Цели:
- обобщение и систематизация материала по изученной теме, закрепление навыков решения задач, умений применять знания в новой ситуации, умений грамотно объяснять физические явления;
- привитие интереса к предмету, дополнение знаний учащихся по физике;
- развитие логического мышления, внимания, сообразительности, памяти, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- воспитание ответственности в принятии решения; умения работать в группе.
Место проведения: кабинет физики.
Оформление и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация, CD диск «Открытая физика», портреты ученых, физическое оборудование: амперметр, вольтметр, провода, лампочка на подставке, ключ, источник питания.
Время проведения: 45 минут.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя (2 мин)
Электричество кругом,
Полон им завод и дом,
Везде заряды: там и тут,
В любом атоме «живут».
А если они вдруг бегут,
То тут же токи создают.
Нам токи тоже помогают,
Жизнь кардинально облегчают!
Проявим нынче мы умение,
Законы объясним, явления:
Электризацию, сопротивление
И мощность за мгновение.
Эксперименты проведем
И победителей найдем!
Класс разделен на группы по 4-5 человек. В первом туре участники выбирают тему и вопрос соответствующей стоимости: 500, 400, 300, 200, 100, с увеличением стоимости вопроса увеличивается степень сложности вопроса. Вопросы из категории 100 оцениваются в 1 балл, 200 – 2 балла, 300 – 3 балла, 400 – 4 балла и 500 – в 5 баллов. Группы по очереди выбирают вопросы, если участники неверно отвечают на данный вопрос, то ответить может другая группа. При просмотре опытов (Категория «о законах и не только» звук в колонках отсутствует). Во втором туре задачи решают все группы, сдают на проверку, получают по 2 балла за каждую правильно решенную задачу. Практическую работу выполняют так же все группы. За правильно выполненную работу можно получить 5 баллов. Для определения победителей подсчитывают общее количество баллов в каждой группе.
II. Первый тур. Теоретический (15 мин.)
1. Основные понятия.
100 – Что такое электризация?
Ответ: Процесс сообщения телу электрического заряда.
200 – Что такое электрический ток?
Ответ: Направленное движение заряженных частиц.
300 – Назовите единицы измерения заряда, напряжения, силы тока, сопротивления, мощности и формулы для их вычисления.
Ответ: Кулон, Вольт, Ампер, Ом, Ватт.
400 – Перечислите основные свойства электрического поля.
Ответ: Электрическое поле заряженного тела действует с некоторой силой на всякое другое тело, оказавшееся в этом поле. Вблизи заряженных тел создаваемое ими поле сильнее, вдали – слабее.
500 – Что такое удельное сопротивление?
Ответ: Физическая величина, показывающая сопротивление проводника из данного вещества единичной длины и единичной площади.
2. Электричество.
100 – К дальним селам, городам. Кто идет по проводам? Светлое величество. Это …..
Ответ: Электричество.
200 – Каких рыб называют живыми электростанциями?
Ответ: Электрический угорь, электрический скат.
300 – Поглаживая в темноте кошку сухой ладонью, можно заметить небольшие искорки, возникающие между рукой и шерстью. Что здесь происходит?
Ответ: Электризация.
400 – Какие изменения вызывает ток в теле человека?
Ответ: Ток, проходя через тело человека, воздействует на центральную и периферическую нервную системы, вызывая нарушения работы сердца и дыхания.
500 – Племена, живущие по притокам рек Амазонки и Ориноко, в местах брода у каждого берега держат на привязи лошадей. При переправе сначала гонят лошадь, а затем идет человек. Обратно так же. Чем объясняется этот своеобразный способ переправы?
Ответ: В реках обитает самая мощная из всех электрических рыб – электрический угорь. По этой причине племена устраивают переправу с помощью лошадей. Угри разряжают свои батареи о ноги лошадей и у нее успевают перезарядить, так что люди переходят невредимыми.
3. О законах и не только.
100 – Чей это закон? I=U/R.Сформулируйте его.
Ответ: Закон Ома. Сила тока на участке цепи равна отношению напряжения на этом участке к его сопротивлению.
200 – Сформулируйте закон Джоуля – Ленца.
Ответ: Q=I2Rt. Количество теплоты, выделяемое проводником с током, равно произведению квадрата силы тока, сопротивления проводника и времени прохождения по нему тока.
300 – O каком действии электрического тока идет речь? Объясните опыт.
Ответ: Химическое..
400 – O каком действии электрического тока идет речь? Объясните опыт.
Ответ: Магнитное.
500 – Почему из всех деревьев молнией чаще всего поражается дуб?
Ответ: из-за глубоко уходящих в почву корней дуб хорошо заземлен, поэтому он чаще поражается молнией.
4. Ученые (Назовите фамилию ученого)
100 – Ответ: Андре-Мари Ампер.
200 – Ответ: Алессандро Вольта.
300 – Ответ: Георг Ом.
400 – Ответ: Джеймс Прескотт Джоуль.
500 – Ответ: Ханс- Христиан Эрстед.
5. Слова... слова...
100 – Как переводится слово «физика»?
Ответ: Природа.
200 – Что такое электроскоп?
Ответ: Прибор, определяющий заряжено ли тело.
300 – Как в переводе с греческого звучит слово «электрон»?
Ответ: Янтарь.
400 – Ломоносов писал: «Восприняв теплоту тела, или превращаются в нечувствительные частицы и рассеиваются по воздуху или превращаются в пепел или плавятся». Что он написал под словами нечувствительные частицы?
Ответ: Молекулы и атомы.
500 – Никола Карно писал: «Природа дала нам возможность всегда и везде получать теплоту и сопровождающую её движущую силу развивать эту силу и приспособлять её для наших нужд – цель тепловых машин». Что понимается под словами движущая сила?
Ответ: Работа.
III Второй тур. Практический (20 мин.)
1. Вычислите.
Учащимся предлагается решить количественные задачи. Каждая группа решает задачи и записывает их в тетради. Баллы начисляются за каждую правильно решенную задачу.
100 – Сила тока, проходящая через нить лампы, 0,3 А, напряжение – 6 В. каково электрическое сопротивление нити лампы?
Ответ: 20 Ом
200 – Сила тока в цепи лампы равна 0,3 А. Сколько электронов проходит через поперечное сечение спирали в лампе за 5 мин?
Ответ: 90 Кл
300 – Определите сопротивление медного провода, подвешенного для питания трамвайного двигателя, если длина провода равна 5 км, а площадь поперечного сечения 0,65 см2.
Ответ: 1,3 Ом
400 – Напряжение на спирали лампочки равно 3,5 В, сопротивление спирали 14 Ом. Какую работу совершает ток в лампе за 5 мин?
Ответ: 525 Дж
500 –Определите количество теплоты , выделяемое в проводнике за 3 мин, сила тока в цепи 5 А, а напряжение на концах проводника 200 В.
Ответ: 180 кДж
2. Выполните.
Каждая группа учащихся получает оборудование. Проводится инструктаж по технике безопасности при выполнении лабораторных работ. Выполняют лабораторную работу и собирают головоломку. Каждая группа работает со своим оборудованием.
300 – Измерьте силу тока и напряжение в лампочке при последовательном и параллельном соединении.
200 – Из предложенных кусочков бумаги соберите картинку.