Цели урока:
- Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями.
- Продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное, составлять рассказ.
- Проявлять интерес к спорту.
- Знать олимпийских героев современности своего края.
Учебное оборудование: rарта «Древняя Греция», энциклопедии, мультимедийная презентация (далее ММ).
Используемые технологии: метод проекта, технология « Дебаты».
Представление групп:
1 группа – «Театрализованная игра «Голоса
эпохи».
2 группа – «Зрители олимпийских игр в Древней
Греции».
3 группа – «Зимние олимпийские игры в Турине».
4 группа – «Издание буклета».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие. Музыка «Сиртаки» (Презентация 1).
– Ребята, представьте, что вы в Древней Греции.
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Мифы Древней Греции».
– Вспомним, « Кто из героев мог сказать о себе такие слова». (Учащиеся на листочках записывают ответы. Проводится блиц-опрос.)
1. До сих пор болят мои кости, и ноет спина! Кто бы мог подумать, что голубое небо такое тяжелое! (Геракл)
2. Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Это я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня! (Прометей)
3. Какой позор для меня, никогда не смыкавшего глаз! Конечно, если бы не колдовство царевны, я не погрузился бы в тяжелый сон…. А она-то какова! Пошла против собственного отца и помогла чужеземцам овладеть бесценным сокровищем! (Дракон, стороживший золотое руно в Колхиде)
4.Увы, память моя ослабела. Теперь по происшествии стольких лет я сам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нем и не нашел выхода. О, если бы вы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат! Сколько ложных ходов и тупиков! (Дедал)
5. Я люблю свою мать и мужа! Но сердце мое разрывается от того, что я не могу жить одновременно с ними обоими. (Персефона)
III. Переход к изучению новой темы
– Мы знаем, что где бы ни жили греки, у них был
один язык, письменность, религия. Боги древних
греков жили на горе Олимп.
– Театрализованную игру « Голоса Эпохи» (Презентация 2)
представляет группа учащихся №1 (Приложение
1). (Учащиеся выступают в роли
олимпийских богов в костюмах, предварительно их
приготовив).
Слово учителя:
…В старину в античном мире, более 20 веков тому назад,
Города не жили в мире, шёл войной на брата брат.
И мудрейшие решили: «Ссоры вечные страшны,
Можно ль в смелости и в силе состязаться без войны?».
– Налицо проблемная ситуация, через которую,
используя технологию «Дебаты» учащиеся
сформулировали тему урока «Олимпийские игры».
В честь богов устраивались Олимпийские игры. А
как они проходили? Когда были самые первые игры?
Мы узнаем на уроке.
IV. Изучение новой темы
Группа №2 изучила новую тему методом проекта и представила другим группам по плану:
1. Первые Олимпийские игры.
2. Пять незабываемых дней.
3. Победители Олимпийских игр.
На доске: тема урока, дата 776г. до н.э., новые слова: Атлет, Милон, пятиборье, Полидам, ипподром, Феаген.
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника Вигасина №33, п.1.
Вопрос классу: «Причины появления Олимпийских игр?» и запись в тетради:
1). Поклонение богам.
2) Стремление показать силу и ловкость жителей
Греции.
2. Сообщение учащихся от имени зрителей, попавших на Олимпийские игры в Древнюю Грецию (учащиеся в костюмах древних греков):
«В Олимпию – городок, расположенный в Южной части Греции я добирался сначала морем, затем сухопутной дорогой. Здесь уже собирались сотни участников и тысячи зрителей изо всех полисов Эллады, включая колонии. Это было в 776 году до н.э. Олимпийские игры были посвящены Зевсу. Участники игр были зажиточные люди, Игры продолжались 5 дней. В первый день атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения. Следующие три дня отводились состязаниям. Они проходили на стадионе, Место я занял с ночи.
Одно из главных состязаний – пятиборье начиналось с бега. Один из атлетов, не дождавшись сигнала, сорвался с места, судья его наказал плетью.
Затем состязались в прыжках в длину. Для усиления толчка атлеты пользовались гирями.
Метания копья и диска были третьим и четвертым видом состязаний в пятиборье. Пятым состязанием была борьба, где проявлялись сила и ловкость атлетов. Борцы использовали подножку, захваты рук и шеи. В начале схватки они стремились вывалять друг друга в пыли, чтобы намазанное оливковым маслом тело стало менее скользким и легче сделать захват, Для победы требовалось, чтобы упавший противник трижды коснулся земли телом.
