Просвещение в Древней Руси: о первых школах и книгах. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Познакомить учащихся с историей возникновения и развития письменности в Древней Руси, с историей происхождения алфавита; с первым печатником на Руси Иваном Фёдоровым.
  • Расширить представление учащихся о школе, которая образовалась во времена Московской Руси (16 век).

Задачи:

  • Образовательные:
    • формировать мировоззрение учащихся о жизни русского народа во время Московской Руси;
    • повторить понятия «летописец», «летопись», изученные в 3-м классе;
    • Продолжить работу по развитию речи учащихся:
      • обогащать словарный запас,
      • способствовать развитию умения учащихся высказывать предположения,
      • объяснять значение различных слов, связанных с данной темой,
      • развивать умение учащихся сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
  • Развивающие:
    • способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения
    • младших школьников;
    • развивать эмоциональную сферу учащихся;
    • способствовать развитию познавательного интереса к урокам
    • окружающего мира;
    • формировать навыки учебной поисковой деятельности;
    • развивать творческие способности учащихся.
  • Воспитательные:
    • воспитывать уважение к культуре русского народа;
    • формировать у учащихся бережное отношение к книге;
    • формировать умение работать в группах.

Оборудование: репродукция картины А.М. Васнецова «Московский Кремль при Иване Калите. 1921», иллюстрация летописца; карточки с новыми словами; костюм летописца, чернильница, гусиное перо, подсвечник со свечой; творческие работы детей; выставка книг; аудиозапись с композицией «Кострома»
группы «Иван Купала»; магнитофон; раздаточный материал: карточки с заданиями для групповой работы, карточки для оценивания детьми своего эмоционального состояния на уроке.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Якорение: повторение за учителем хлопков определённого ритма.

2. Актуализация опорных знаний. Беседа

– Подтвердите или опровергните высказывание: «Было время, когда на Руси не было грамотных людей, а дети не ходили в школу». (Ответы детей)
– Да. Верно. Такое время на Руси было. Учёные предполагают, что до X века в Древней Руси школ не было, дети учились дома.
– Вспомните, к каким векам относится период существования Древней Руси? (Древняя Русь существовала с VIII по XIII век.)
– Посмотрите на репродукцию А. М. Васнецова «Московский Кремль при Иване Калите. 1921».
– К какому веку относится этот исторический период? Что вы можете сказать о тех временах? Какой была Москва?
– Вы верно сказали, что времена Древней Руси существовала к VIII-XIII векам, а Московская Русь существовала с XIII по XVI век, что дети в то время не учились в школах.. Но чему-то ведь они учились!
– Чему учились дети и у кого?

Предполагаемый ответ: Во времена Древней и Московской Руси дети учились у своих родителей, старших братьев и сестёр умению трудиться, умению проявлять уважение к старшим и о том, как заботиться о младших. Они учились тому ремеслу, каким владели их родители. Если отец был сапожником, то он учил сапожному ремеслу своих детей. Так дети учились в то время, не зная грамоты и не имея книг. Они не умели ни читать, ни писать, и даже среди взрослых в те времена тоже было много безграмотных людей.

3. Формулирование темы урока

– Как вы считаете, какова тема сегодняшнего урока?  Сегодня мы погорим о просвещении в Древней Руси, узнаем многое о первых школах, о том, как возник русский алфавит, и о том, кто напечатал первую книгу.

4. Повторение опорного материала

1) Театрализация

Сейчас перед вами появится необычный человек. Ваша задача – узнать, кто это и чем он занимается.

(В классе гаснет свет, на столе зажигается свеча, и ученик, который одет в костюм монаха, с гусиным пером в руке, изображает, периодически макая пером в чернильницу, пишущего по свитку (свёрнутая трубкой рукопись) человека и декламирует наизусть переделанное стихотворение М. Богдановича)

I ученик:театрализация стихотворения «На девственном листе, под узеньким окном..»

На девственном листе, под узеньким окном,
Неспешно буковки вывожу я пером
И между ярко-красными рядами
Вставляю я строку; весёлыми цветами
И разноцветными головками зверей
И птиц невиданных – фантазией своей
Искусной вязью – (вдоволь есть сноровки)
Украшу я заставки и концовки
И заголовки все, ведь некуда спешить!
Порою труд прерву, чтоб лучше заострить
Перо гусиное, ... и гляну: радость – солнце
Столпами падает на стол через оконце:
И чудится: в них вовсе не остыл
Чуть синеватый дым невиданных кадил!

Словарь: кадило – металлический сосуд на цепочке для окуривания ладаном церковного помещения при богослужении.

2) Беседа.

