Цель:
- Познакомить с культурой общения между людьми, вежливыми словами, и употреблением их речи.
- Развивать речь, память, навыки выразительного чтения стихотворений на публике.
- Воспитывать вежливость, доброту, взаимоуважение.
Оборудование: музыкальное сопровождение, плакаты с высказываниями о вежливости, мультфильм " Крошка Енот", костюмы для Мальвины и Буратино.
Звучит песня "Дорогою добра".
Ход мероприятия
Ведущий: Сегодня мы отправимся в путешествие в Страну Вежливости. А что такое вежливость? /Ответы детей/.
Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой находиться.
Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение. Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Этой мерой измеряютсяВсе земные труды,
Может, вырастил деревце
На земле Кулунды?Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Плавок мирным трудом?Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее -
Хорошеть самому.
Звучит песня "Улыбка".
Ведущий: Для того чтобы стать вежливыми мы должны пользоваться "волшебными словами", от которых становится теплее. И вы, конечно же, знаете вежливые "волшебные слова". Давайте с вами их вспомним. /Ответы детей/
1-й ученик:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
"Доброе утро!"
"Доброе утро!" -
Солнцу и птицам.
"Доброе утро!" -
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым:
Доброе утро длится до вечера.
Ведущий: Давайте на доске прочитаем волшебные слова приветствия хором.
ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОБРЫЙ ДЕНЬ, ДОБРОЕ УТРО, ДОБРЫЙ ВЕЧЕР, ПРИВЕТ.
2-й ученик:
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном:
Его зовут.: А, впрочем, лучше
Мы здесь его не назовём.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече "Добрый день!"
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае "Здорово!"
Он вместо "здравствуй" говорит.
А вместо слова "до свидания"
Не говорит он ничего,
Иль заявляет на прощанье
"Ну, я пошёл.: Пока! Всего!"
Ведущий: Слова "здравствуйте", "до свидания" - очень интересные слова. Вдумайтесь в их значение. "Здравствуйте" - мы желаем здоровья всем окружающим (здравия). "До свидания" - мы надеемся увидеть вас ещё раз. Поэтому людям так приятно слышать эти слова.
3-й ученик:
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто "здравствуйте", больше
Ведь ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
4-й ученик:
Ко мне бежит огромный Гусь,
Я говорю себе:
"Не трусь!
Быть может, этот Гусь - ручной,
Бежит знакомиться со мной".
Но у Гуся свирепый вид -
Он угрожающе шипит.
Щипаться идёт?
Ну и пусть.
Я улыбнулся:
"Здравствуй, Гусь!"
Он головой кивнул в ответ
И мне послышалось: "Приве-е-ет!"
Ведущий: Почему свирепый гусь вдруг кивнул головой и как бы сказал: "Привет!" /Ответы детей/
Ведущий: Если ты идёшь навстречу с улыбкой, с добрым словом "здравствуйте" - это значит, что ты не хочешь причинять никому вреда, обидеть и, наверное, даже самое страшное чудовище, живущее, в реке тебе улыбнётся.
Просмотр отрывка из мультфильма "Крошка Енот".
Ведущий: Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть, ни вам, ни друзьям, ни родителям. Надо стараться всегда и во всем быть полезными людям.
ЧАСТУШКИ.
1. Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка - три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны!
2. Лида в круг вбежала смело,
Завертелась как юла,
И под музыку запела
Про знакомые дела.
3. Тётя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
- Извините, тётя Сима,
Я вам вовсе не батрак.
4. Коля ссорится с друзьями,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
5. В поезд входят 3 юнната.
-Ух, народу сколько тут:
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут!
6. Говорит лентяйке мать:
-Убери свою кровать!
-Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала!7. Петя ловко ловит рыбу,
Может лодки мастерить.
Только "здравствуй" и "спасибо"
Не умеет говорить.8. Ты, играй повеселее,
Балалайка - три струны!
Подпевайте, кто умеет,
Не стесняйтесь, плясуны!
Сценка.
Появляются Буратино с Мальвиной.
Мальвины: Здравствуй, Буратино!
Буратино: Здравствуй, Мальвины!
Мальвины: Что это ты невесёлый сегодня? Может быть, задание не выполнил?
Буратино: Плохо я справился с заданием.
Мальвины: Почему?
Буратино:/злобно выкрикивает/. Потому, что не умею себя сдерживать!
Мальвины: А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый?
