Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить учащихся с экологическими проблемами России
2. Сформировать понятия: экологические проблемы, парниковый эффект, почвоведение
Развивающие:
1. Развитие умений и навыков выделять главное при работе с дополнительными источниками знаний (энциклопедиями, средствами массовой информации, учебными пособиями:) и при составлении ЛОК (логически-опорными конспектами)
2. Стимулирование у учащихся эмпатии и любознательности при изучении экологических проблем своего края
3. Использование ИКТ в процессе подготовки домашнего задания к уроку
Воспитательные:
1. Помочь учащимся убедиться в том, что решение экологических проблем невозможно без знаний по данной теме
2. Воспитание бережного отношения к учебному труду на всех этапах урока и во время подготовки домашнего задания
Ход урока
1. Мобилизирующее начало.
Слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на своём уроке. На прошлом занятии мы определили тему сегодняшнего урока. Подскажите, пожалуйста, её.
(учащиеся отвечают: "Экологические проблемы России"). Мы разделились по группам, Вы выполняли домашнее задание, которое представите на уроке.
2. Этап актуализации знаний
Слово учителя: Мне хотелось бы напомнить, что мы живем в самом большом по площади государстве мира. Красота полей, небес, лесов: Сколько стихов сложено в честь матушки Руси. Давайте послушаем.
1 группа учащихся читает стихи о России /приложение 1/
Слово учителя:
Какие чувства возникли у вас при просмотре этих слайдов?
Представьте себе, что вся красота природы может исчезнуть через какой-то промежуток времени. Виной этому является человек. Для человека как и для любого другого биологического вида, природа-среда жизни и источник существования. Как биологический вид, человек нуждается в определённом составе и давлении атмосферного воздуха, чистой природной воде с растворёнными в ней солями, растениях и животных, земной температуре. Оптимальная для человека окружающая среда - это естественное состояние природы, которое поддерживается нормально протекающими процессами круговорота веществ и потоков энергии. Когда происходит сбой в общей системе окружающей среды, возникает экологические проблемы.
Слово учителя:
Как вы думаете, какова цель нашего урока? Какие задачи стоят перед нами на уроке?
Ответы учеников:
- Значимость изучения экологических проблем? На какие виды делятся экологические проблемы? Есть ли на территории Калужской области проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды? Какие способы есть для решения этих проблем?
3. Этап изучения нового материала
Слово учителя (элемент тренинга)
Возьмите чистый листок и напишите по два прилагательных, которые ассоциируются со словосочетанием экологические проблемы. Через 30с. прикрепите их на доске около физической карты России.
А теперь предлагаю вам разделить еще один лист бумаги на 4 равные части. В первой части подпишите загрязнение атмосферы, во второй - загрязнение внутренних вод, в третьей - загрязнение почв, в четвёртой части - экологические проблемы флоры и фауны
По ходу моего объяснения попробуйте составить ЛОК. Я надеюсь, что вы справитесь с этим заданием, так как мы это делали неоднократно
Рассказ об экологических проблемах с использованием презентации /приложение 2/
4. Этап закрепления новых знаний
Фронтальная работа:
Какие экологические проблемы были определены?
Покажите на физической карте России наиболее неблагоприятные районы проживания населения и почему?
Что отметили главного в основных частях своего логически опорного конспекта?
Поднимите правую руку те, кто справился с заданием, а левую - у кого были затруднения?
Молодцы!
5. Физкультминутка
Вы плодотворно поработали, пришло время отдыха. Прошу встать.
Упражнения:
- "Самый, Самый"
- "Циклон",
- "Антициклон"
6. Этап совершенствование приобретённых знаний
Представление работ учащихся.
- 2 группа - Заочная экскурсия "Россия в опасности" (уч-ся представляют свои рисунки, вывешенные за ранее на стенде)
- 3 группа - Знакомство с бытовыми отходами /приложение 3/
- 4 группа - Знакомство с почвой, как природным объектом /приложение 4/
7. Этап применения полученных знаний
Элемент тренинга "Какое оно - понятие экологические проблемы"
(Каждый ученик вытаскивает из конверта вопрос об экологической проблеме. Вопросы могут повторяться).
- Какая экологическая проблема на ощупь?
- Какого цвета экологическая проблема?
- Какие звуки издаёт экологическая проблема?
- Какие формы у экологической проблемы?
- Какая экологическая проблема на запах?
8. Домашнее задание (на доске)
- составить тест по теме "Экологические проблемы России"
- Оценка "5" - 20 вопросов
- Оценка "4" - 15 вопросов
- Оценка "3" - 10 вопросов
- по желанию написать эссе "Будущее России" (на стенде к уроку вывешен материал как написать эссе)
9. Итог урока
Слово учителя:
Сегодня на уроке мы говорили об одной их самых важных проблем на Земле. Экологическая катастрофа - боль всего человечества. Горят тысячи гектаров леса в США, над городами Европы стои смог, матушка-река Волга теряет ежегодно десятки сотен килограммов рыбы: Этот список можно продолжить. Людиновский район, в котором проживаем, подвержен радиоактивному загрязнению. Сегодня возросла заболеваемость бронхо-лёгочной системы у населения, большое количество людей страдают раковыми заболеваниями. Пока мы с вами не поймём, что экологическая проблема уничтожит всё живое, мир потихоньку будет чернеть.
10. Рефлексия
Слепите из пластилина
- 1 вариант- будущую планету Земля, если мы не предпримем никаких мер по охране окружающей среды
- 2 вариант- будущую планету Земля, если мы предпримем меры по охране окружающей среды.
Покажите свои экспонаты.
Какие цвета вас больше радуют?
Я желаю, чтобы всё живое было вокруг вас в ярких, сочных красках.
За работу на уроке группы получают оценки.