Ребята, вы узнали кто это? (Летописец.)
Почему его так называют, какой документ он писал? (Детопись)
– Что там записывалось? (Исторические события того времени.)
От каких двух слов произошло слово «летопись»? (Лето – год, писать)

3) Работа со словарём учебника

– Давайте прочитаем толкование этого слова по словарю учебника на странице 159.

Словарь: летопись – рукописная книга, в которой в далёком прошлом записывались все события, случившиеся за лето. Словом лето в Древней Руси назывался год.

4) Работа со статьёй учебника.

Ученик зачитывает статью со страниц 61-62.

– Что вы узнали из статьи о летописи и летописце? (Летописец – это человек, который записывал достоверные события в свою рукопись. Он был очевидцем многих событий, которые он описывал. События одного года назывались статьёй).

– Какого известного летописца времён Древней Руси вы знаете? (Это был монах Киево-Печёрской Лавры – Нестор).

– Какой документ он написал? (Летопись «Повести временных лет». Летопись является литературным памятником. Именно из таких литературных памятников мы узнали многое о жизни своих предков – славян).

5. Новый материал

1) Вводное слово учителя:

– Сейчас мы в нашей уютной школе изучаем эти литературные памятники и удивляемся разным событиям. А как же раньше выглядела школа? Учёные считают, что первые школы на Руси были открыты в X веке и связано это с указом князя Владимира. В летописи «Повести временных лет» сказано: «Князь Владимир посылал собирать детей и отдавать их в обучение книжное». Это произошло в 988 году.

2) Беседа по репродукции Б.М. Кустодиева «Школа Московской Руси»

– Как вы считаете, похожа ли была школа того времени на современную?
– Рассмотрите репродукцию картины Б. М. Кустодиева, который посвятил свою работу исторической теме «Школа Московской Руси».
– Что особенного в этом классе? Что делают ученики? Сколько их? Можно ли сказать, как они относятся к учению?
– Чем эта школа отличается от современной?
– А сейчас послушайте стихотворение Н. Кончаловской о школе Древней Руси, которое нам расскажет ученик нашего класса. Прослушав его, вы скажете о тех отличиях школ, о которых мы ещё не говорили.

2 ученик: (читает стихотворение наизусть)

«И в старину учились дети»

И в старину учились дети –
Их учил церковный дьяк,
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глагол,
И учились для науки
По субботам всех порол.
Вот какой чудной в начале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из Гусиного пера!
Этот нож не без причины
Назывался перочинным:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину.
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкой в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
Так из летописей старых
Знали дети москвичей,
О литовцах, о татарах,
И о Родине своей.

– Итак, что ещё вы узнали о школе Древней Руси из прослушанного произведения?

Физминутка

Под русскую народную песню «Кострома» в исполнении группы «Иван Купала» дети танцуют, повторяя движения за учеником, танцующим у доски.

3) Рассказ о истории письменности

– Раньше детей учили писать только через год, когда была выучена азбука. О том, на чём и как писали, нам расскажет следующий ученик. (Было дано творческое домашнее задание: подготовить сообщение по этой теме.)

3 ученик: Сообщение «На чём и как писали?»

Раньше люди писали острой палочкой на белой берёсте, иглой на пальмовых листьях, на глиняных табличках, на дощечках, покрытых воском и даже на медных листах.
Есть такое растение – папирус. Растёт оно в Африке по берегам рек и болот. Вдвое выше человека и ствол в руку толщиной. Из его коры делали сандалии, из волокна – ткани. Из связанных стволов делали корабли Прославился папирус тем, что на нём писали первые книги. Было это свыше шести тысяч лет назад.
Сердцевину тростника папируса резали на полосы, полосы укладывали друг на друга, прижимали тяжестью, сушили на солнце. Получались листы, которые склеивали в длинный-предлинный свиток. Так появились книги-свитки.
На Руси писали на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась белой или жёлтой. На пергаменте писали чётко и красиво. Он был дорогой, кое-как писать на нём никто бы не решился. Несколько пергаментных листов составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы иногда и годы. (Учитель открывает скрытую наглядность на доске, которую составляют слова, прозвучавшие в тексте доклада ученика.) Вопрос: Чем же раньше писали люди и на чём?

Словарная работа

Берёста – верхний слой коры берёзы, на которой палочкой продавливали буквы.
Папирус – полученный из тростника и склеенные в один свиток полосы, на которых можно писать.
Свиток – свёрнутая длинная-предлинная рукопись.
Пергамент – специально обработанная телячья, свиная или баранья кожа, на которой можно было писать.

Учитель: В современной школе дети пишут в тетрадях, а раньше это слово имело другое значение. Книги сначала писали на свитках, а позже на согнутых пополам листах, объединённых в группы по 4 листа. Такие книги назывались тетрадью.

