Экологические проблемы России. 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить учащихся с экологическими проблемами России

2. Сформировать понятия: экологические проблемы, парниковый эффект, почвоведение

Развивающие:

1. Развитие умений и навыков выделять главное при работе с дополнительными источниками знаний (энциклопедиями, средствами массовой информации, учебными пособиями:) и при составлении ЛОК (логически-опорными конспектами)

2. Стимулирование у учащихся эмпатии и любознательности при изучении экологических проблем своего края

3. Использование ИКТ в процессе подготовки домашнего задания к уроку

Воспитательные:

1. Помочь учащимся убедиться в том, что решение экологических проблем невозможно без знаний по данной теме

2. Воспитание бережного отношения к учебному труду на всех этапах урока и во время подготовки домашнего задания

Ход урока

1. Мобилизирующее начало.

Слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на своём уроке. На прошлом занятии мы определили тему сегодняшнего урока. Подскажите, пожалуйста, её.

(учащиеся отвечают: "Экологические проблемы России"). Мы разделились по группам, Вы выполняли домашнее задание, которое представите на уроке.

2. Этап актуализации знаний

Слово учителя: Мне хотелось бы напомнить, что мы живем в самом большом по площади государстве мира. Красота полей, небес, лесов: Сколько стихов сложено в честь матушки Руси. Давайте послушаем.

1 группа учащихся читает стихи о России /приложение 1/

Слово учителя:

Какие чувства возникли у вас при просмотре этих слайдов?

Представьте себе, что вся красота природы может исчезнуть через какой-то промежуток времени. Виной этому является человек. Для человека как и для любого другого биологического вида, природа-среда жизни и источник существования. Как биологический вид, человек нуждается в определённом составе и давлении атмосферного воздуха, чистой природной воде с растворёнными в ней солями, растениях и животных, земной температуре. Оптимальная для человека окружающая среда - это естественное состояние природы, которое поддерживается нормально протекающими процессами круговорота веществ и потоков энергии. Когда происходит сбой в общей системе окружающей среды, возникает экологические проблемы.

Слово учителя:

Как вы думаете, какова цель нашего урока? Какие задачи стоят перед нами на уроке?

Ответы учеников:

- Значимость изучения экологических проблем? На какие виды делятся экологические проблемы? Есть ли на территории Калужской области проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды? Какие способы есть для решения этих проблем?

3. Этап изучения нового материала

Слово учителя (элемент тренинга)

Возьмите чистый листок и напишите по два прилагательных, которые ассоциируются со словосочетанием экологические проблемы. Через 30с. прикрепите их на доске около физической карты России.

А теперь предлагаю вам разделить еще один лист бумаги на 4 равные части. В первой части подпишите загрязнение атмосферы, во второй - загрязнение внутренних вод, в третьей - загрязнение почв, в четвёртой части - экологические проблемы флоры и фауны

По ходу моего объяснения попробуйте составить ЛОК. Я надеюсь, что вы справитесь с этим заданием, так как мы это делали неоднократно

Рассказ об экологических проблемах с использованием презентации /приложение 2/

4. Этап закрепления новых знаний

Фронтальная работа:

Какие экологические проблемы были определены?

Покажите на физической карте России наиболее неблагоприятные районы проживания населения и почему?

Что отметили главного в основных частях своего логически опорного конспекта?

Поднимите правую руку те, кто справился с заданием, а левую - у кого были затруднения?

Молодцы!

5. Физкультминутка

Вы плодотворно поработали, пришло время отдыха. Прошу встать.

Упражнения:

  • "Самый, Самый"
  • "Циклон",
  • "Антициклон"

6. Этап совершенствование приобретённых знаний

Представление работ учащихся.

  • 2 группа - Заочная экскурсия "Россия в опасности" (уч-ся представляют свои рисунки, вывешенные за ранее на стенде)
  • 3 группа - Знакомство с бытовыми отходами /приложение 3/
  • 4 группа - Знакомство с почвой, как природным объектом /приложение 4/

7. Этап применения полученных знаний

Элемент тренинга "Какое оно - понятие экологические проблемы"

(Каждый ученик вытаскивает из конверта вопрос об экологической проблеме. Вопросы могут повторяться).

  1. Какая экологическая проблема на ощупь?
  2. Какого цвета экологическая проблема?
  3. Какие звуки издаёт экологическая проблема?
  4. Какие формы у экологической проблемы?
  5. Какая экологическая проблема на запах?

8. Домашнее задание (на доске)

- составить тест по теме "Экологические проблемы России"

  • Оценка "5" - 20 вопросов
  • Оценка "4" - 15 вопросов
  • Оценка "3" - 10 вопросов

- по желанию написать эссе "Будущее России" (на стенде к уроку вывешен материал как написать эссе)

9. Итог урока

Слово учителя:

Сегодня на уроке мы говорили об одной их самых важных проблем на Земле. Экологическая катастрофа - боль всего человечества. Горят тысячи гектаров леса в США, над городами Европы стои смог, матушка-река Волга теряет ежегодно десятки сотен килограммов рыбы: Этот список можно продолжить. Людиновский район, в котором проживаем, подвержен радиоактивному загрязнению. Сегодня возросла заболеваемость бронхо-лёгочной системы у населения, большое количество людей страдают раковыми заболеваниями. Пока мы с вами не поймём, что экологическая проблема уничтожит всё живое, мир потихоньку будет чернеть.

10. Рефлексия

Слепите из пластилина

  • 1 вариант- будущую планету Земля, если мы не предпримем никаких мер по охране окружающей среды
  • 2 вариант- будущую планету Земля, если мы предпримем меры по охране окружающей среды.

Покажите свои экспонаты.

Какие цвета вас больше радуют?

Я желаю, чтобы всё живое было вокруг вас в ярких, сочных красках.

За работу на уроке группы получают оценки.

Приложение.