Цель: познакомить учащихся с географическим положением Австралии.
Задачи
Образовательные:
- рассказать учащимся о географическом положении Австралии; очертании берегов.
Коррекционно-развивающие:
- коррекция и развитие мыслительной деятельности на основе упражнений, требующих самостоятельного поиска решений;
- коррекция и развитие связной устной речи;
- расширение словарного запаса, развитие памяти;
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к учебе, предмету;
- воспитывать самостоятельность, трудолюбие.
Оборудование:
- физическая карта полушарий;
- атласы;
- раздаточный материал для индивидуальной работы;
- словарные слова;
- мультимедийный проектор;
- презентация "Австралия";
- кораллы.
Структура урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
- Разгадывание кроссворда.
III. Сообщение новых знаний.
- Работа с физической картой мира.
- Рассказ учителя.
IV. Первичное закрепление.
- Словарная работа.
- Работа с учебником.
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление полученных знаний.
- Работа с атласом.
- Работа на карточках (приложение №1).
- Работа на карточках (приложение №2).
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
- Проверьте, все ли у вас готово к уроку. На столе должны лежать учебник, дневник, ручка, атлас.
- Здравствуйте, садитесь!
II. Сообщение темы урока
- В первой четверти мы с вами изучали Африку. Я предлагаю вам разгадать кроссворд об этом материке. Разгадав его, вы узнаете, о каком материке мы будем говорить сегодня на уроке.
- Самая большая пустыня мира.
- Самое большое по площади озеро Африки.
- Крупный полуостров Африки.
- Государство Африки.
- Песчаный холм высотой 3-8 м.
- Самый большой остров у берегов Африки.
- Самая длинная река Африки и всего мира.
- Река Африки, название которой встречается в стихотворении Чуковского "Доктор Айболит".
- Растение-осьминог.
- Правильно, Австралия.
- Вот об этом материке и пойдет сегодня речь. Мы поговорим о географическом положении Австралии.
III. Сообщение новых знаний
А) работа с физической картой мира
- Найдите Австралию на физической карте мира.
- Сравните ее по величине с другими материками.
Б) рассказ учителя
(рассказ сопровождается показом слайдов)
Австралия целиком расположена в восточном полушарии к югу от экватора. Почти посредине ее пересекает Южный тропик. Это и объясняет название материка, в переводе с латинского оно означает "южный".
Австралия - самый малый по площади материк Земли. Она в четыре раза меньше Африки. За небольшие размеры Австралию иногда называют материком-островом. Континент удален от других материков, и поэтому был открыт в 17 веке. 100 лет назад путешествие из Европы в Австралию занимало около года. Сейчас перелет из Москвы длится около суток с двумя обязательными посадками.
Береговая линия Австралии изрезана слабо. На севере выделяется два полуострова (Арнемленд и Кейп-Йорк) и залив Карпентария. На юге незначительно вдается в сушу Большой Австралийский залив.
На востоке материк омывается Тихим океаном, на севере, западе и юге - Индийским. На северо-востоке от Австралии лежит остров Новая Гвинея, а у южных берегов материка - остров Тасмания. К юго-востоку от Австралии расположена Новая Зеландия, это государство состоит из двух крупных островов и ряда мелких. Берега Австралии в основном плоские, лишь на востоке скалистые, круто обрывающиеся в сторону моря.
Моря, омывающие Австралию, относятся к наиболее теплым морям земного шара (средняя летняя t воды - + 25 градусов). На северо-востоке Австралии в Коралловом море Тихого океана находится удивительный природный объект - Большой Барьерный Риф. Это самый большой коралловый риф в мире. Его длина 2300 км. Кораллы - это морские животные. Риф состоит из отмерших кораллов, едва покрытых водой, а местами поднимающихся над ней. Здесь богатый подводный мир и рай для ныряльщиков, рыболовов, спортсменов. В морях, омывающих Австралию, обитают киты, кашалоты, морские черепахи, ядовитые морские змеи, акулы. В теплых морях разводят устриц и моллюсков-жемчужниц.
IV. Первичное закрепление
А) словарная работа
- Арнемленд - полуостров Австралии;
- Кейп-Йорк - полуостров Австралии;
- Залив Карпентария;
- Кораллы - морские животные;
-Рифы - опасные для кораблей коралловые поднятия дна, расположенные, как под водой, так и над ней.
(слова прочитать по слогам, прочитать с ударением)
Б) работа с учебником (стр.70-71)
(чтение текста)
V. Физкультминутка.
"Подводное царство" (музыкальное сопровождение).
VI. Закрепление полученных знаний
А) работа с атласом
- найти на карте и показать заливы, полуострова, острова Австралии.
Б) ответить на вопросы (приложение №1)
В) выполнить работу на карточках (приложение №2; 2 варианта; 2-й - для слабых учащихся)
Физкультминутка.
(для снятия усталости глаз)
VII. Подведение итогов
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
- Что нового узнали?
VIII. Домашнее задание
- Стр.70-71