Тетрадь – (греческое слово – четвёрка) свёрнутые вчетверо листы, на которых писали.

5) История возникновения алфавита

– Прежде чем люди в Древней Руси научились писать, сначала они изучали буквы. Кто же придумал русский алфавит. Об этом нам расскажет следующий ученик. (Творческое домашнее задание.)

4 ученик: Историческая справка «Кто придумал русский алфавит».

Алфавит, которым мы сейчас пользуемся, был создан братьями Кириллом и Мефодием в IX .веке. Кирилл и Мефодий составили азбуку, а затем перевели на славянский язык некоторые священные писания. Часть букв была заимствована из греческого алфавита, а часть – специально создана для передачи тех звуков славянского языка, которых не было в греческом языке. Это буквы: Б, Ж, Ц, Ч, Ш, У. Ю, Я. В алфавите было 45 букв. Этот алфавит называется кириллицей в честь основавшего его одного из братьев. (Показ изображения Кирилла и Мефодия.)

6) История создания первых печатных книг

Учитель: Я хочу рассказать вам о первом человеке, который научился создавать печатные книги. Это был немецкий мастер Иоганн Гуттенберг, который в XV веке придумал буквы – литеры, оставляющие чёткий отпечаток на бумаге. А о том, кто был первым печатником на Руси, расскажет нам следующий ученик.

5 ученик: «Первый печатник на Руси»

– А теперь перенесёмся в Россию XVI века. Первым выпустил печатную книгу Иван Фёдоров. Долгое время он жил в Москве, был служителем церкви. Он много общался с иностранцами и от них узнал о том, как создать печатный станок.
Когда Иван Грозный решил открыть типографию, он поручил это дело Ивану Фёдорову. Так на Никольской площади в Москве появился Печатный двор с первой типографией. Первая книга, которую создал Иван Фёдоров, называлась «Апостол». Она была напечатана в 2564 году, вторая книга «Часовник» – в 1565 году. Иван Фёдоров является создателем первой азбуки. (Показ иллюстрации типографии Ивана Фёдорова).

Вопросы:

– Как звали первопечатника на Руси?
– Какой русский царь открыл первую типографию на Руси?
– Как назывались первые книги, которые создал Иван Фёдоров?

5. Обобщение материала

– Вспомните, как назывался первый русский алфавит, кто является его создателем? («Кириллица», авторы – братья Кирилл и Мефодий)
– Кто был первым печатником книг на Руси? (Иван Фёдоров)
– Какой русский царь помог Ивану Фёдорову открыть первую типографию? (Иван Грозный)

6. Домашнее задание

  1. Повторить материал по учебнику стр. 61-70.
  2. По рабочей тетради №2 на печатной основе «Учимся познавать мир» задания № 18-21.

7. Закрепление пройденного материала

1) Работа по группам. (У каждой группы – карточки-задания)

Первая группа

1 задание: О каком человеке идёт речь?

Как пояснял он царственному тезке,
Как сушить печатные листы,
Как хранятся для печати доски
Да какие буквы отлиты. (Иван Фёдоров)

2 задание: Объясните пословицу: «Азбуку учат, во всю избу кричат».

3 задание: Отгадайте загадку:

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)

Вторая группа

1 задание: Объясните значения слов:

Пергамент – ...
Берестяные грамоты – ...
Кириллица – ...

2 задание: Объясните пословицу: «Продавай кафтан, да купи буквицу».

3 задание: Отгадайте загадку:

Семя плоско,
Поле гладко,
Кто умеет,
Тот и сеет.
Семя не всходит,
А плод приносит. (Бумага и написанные на ней слова).

Третья группа

1 задание: Попытайтесь объяснить значение слова «Азбука», используя значения букв.

«Аз» – я,
«Буки» – буква,
«Веди» – ведать, знать,
«Глагол» – говорить,
«Добро» – добро.

2 задание: Объясните пословицу: «Грамоте учиться – вперёд пригодится».

3 задание: Отгадайте загадку:

Носила меня мать,
Уронила меня мать.
Подняли меня люди,
Понесли в торг торговать,
Отрезали мне голову, стал я пить
И ясно говорить. (Гусиное перо).

2) Работа с пословицей:

– Что это означает: «Красна птица опереньем, а человек – ученьем»?

8. Итог урока

– Что мы теперь знаем о происхождении письменности в Древней Руси?
– Какое значение имеет книга в жизни человека?
– Рассмотрите книги на нашей выставке (аннотация).

9. Оценивание урока детьми

– У вас на столах листы с нарисованными на них «Пушистиками» с разным настроением. Раскрасьте того «Пушистика», настроение которого соответствует вашему.