Форма: устный журнал
Цель: расширить круг знаний детей о профессиях.
Задачи:
- систематизировать знания воспитанников об особенностях профессии повар;
- воспитывать уважительное отношение к людям данной профессии;
- развивать произвольное внимание, мышление;
- закреплять умения работать в коллективе.
Методический инструментарий: видеоролик "Интервью с поваром", коллаж "Хозяйке на заметку", кулинарные книги, кроссворд, карточки, вырезки из журналов.
Обоснование выбора формы "Устный журнал".
Данная форма работы позволяет:
- эффективно использовать объяснительно-иллюстративную технологию;
- включить в занятие максимум информации;
- дает возможность педагогу использовать множество разнообразных видов деятельности;
- позволяет применять различные методы и приемы.
Как и обычный журнал, наш устный журнал включает в себя различные рубрики:
- "Встреча с человеком своего дела"
- "Из истории профессии"
- "Профессиограмма"
- "Зарядка для ума"
- "Кулинарные находки"
Опыт показывает, что данная форма работы дает возможность ненавязчиво, в занимательной форме решать важнейшие задачи воспитания и обучения; способствует социализации воспитанников и позволяет развивать их творческие способности. Занятия в форме устного журнала проходят живо, интересно и не вызывают утомления. Воспитанники учатся извлекать информацию прикладного характера из различных источников, перерабатывать ее, выделять главное и применять знания в повседневной жизни.
1. Вступительная часть:
У меня растут года,
Будет мне семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем мне заниматься?
Уверена, что этот вопрос наиболее остро стоит перед вами именно сейчас, на пороге выпуска!
2. Основная часть:
В мире тысячи профессий, каждый человек выбирает себе профессию по душе. Это хорошо, что вы уже задумываетесь о том, кем стать потому, что к выбору профессии надо готовиться заранее. Профессий великое множество, а сегодня мы познакомимся с одной из них на страничках нашего журнала с таким красивым названием "Самая вкусная профессия". А что же это за профессия, вы узнаете из репортажа наших специальных корреспондентов Людмилы Ф. и Владимира П. (просмотр видеоролика-интервью с поваром детского дома). Этим репортажем мы открыли 1 страницу нашего журнала - "Встреча с человеком своего дела".
Действительно, наш повар настоящий профессионал, человек своего дела. Несмотря на те трудности, с которыми она сталкивается по роду своей профессии, она все-таки осталась верна ей. Много лет она работает в нашем детском доме и радует нас каждый раз вкусным завтраком, обедом и ужином.
Почему эта профессия называется "самая вкусная"? Правильно, повар- это человек, который умеет готовить и делает это не только для других, но и для своих близких и друзей и может порадовать чем-то вкусным, поделиться секретом приготовления блюд, придумать свой рецепт.
Хотелось бы вам узнать больше об этой профессии? Тогда давайте откроем следующую страничку журнала, а называется она "Из истории профессии".
Повар - это человек, который готовит вкусную еду для других людей.
Древний человек не готовил себе еду. Все, что он находил и собирал, он ел сырым. Так происходило потому, что человек не знал способов приготовления пищи и не умел добывать огонь. Но даже позднее, когда он научился разводить костер, то сначала использовал огонь только для получения тепла и отпугивания диких животных. Вероятно, наш предок открыл способ приготовления пищи случайно. Он понял, что вареная и жареная пища нравится ему больше, чем сырая. В древние времена посуды не было, поэтому первобытный человек готовил себе пищу на горячих камнях вокруг открытого огня. Первой плитой для древних поваров стала выложенная камнями яма с тлеющими углями. Яму накрывали шкурой, и пищи готовилась там, как в большой кастрюле с крышкой. Так в древнем обществе появилась новая профессия - повар. Но время идет, все совершенствуется. В наше время повара осваивают новую технику, технологию приготовления блюд и кулинарных изделий.
- Какими качествами должен обладать повар? Что должен знать и уметь?
Об этом мы узнаем на 3 странице, которая называется "Профессиограмма" как вы понимаете слова "профессиограмма"?
Я вижу, что вы затрудняетесь. В словаре я нашла такое определение этому слову:
Профессиограмма - это подробное описание какой-либо профессии через систему требований, предъявляемых к ее работнику (включая качества личности, особенности мыслительных процессов, знания, умения, навыки, необходимые для успешного овладения профессией).
А теперь вместе с вами давайте попробуем составить профессиограмму на профессию "повар". Обратите внимание на схему. Профессиограмма включает в себя следующие составляющие:
Общая характеристика профессии - то, что должен знать и уметь повар по роду своей профессии (составлять меню, делать заявки на продукты, контролировать качество продуктов, осуществлять взвешивание и отмеривание сырья); при приготовлении блюд выполнять следующие операции: процеживание, замешивание, формовка, фарширование; определять готовность блюд с помощью специальных приборов, производить оформление блюд, порцирование.
Орудие труда - современные бытовые приборы (электрические печи, СВЧ, миксеры, электромясорубки, кухонные комбайны и т.п.)
Профессиональные качества - чистоплотность, аккуратность, ответственность, физическая выносливость, отличное зрение, осязание и обоняние.
Условия труда - работа " на ногах", высокий температурный режим.
Противопоказания к получению профессии повар - болезни органов дыхания, пищеварения, опорно-двигательного аппарата, инфекционные и аллергические заболевания, заболевания кожи.
Пути получения профессий - УПК, торгово-кулинарное училище, техникум, институт.
Вот такая у нас получилось профессиограмма по данной профессии. Если кто-то из вас считает, что у него не хватает каких-то качеств для выбора данной профессии, то еще есть время поработать над собой.
Динамическая пауза:
А сейчас давайте немного отдохнем и поиграем в игру. На столе лежат карточки с буквами. Вам необходимо каждому взять по карточке и составить слово - предмет кухонной утвари.
Представьте себе, что мы идем на кухню, а там множество специальных штучек, без которых повару не обойтись при приготовлении пищи. Четвертая страничка журнала называется "Зарядка для ума". Вам предлагается проявить эрудицию и отгадать кроссворд "Помощники повара" (разгадывание кроссворда). Приложение 1.
- А сейчас мы переходим к пятой, самой интересной странице нашего журнала "Кулинарные находки". Я хочу дать слово главному редактору рубрики "Полезные советы" Людмиле Александровне и ее помощнику Якову С. (на магнитной доске вывешиваются и зачитываются вслух полезные советы по приготовлению пищи). Спасибо, эти советы очень полезные и обязательно пригодятся вам в будущем.
- Повар должен хорошо разбираться в продуктах питания, быть внимательным, чтобы ничего не перепутать, уметь слушать и слышать, что ему говорят коллеги по работе, ведь очень часто ему приходится работать в команде. Профессия повар очень востребована, и часто повара выезжают на различные конкурсы. Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в конкурсе поваров. Вы должны разделиться на две команды, каждой команде я предлагаю набор карточек с названиями продуктов. Задание 1 команде: подобрать продукты для приготовления борща и салата "Селедка под шубой"; 2 команде: продукты для солянки и салата "Оливье".
Молодцы, хорошо справились с заданием. Каждому участнику я хочу подарить кулинарные рецепты, с которых можно начать свою коллекцию.
III. Рефлексия:
В завершении нашего занятия я хотела бы узнать, какая страница журнала вам больше всего понравилась? Почему?
Может, кто-то уже задумался о выборе именно этой профессии?
А теперь сюрприз от нашего повара ( пирог).