Буратино: Вот ещё! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду.
Мальвины: Буратино, ответь, пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?
Буратино: Что значит - каким тоном? Обыкновенным!
Мальвины: Подожди, Буратино, пусть ребята тебе подскажут, действительно ли у тебя обыкновенный тон.
/Ребята высказывают свои мнения/.
Я заметила, что ты говоришь таким тоном не только с ребятами, но и, к сожалению, с папой Карло.
Буратино: Не было этого, было этого, было этого:
Мальвины: Ну, вот ты опять за своё. А когда ты говорил папе Карло: "Хочу мороженое, хочу мороженое" или "Хочу в школу, хочу в школу" - разве это не было сказано капризным, недовольным голосом?
Буратино: Может быть, я иногда и говорю немного громко или капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как грохнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: "Ну как посадка прошла?" А он обиделся и почему-то ушёл: что я ему плохого сказал? Или вот учительница двойку ему за кляксу поставила, а я, чтобы утешить его, спел: "Клякса - вакса - гуталин, на носу горячий блин!" Что тут было! Он очень рассердился. А я ведь развеселить его хотел. Плохо со мной он поступил, правда, ребята? /Ответы детей/
Мальвины: Я думаю, что ребята правильно тебе сказали. Ты поступил плохо. Нужно всегда вначале подумать: не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь. Нужно следить за своими словами.
Буратино: я разве один так разговариваю? Да, я, можно сказать, учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут.: А замолчали! Потому, что многие из них очень похожи на меня. Разве не так? Есть такие /шёпотом/, что даже бранятся. Да, да я сам слышал! Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу. А иногда смеются над неудачами товарищей. Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше себя ведёт, а просто все станем добрей. Хорошо я придумал Мальвины?
Мальвины: Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: "Слово и лечит, слово и ранит!" Запомните это!
Ведущий: Недавно ученые с удивлением открыли, что на свете бывают непослушные дети. Им дают полезный совет: "Умывайтесь по утрам" - они бегут и не умываются. Им говорят: "Здоровайтесь друг с другом" - они тут же начинают не здороваться.
Ученые придумали, что таким детям нужно давать не полезные советы, а вредные советы. Они все сделают наоборот, и получится как раз правильно. И вот несколько таких советов из книги Г. Остер "Вредные советы":
Ученик 1:
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лежа в луже, -
Ты ничуть не огорчен.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.
Ученик 2:
Решил подраться - выбирай
Того, кто послабее
А сильный может сдачи дать,
Зачем тебе Она?
Чем младше тот, кого ты бьешь,
Тем сердцу веселей.
Глядеть, как плачет он, кричит
И мамочку зовет.
Но если вдруг за малыша
Вступился кто-нибудь,
Беги, кричи, и громко плачь,
И мамочку зови.
Ученик 3:
Девчонок надо никогда
Нигде не замечать.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла,
Чтоб сразу поняли они:
Тебе на них плевать.
Девчонку встретил - быстрей
Показывай язык.
Пускай не думает она, что ты в нее влюблен.
Ведущий: - Для того, чтобы стать вежливым, мы должны пользоваться "волшебными словами", от которых становится теплее, радостнее.
- Какие вежливые слова вы знаете?
- Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение.
- Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть, ни нам, ни друзьям. Надо стараться всегда и во всем быть полезными людям.
Ведущий: А теперь давайте с вами поиграем в игру "Дополни строчку".
- Дядя Саша огорчён.
Рассказал он вот о чём...
Настя - славная девчонка,
Настя ходит в первый класс!
Но: давно уже от Насти
Я не слышу слова:,
А слово-то, какое
Очень дорогое!- Встретил Витю я, соседа,
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но представьте, зря от Вити
Ждал я слова ...
А слово-то, какое
Очень дорогое!
- Он про внучку говорил:
- Экая, досада!
Я портфель ей подарил,
Вижу: очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба.
Ну, сказала бы ...
А слово-то, какое -
Очень дорогое!
Звучит песня "Если добрый ты:"
IV. Итог.
Ведущий: Наше занятие подошло к концу.
- Вам понравилось?
- Что вам больше всего запомнилось?
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет её. А любовь и доброта в свою очередь согревают его, как солнышко. Как же попрощаться со зрителями? Пожалуй, это можно сделать при помощи стихотворения С.Я.Маршака
"Пожелание друзьям".
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево.