Цели:
- Формирование представления о суффиксе и ознакомление со словообразующей ролью суффикса в русском языке.
- Формирование умений: образовывать группы однокоренных слов с данными суффиксами; разбирать слова по составу.
- Развитие орфографической зоркости, совершенствование навыка письма ,воспитание аккуратности, привитие интереса к изучению состава слова.
Оборудование: учебник, тетрадь, плакат (алгоритм разбора слова по составу), карточки с заданием, магнитная доска, магнитики, презентация урока, компьютер.
Ход урока
1. Организационный момент.
Мы за парты тихо сели
И на доску посмотрели.
2. Проверка домашнего задания.
- Вы выполняли домашнее задание упр.36 (стр.125-126). Проверьте, правильно ли вы выделили приставки в словах, сравнив с эталоном на доске: принёс, назвал, пошёл, осмотрел, прописал.
- Вспомните, какую часть слова мы называем приставкой?
( Приставка - это часть слова, которая служит для образования новых слов и стоит перед корнем).
3. Чистописание.
- Пропишите слово лебедь.
- Подберите к нему родственное слово.
(Лебёдушка, лебединая)
- Какими являются эти слова по отношению друг к другу?
(Родственными)
- Отделите основу, выделите корень.
- Кто знает, как называется часть слова, стоящая поле корня, с помощью которой мы образовали родственные слова?
- Прочитаем об этой части слова на плакате.
(Суффикс - это часть слова, которая служит для образования новых слов и стоит после корня)
4. Сообщение темы и цели.
- Сформулируйте тему нашего урока.
(Суффикс - часть слова.)
- Какие цели мы поставим перед собой на этом уроке?
(Узнать что такое суффикс, где стоит в слове, для чего служит в нашем языке? Будем учиться образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов).
5. Работа над новым материалом.
- Настало время познакомиться с новой морфемой, которая называется суффикс.
- Отгадайте загадку.
Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стёкла,
Сделал снежными сады.
(Мороз)
- Подберите однокоренные слова к слову мороз.
- Запишите на доске и в тетрадях однокоренные слова к слову мороз:
Мороз, заморозки, морозец.
- Выделите окончание в словах заморозки и морозец.
- Отделите основу от окончания в этих словах.
- Назовите те части, при помощи которых образованы эти слова от корня - мороз.
(- к, - ец)
- Сделайте вывод: какими способами можно образовать родственные слова?
(Родственные слова можно образовать с помощью приставки и с помощью суффикса.)
- Послушайте стихи.
Состав слова
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
На конце любого слова
Окончанье ищет Вова.
Изменяемая часть
С другим словом держит связь.
Окончанье он найдёт,
Его в рамочку возьмёт.
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
И при помощи приставки
Образуются слова.
После корня он стоит,
Перед окончанием.
Его я если заменю,
Другое слово получу.
Обозначу уголком.
Называю суффиксом.
- Вспомните, что в стихах сказано о приставке? Для чего она служит?
- Запишем соответственный отрывок из стихотворения в тетрадь.
- Что сказано о суффиксе? Что общего между приставкой и суффиксом?
- Запишите соответствующий отрывок из стихотворения.
- Запомните, чтобы разобрать слово по составу, надо выделить все его части.
- Подумайте, с чего мы будем начинать разбор слова по составу? Составим план ( алгоритм) разбора слова по составу.
(Выслушиваются предположения учащихся и их аргументы, после чего на доску вывешивается плакат с алгоритмом разбора слова по составу.)
Разбор слова по составу
1. Найти основу слова (для этого выделить окончание, изменив форму слова).
2. Выделить корень (для этого подобрать однокоренные слова).
3. Выделить приставку (она стоит перед корнем).
4. Выделить суффикс (он стоит после корня).
- Сравните наш алгоритм с эталоном, данным на плакате.
6. Физминутка.
На доске записаны слова:
Гора-горка, лес-лесок, поле-полюшко, сом-сомик, внук- внучёк, город-городок, мяч-мячик, слово-словечко.
При указании на слово, в котором нет суффикса, дети приседают. Если в слове есть суффикс-поднимают руки вверх.
- Назовите суффиксы из данных слов, которые вы запомнили.
7. Продолжение работы по теме.
1) Коллективная работа.
Работа со словами по картинкам ( демонстрируется картинка на слайде презентации, а учащиеся образовывают однокоренные слова с помощью суффикса - ёнок).
Слова разбираются по составу. Составляется схема к данным словам.
Кот-котёнок , гусь-гусёнок, слон-слонёнок, олень-оленёнок, тигр-тигрёнок, лев-львенок.
2) Самостоятельная работа по карточкам. Задания на карточках предлагаются разные по уровню сложности.
Для слабо подготовленных детей.
Для средне подготовленных детей.
Для сильно подготовленных детей.
Собери слова.
- Самопроверку и самооценку работы по карточкам проведём по ключам, которые помещены в карманчике с обратной стороны карточек.
- Чтение вывода по учебнику,тр.129.
8. Словарная работа.
- Сегодня вы узнаете новое словарное слово.
- Прочитайте это слово - погода.
- На какой слог падает ударение?
- Какую безударную непроверяемую гласную надо запомнить?
- Запишите это слово.
- Образуйте однокоренные слова от слова погода при помощи суффиксов.
(Погода, погодка, погодные (условия)).
- Какие суффиксы вы использовали для образования этих слов?
- Придумайте предложение со словом погода и запишите с комментированием.
На улице стоит холодная пода.
- Подчеркните главные члены предложения.
9. Домашнее задание.
- Упр.39 (стр.127). Выпишите из словаря 3 имени существительных, образуйте от них родственные слова с помощью суффиксов.
10. Итог урока.
1. Обобщение.
- Из скольких частей может состоять основа слова?
- Какая часть должна обязательно входить в основу слова?
- При помощи каких частей можно образовывать родственные слова?
- Что значит разобрать слово по составу? Как это делать?
2. Рефлексия.
- Какое задание больше всего понравилось?
- С каким настроением уходим с урока?
3. Выставление отметок.
- Урок окончен. Спасибо. Молодцы.