Цели:
- Учащиеся должны знать правила общения между людьми и уметь соблюдать их в разговоре по телефону.
- Учащиеся должны уметь работать в группах и уметь формулировать правила пользования мобильным телефоном в общеобразовательных учреждениях.
- Формирование бережного отношения к людям и отработка навыков культурного общения по телефону.
Оборудование:
- мультимедийная система
- шарф
- конверты с логотипами и заданиями для 3 групп и карточка (лист) для записи правил
- мобильные телефоны
- чернила
Ход занятия
Здравствуйте ребята! Садитесь. Меня зовут Елена Владимировна. (Приложение 1)
Для меня пообщаться сегодня с вам - настоящая роскошь. (Слайд 1) Но для интересной и полноценной беседы необходимо выбрать тему разговора. Предлагаю начать классный час с просмотра видеоролика (видеофрагмент фильма "Ирония судьбы продолжение", момент разговора по беспроводной связи героя С.Безрукова)
Данный видеоролик вызвал ваши улыбки? А почему?
Можно ли данное общение героев назвать настоящей роскошью? Почему? (Да/нет? Нарушен этикет общения в личной беседе и по телефону: герой разговаривает с девушкой, и, одновременно отвечает на звонок). Итак, мнения разделились. А значит, нам предстоит выяснить, какое общение между людьми можно считать настоящей роскошью. (Слайд 2)
Для начала, определим: когда, где и с кем мы общаемся? (Слайд 3, 4 )
А теперь, в какой форме может происходить общение? (Слайд 5)
Наиболее частая для вас форма общения? (перечислили)
Каким видом связи для устного общения пользовалась герой видеоролика? (беспроводная мобильная связь). Поднимите руку те, кто не пользуется для общения мобильным телефоном. Сядьте ровно те, кто пользуется мобильным телефоном? И встаньте те, у кого мобильный телефон с собой. Присаживайтесь ребята, если ваши телефоны находятся в беззвучном режиме! (Оказывается несколько человек, забыли, что во время занятий необходимо отключать звук у мобильного аппарата. Вероятно, это просто случайность, ведь вы очень культурные люди)
Итак, вы все обладаете средством для получения такой роскоши, как общение. Но для того чтобы ваше общение по телефону стало настоящей роскошью необходимо знать и соблюдать правила речевого этикета.
Не сомневаюсь, что вы эти правила знаете и соблюдаете и с предложенными заданиями справитесь легко за 5 минут (Слайд 6)
Задание: вы являетесь операторами трех компаний мобильной связи. Логотип вашей компании и задание находятся в конверте (Приложение 2). Вам предстоит проанализировать записанные разговоры абонентов и сформулировать правило телефонного общения. Для работы - 5 минут.
Проверка выполнения:
1 группа - читает по ролям с имитацией разговора по мобильному телефону (выдайте шарф для изображения кота Матроскина)
Правило 1 группы - (ваше правило можно сформулировать так) если можно обойтись без звонка, то звонить не следует. (Слайд 7)
2 группа - прослушиваем (задействуйте 4 учеников для диалогов)
Правило 2 группы - (ваше правило звучит следующим образом) не забудь поздороваться, представиться и будь вежлив при разговоре. (Слайд 8)
3 группа - учитель и ученик (рекомендую сообщить номер своего мобильного телефона для данной ситуации).
Правило 3 группы - разговаривай кратко и только по делу. (Слайд 9)
Итак, с помощью операторов трех ведущих мобильных компаний мы вывели основные правила для приятного и культурного общения по телефону.
А теперь я предлагаю вам записать те слова и фразы, которые не хотели бы слышать и видеть операторы всех компаний и провайдеры интернета, и лично вы. Сверните плотно, чтобы эти слова не были видны никому и поместите в емкость для "утилизации". Обработаем все негативные слова чернилами, теперь они не принесут вреда! Они покинули вашу жизнь! В замен пусть звучат только приятные, вежливые и радостные слова! (Слайд 10)
Заключение:
(Слайд 11) музыкальное сопровождение песней в исполнении А.Б.Пугачевой (Приложение 3)
Наш классный час подошел к концу. Для меня общение с вами было настоящей роскошью, потому что оно было культурным. Я желаю, чтобы ваше общение с друзьями, любимыми, родными, знакомыми и с близкими вам людьми тоже стало НАСТОЯЩЕЙ РОСКОШЬЮ!
Источники информации.
- Ресурсы Internet
- Пособие для студентов иностранцев "Этикет русского телефонного разговора" А.А.Акишина 1998 г.
- Уроки речевого этикета. Материалы методического семинара учителей словесников Мурманской области. 1991 г.
- Школьная риторика. 1 часть. Под ред. Т.А Лодыженской 2002 г.
- "Удивительные дети" В. Голявкин, 1990г.