всему. Вдруг вы попадаете в безводные, засушливые широты. Что вас там может ожидать?
(Представители другой команды анализируют и комментируют изображение пустыни, сравнивают ландшафт и объясняют причины таких различий между пустыней и оазисом.)
Сообщение ученика о пустыне Сахаре.
9. Где быстрее испаряется вода: в лесу, в поле, в пустыне или в море? Объясните почему?
(В пустыне, так как там очень высокая температура.)
10. Куда направляется испарившаяся влага?
(Испаряется в воздух. Поднимается к облакам.)
11. Много рек впадает в море. Почему море никогда не переполняется?
(Постоянно происходит круговорот воды в природе.)
М. Ю. Лермонтов писал: “Тучки небесные, вечные странники”.
– Правильно ли это? ( Да.)
12. – Молодцы! А может быть, вы сами можете рассказать что-то удивительное, необыкновенное о воде?
(Дети выходят к доске и рассказывают. Дома ученики самостоятельно находили к уроку дополнительные сведения о необыкновенных явлениях в природе, связанных с водой.)
В качестве иллюстрации можно привести пример о необычных явлениях, занесённых в книгу рекордов Гиннеса. Так, например, что самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году и её размер равен 9 см. Самый сильный дождь шёл целых 12 месяцев, с 1 августа 1860 года по 31 июля 1861 года. Самое глубокое озеро– Байкал. Его глубина 1км 940м.
Сообщение ученика об озере Байкал.
13. Откуда берутся родники? (Из-под земли.)
14. Почему вода в колодцах всегда холодная? (Потому что она охлаждается под землёй.)
15. Дорогие юнги, вы правильно ответили на все вопросы, но капитан очень хочет знать, почему так много воды испаряется, но всё– таки Земля не обезвоживается окончательно?
(Вода на Земле выпадает в виде осадков. Представители команды при помощи подвижных деталей составляют схему круговорота воды в природе и объясняют её.)
16. А теперь такое задание. Удивительное путешествие совершает вода в природе. Но иногда на её пути встречаются враги, которые хотят её испортить, загрязнить, а иногда даже отравить. Это экологически вредные вещества. Капитан Врунгель ничего о них не знает, поэтому мы должны разъяснить всё, что знаем сами.
Представители команд составляют рассказы о путешествии речки Хрустальной через городок Всеравноск, где живут равнодушные к окружающей среде люди. На плакате– раскраске “Путешествие Хрустальной речки” дети раскрашивают русло речки, прошедшие через городок, и объясняют свой выбор красок.
Сообщения детей о загрязнении воды, об охране воды.
17. Вопрос последний и задание для всех команд. Как спасти речку Хрустальную?
Учащиеся предлагают свои варианты спасения речки: закрытие фабрик, заводов в городке; строительство очистных сооружений, разведение санитаров, объяснение жителям городка об опасности равнодушного отношения к природе, окружающей среде. В дальнейшем ребята изображают городок с чудесной природой, которую охраняют все жители городка, а затем придумывают ему другое соответствующее название.
Итог урока: Берегите вот эту маленькую капельку воды, именно она несёт нам всем здоровье и долголетие.
Домашнее задание: решить кроссворд.