Интерес Зрителей на олимпийских играх также вызывал кулачный бой, бег с оружием.
Захватывающим зрелищем были гонки колесниц. Они устраивались на ипподроме.
Победителей награждали оливковыми венками. Мы, зрители, кричали: «Слава победителям!»
Я никогда не забуду этого славного праздника! Я самый счастливый человек, потому что видел Олимпийские игры – праздник силы, ловкости, азарта».
3. – А сейчас мы с вами совершим путешествие по ленте времени. ( Сообщение учителя). (Приложение 2).
4. Группа №3 представляет самостоятельно изученную тему «Зимние Олимпийские игры в Турине» (на 5-7 минут)
Тезисы доклада учащегося:
На Олимпийских играх 2006 в Турине сборная России
заняла четвертое место , завоевав 22 медали (8
золотых, 6 серебряных и 8 бронзовых).
10 февраля 2006 на Олимпийском стадионе в Турине
прошла торжественная церемония открытия
Олимпиады. Флаг нашей страны нес конькобежец
Дмитрий Дорофеев.
Первым олимпийским чемпионом Турина 2006 стал
немецкий биатлонист Михаэль Грайс. В эстафете
российская женская биатлонная сборная заняла
первое место. После этой победы биатлонистка
Светлана Ишмуратова стала первой двухкратной
олимпийской чемпионкой в Турине. Мужчины в
эстафете завоевали серебряные медали.
Первым олимпийским чемпионом от России 2006 стал
Евгений Дементьев в гонке преследования
(дуатлон). В последний день Олимпиады Дементьев к
золоту в дуатлоне прибавил серебро в гонке на 50
км. Россиянка Евгения Медведева-Арбузова
выиграла бронзовую медаль в дуатлоне. Женская
сборная России выиграла эстафету. Алена Сидько
выиграла бронзу в спринте.
Лыжную гонку на 30 км с серебряной медалью
закончила Юлия Чепалова. Саночник Альберт
Демченко завоевал серебряную медаль.
Конькобежец Дмитрий Дорофеев выиграл серебряную
медаль в беге на 500 метров. Первый раз с 1994
Олимпийское золото в беге на 500 метров было
завоевано россиянкой Светланой Журовой.
Довольно неожиданной стала бронза Владимира
Лебедева в соревнованиях по фристайлу в
акробатике. В фигурном катании Татьяна Навка и
Роман Костомаров вышли на первое место после
исполнения оригинального танца и выиграли
золотую медаль. В соревнованиях спортивных пар
лидировали Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин.
Евгений Плющенко вышел в лидеры соревнований в
мужском одиночном катании и получил еще одну
золотую медаль. Ирина Слуцкая заняла третье
место среди женщин. Единственную медаль нашей
стране в соревнованиях по бобслею среди четверок
принес экипаж под руководством Александра
Зубкова, который занял второе место.
В общекомандном зачете Россия – на четвертом
месте с результатами 22 (8 + 6 + 8).
Физкультминутка
К Эгейскому морю мы прилетели,
Раз, два, три, четыре,
Наклонились и умылись,
Вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой и отправились домой
V. Закрепление новой темы
1. В чем отличия Олимпийских игр древности от
современности?»
2. Решить задачу: стр. 154 учебника Вигасина вопрос
1.
Ответ: Во время игр нельзя было воевать, 5 лет
спартанцы не участвовали в пяти Олимпийских
играх.
3. Тест на тему (Приложение 3)
4. Решить кроссворд (Приложение
4)
VI. Итог урока
– Группа учащихся №4 представляет
и дарит каждому буклет «Олимпийские игры.
Путешествие во времени» (Приложение
5)
Проведена рефлексия – самооценка своей
деятельности.
Выставление оценок с комментариями
Представление спортивных достижений класса
VII. Домашнее задание:
– Прочитать параграф 33 учебника (автор
Вигасин),
– Творческое задание: приготовить сообщение на
тему «Алексей Немов – гордость Тольятти»,
«Победители Олимпийских игр Самарской области»
(на выбор).
– Читать мифы Древней Греции
Урок окончен, до свидания. Желаю успехов!!!