В математическом развитии дошкольников широко
используется важное средство обучения – игра.
С помощью игр уточняются и закрепляются
представления детей о числах, об отношениях
между ними, о геометрических фигурах, временные и
пространственные отношения. Игры способствуют
развитию наблюдательности, внимания, памяти,
мышления, речи. Они видоизменяются по мере
усложнения усвоенного дошкольниками
программного содержания, а использование
наглядного материала позволяет не только
разнообразить игру, но и сделать ее
привлекательной для детей.
Использование игры в обучении дошкольников
позволяет сохранять и синтезировать элементы
познавательного, учебного и игрового общения.
Цель: закрепление счёта в пределах десяти, порядковых числительных, решение и составление задач.
Задачи:
- Развивать познавательную деятельность детей, смекалку, логическое мышление, внимание, память.
- Учить детей анализировать различные свойства фигур.
- Воспитывать у детей желание выполнять задания самостоятельно.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. – Ребята, перед тем, как начать наше занятие, мы с вами проведём небольшую математическую разминку.
Игра называется «Концовки» – вам нужно
продолжить начатое мною предложение:
– если подоконник выше стола, значит стол… ( ниже
подоконника);
– если Яна сидит правее Ани, значит Аня сидит…
– если Игорь живёт дальше от детского сада, чем
Оля, значит Оля живёт…
– если сестра старше брата, значит брат…
– если дверь уже окна, значит окно…
– если железо тяжелее пластмассы, значит
пластмасса…
– если осенью холоднее, чем летом, значит
летом…
– если река глубже ручейка, значит ручеёк…
2. Выход Незнайки. У него в сумке лежат задания для ребят. Он просит разрешить ему присутствовать на занятиях и поиграть с ним.
– Дети, Незнайка нам принёс интересную
картинку, какая она красивая.
– Как вы думаете, всё ли правильно на этой
картинке?
– Давайте исправим ошибки Незнайки и объясним
почему он не прав?
Рассматриваем с детьми картинку с персонажами из сказки «Репка»:
– Вытаскивают репку дед, бабка, внучка, Жучка,
кошка и мышка.
– Сколько их всего?
– Кто первый тянет репку?
– Кто последний?
– Если уйдёт дед, сколько их останется?
– Какая по счёту стоит внучка?
(Вопросы детям задаёт Незнайка)
– Молодцы, ребята!
– А теперь попробуем с вами составить задачи по
моей картинке.
(Составление задач по картинке с персонажами из сказки « Репка» ).
3. Работа со спичками – упражнять детей в умении решать задачи путём целенаправленных практических проб и обдумывания хода решения:
а) дети, отсчитайте 7 спичек и подумайте, как
можно из них составить 3 равных треугольника (вариант
решения зарисовывается на доске):
– ребята покажите 3 отдельных треугольника;
– ребята, покажите четырёхугольник и
треугольник;
– ребята, покажите четырёхугольник.
б) в фигуре, изображающей стрелу, переложите 4 спички так, чтобы получилось 4 треугольника;
в) в фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложите 3 спички так, чтобы получилось 3 таких же квадрата.
Физкультминутка
Игра «Построй по росту» – учить действовать последовательно, выбирать сначала самого высокого, затем самого высокого из оставшихся и т. д.
4. Незнайка предлагает ребятам игру « Геометрическая мозаика» – закрепление знаний основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный), формы, размера геометрических фигур, счёт, умение объединять фигуры в группы и выделять из группы нужную фигуру.
– Выложить 4 фигуры, из которых одна отличается
от других по цвету.
– Выложить 4 фигуры, из которых одна отличается
от других по цвету, а другая по форме.
– Построить красный, жёлтый, синий домики так,
чтобы жёлтый был слева от красного, а синий –
слева от жёлтого.
5. – А сейчас, минутка внимания!
Игра «Внимание» – развитие памяти, внимания.
Незнайка показывает ребятам нарисованные на
месте фигуры, они смотрят, запоминают и рисуют
так же.
6. Незнайка раздаёт детям разноцветные квадраты.
– Как разделить квадрат на две части?
– На четыре?
– На восемь?
Разрезаем квадрат на восемь частей.
– Какие фигуры мы получили?
– Они одинаковые или разные?
– Давайте поиграем с этими треугольниками.
– Постройте из них лодку, ракету.
– Составьте из восьми треугольников – четыре
треугольника.
– Составьте из восьми треугольников – два
треугольника.
– Подошло к концу наше занятие:
– Незнайка тебе понравилось наше занятие?
– Да, очень понравилось! Я многому у вас научился.
Теперь меня не будут называть Незнайкой!
– Ребята, а что мы пожелаем Незнайке? (Ответы
детей).
– До свидания, Незнайка, приходи к нам ещё в
гости!