Цель урока: изготовить новогодний сувенир, детскую игрушку – символ года по восточному календарю – символ зайца.
Задачи урока:
Образовательная – расширение представлений учащихся о методах поиска конструктивных и проектных решений. Овладение общетрудовыми и специальными умениями для поиска и использования технологической информации, безопасными приемами труда. Конструирование и моделирование в процессе творческой деятельности. Техническое проектирование процесса производства с учетом имеющихся условий. Предпринимательская оценка продукции, пути и способы реализации изделия.
Воспитательная – прививать навыки творчества, трудолюбия, аккуратность и собранность при выполнении приемов труда; воспитание любви к малой родине, ее обычаем, эстетического вкуса.
Развивающая – развитие познавательных интересов, технического мышления, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; развивать навыки использования измерительных инструментов, оборудования при изготовлении изделия, самостоятельности, критически мыслить, логически рассуждать, делать выводы.
Методы проведения занятий:
– словесные – беседа;
– наглядные – демонстрация образцов изделий,
показ трудовых приемов;
– проектная деятельность учащихся;
– практические – моделирование,
самостоятельная работа школьников под контролем
учителя;
– мотивация – создание ситуации познавательной
новизны, опора на жизненный опыт.
Объект труда: новогодний сувенир, детскую игрушку.
Межпредметные связи: история Республики Бурятия, ИЗО.
Материально-техническое оснащение:
- образцы изделий;
- шаблоны, рисунки зайца;
- измерительные инструменты;
- инструменты для выполнения изделия;
- примеры технологических карт;
- требования к проекту;
- оборудование учебной мастерской.
Ход урока
1. Оргмомент-3 мин
Приветствие учащихся;
– контроль посещаемости;
– проверка рабочей одежды и готовности к
занятиям;
– организация рабочего места.
2. Объяснение учителя 10мин.
а) Малая Родина Республика Бурятия. Новый год по
восточному календарю 2011г год “зайца”
б) Творческий проект и требования к нему.
в) Выбор и изготовление новогоднего сувенира,
детской игрушки.
г) технологические свойства древесины как
конструкционного материала, зависимость
технологических свойств от рода древесины,
экологичность изделия из древесины. Способы
изготовления деталей. Виды соединения деталей
различной формы в изделии. Клей и его свойства.
Работа с лобзиком, выжигателем.
3. Выбор творческого проекта учащимися 5мин.
а) контурная резьба, покрытие морилкой, лаком;
б) выжигание, лак;
в) прорезная резьба, морилка, лак;
г) контурная резьба, геометрическая резьба,
покрытие морилкой, лаком;
д) контурная резьба, нанесение рисунка, лак;
е) геометрическая резьба, покрытие морилкой,
лаком.
4. Вводный инструктаж 13мин.
– демонстрация эталонных изделий, рисунков,
шаблонов;
– обсуждение технологических карт;
– показ трудовых приемов при выполнении изделий;
– демонстрация рациональных приемов работы;
– безопасные приемы труда при изготовлении
изделия
5. Самостоятельная работа учащихся 50мин.
Текущий инструктаж – целевые обходы.
1 обход – проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда при изготовлении изделия выбранного проекта;
2 обход – проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций в соответствии технологической карты выбранного проекта;
3 обход – проверить правильность размеров и осуществление учащимися самоконтроля. Провести промежуточную приемку и оценку работ.
6. Итог урока 7мин
– анализ характерных ошибок и их причины;
– сообщение оценки работы каждого учащегося;
– домашнее задание.
7. Уборка рабочих мест 5мин.
8. Замечания по уроку. Поправки к ведению урока.
Литература для учителя
- Самородский А.Т., СимоненкоВ.Д., ТищенкоА.Т. Технология. Трудовое обучение: Учебник для 7-го класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы. М.:Вентана-Граф,2002.-192с.
- Сборник проектов: пособие для учителя /М.И. Гуревич, М.Б. Павлова, И.Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасова,/Под редакцией И.А. Сасовой. – М.: Вентана – Граф. 2004. – 144с.
- Доржогутапов Д.Д. Учебная игра как метод интеллектуального развития детей. Улан – Удэ: Издательство “Бэлиг”, 2003 – 176 с. Викторов Е.А.
- Технология. Тетрадь для 7-го класса. Вариант для мальчиков. – Саратов: “Лицей”, 2000. – 64 с.
- Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для мальчиков. 7 класс. Пособие для учителей и учащихся – М.: Школьная Пресса, 2004. – 64 с.
- Кабанов И.А. Технология обработки древесины 5-9 кл. М:. Просвещение, 2001г.
Литература для учащихся.
- Резьба по дереву. Новые идеи старого ремесла. – 2-е изд. – Мн.:”современное слово”, 2001. – 208 с.
- Демина И.Г. Чудеса из дерева. – Смоленск; Русич, 2001. – 176 с.
- Чупахин В.М. 22 урока геометрической резьбы по дереву: Учебно-практическое пособие. – СПб.: Издательский Дом “Литера”,2004. – 252 с. Логачёва Л.А.
- Художественная резьбы по дереву. Выпуск 1.– М.: “Народное творчество”, 2006 – 40 с.
- Круглова О.В. русская народная резьба и роспись по дереву. М.: Изобразительное искусство, 1983.,182с.
- Ильина Охрименко Г.Н. Народное искусство семейских Забайкалья XIX-XX веков. Улан-Удэ, Бурятское книжное издательство,1972., 87с.