Цели урока:
- способствовать формированию у учащихся представления о последовательности изготовления одежды от эскиза до готового изделия;
- закрепить умения в подготовке ткани к раскрою;
- закрепить умение экономной раскладки лекал на ткани, выбора величины припуска на швы;
- расширить знания о раскрое симметричных деталей;
- способствовать развитию у учащихся пространственного воображения, творческого мышления, эстетического вкуса;
- способствовать развитию познавательного интереса у учащихся к предмету;
- способствовать воспитанию правильного отношения в коллективе.
Наглядные пособия: образцы плечевых изделий с цельнокроеным рукавом, выкройки изделия в М 1:4 и в натуральную величину, ткань и лоскутки ткани, плакат “Раскрой изделия”.
Инструменты: ножницы, булавки, портновский мел или карандаш, сантиметровая лента, линейка, угольник.
План урока:
- Организационный момент.
- Повторение пройденного материала.
- Сообщение нового материала.
- Практическая работа.
- Анализ выполненной работы.
Ход урока
1. Организационный момент:
2. Повторение пройденного материла
Фронтальный опрос учащихся по вопросам (Приложение 1).
– что относится к техническому моделированию;
– назовите основные элементы технического моделирования;
– назовите основные конструктивные линии чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.
3. Изучение нового материала
Перед учащимися ставится проблема – самостоятельно составить технологическую последовательность на раскрой швейных изделий, основываясь на своих знаниях, на своем жизненном опыте. Помогают им в работе наводящие вопросы учителя.
Учитель: Сегодня мы с вами работаем закройщиками. Какими профессиональными качествами должны обладать люди этой профессии?
Учащиеся: Закройщик должен:
- хорошо знать свою работу;
- обладать хорошим глазомером;
- быть внимательным (“Семь раз отмерь, один отрежь”)
Учитель: С какой технологической операции начинают раскройные работы?
Учащиеся: Раскройные работы начинают с подготовки ткани к раскрою.
Учитель: В какой последовательности проводят подготовку ткани?
Учащиеся: Подготовку ткани начинают в следующей последовательности:
- перед раскроем большинство тканей необходимо декатировать (увлажнение и просушивание во избежание усадки готового изделия), кроме ворсовых – бархата, вельвета и т.д.;
- определить долевую нить, лицевую и изнаночную стороны, направление рисунка или ворса;
- проверить, нет ли ткацких дефектов;
- срезать кромки, если они стягивают ткань;
- проутюжить ткань, чтобы удалить замины;
- перегнуть ткань по долевой нити лицевой стороной внутрь, уравнивая рисунок;
- выровнять поперечный срез ткани с помощью угольника.
Учащиеся, выдвигая свои версии и анализируя их вместе с учителем, получают новые знания. При этом учебный процесс превращается из метода передачи учебной информации в метод ее самостоятельного добывания (метод проблемного обучения). В результате такой работы формируется новый материал по теме урока (Приложение 2).
Учащиеся делают запись в тетради и переходят к тренировочным упражнениям с кусачками ткани.
Учитель: На ваших столах лежат лоскутки ткани. Подготовьте их к раскрою, опираясь на последовательность, которую мы с вами составили.
Учащиеся выполняют тренировочное упражнение и продолжают работу по добыванию новых знаний по теме урока.
Учитель: Продолжим нашу работу по составлению технологической последовательности на раскрой швейных изделий. Первая технологическая операция в последовательности – подготовка ткани. Какую операцию мы выполняем вслед за первой?
Учащиеся: Раскладка выкроек на ткани.
Учитель: Каких правил мы должны придерживаться, выполняя эту операцию?
Учащиеся:
- Раскладывать сначала крупные детали выкроек.
- Совмещать долевую на деталях выкройки с долевой нитью на ткани.
- На тканях с односторонним рисунком, на ворсовых тканях детали выкроек располагают в одном направлении.
- Детали выкройки прикалываются к ткани булавками и после этого обрисовывают по контуру мелом или карандашом. Вторую линию проведем пунктиром с учетом припусков на швы.
Учащиеся делают запись в тетради и переходят к тренировочным упражнениям.
Учитель: Проведите операцию раскладки деталей выкройки, которые у вас выполнены в М 1:4 на подготовленные вами к раскрою лоскутки ткани. Обведите контур выкройки и сделайте припуск на шов пунктирной линией.
Учащиеся выполняют тренировочные упражнения, благодаря, которым одно из самых сложных и трудоемких для возраста учебное занятие становится более понятным и даже увлекательным, т.к. проводится по методу дидактической игры. Во время тренировочных упражнений учащиеся по желанию, меняя динамические позы, могли работать стоя (Приложение 3).
Учитель: Назовите заключительную операцию в технологической последовательности.
Учащиеся: Раскрой изделия по линиям припусков на швы.
Технологическая последовательность на раскрой швейного изделия:
Подготовка ткани |
–> |
Раскладка деталей выкройки |
–> |
Раскрой изделия |
Учитель: Переходим к практической работе по раскрою изделия в натуральную величину. Для того, чтобы вы увереннее себя чувствовали, работать будете в парах (закройщик – консультант).
Правила техники безопасности
- Посчитать количество иголок и булавок и хранить их только в игольнице.
- Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
- Передавать ножницы с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
4. Практическая работа
Учащиеся выполняют практическую работу.
Учитель делает целевые обходы, контролируя:
- правильность и рациональность раскладки деталей выкройки на ткани;
- обмеловки деталей и их раскроя;
- соблюдение правил безопасной работы.
5. Анализ выполненной работы, подведение итогов, выставление оценок
- Все ли детали кроя в наличии?
- Равномерны ли припуски на швы?
- Указано ли на каждой детали направление долевой нити ткани?