Цели урока:
- Учебные: совершенствование знаний о непроизносимых согласных в корне слова; развитие умения подбирать проверочные слова; формирование орфографических навыков; заложить информационные навыки: работы со словарем, ИКТ; учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.
- Развивающие: развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование устойчивости внимания; интеллектуальное развитие за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса.
- Воспитательные: воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.
Компетенции:
Учащиеся должны знать:
– правила правописания слов с изученными орфограммами;
Учащиеся должны уметь:
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с непроизносимыми согласными, владеть способами проверки согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе;
– владеть способом проверки орфограмм путём использования разных информационных источников; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, проверять написанное;
– заменять слова синонимами;
Оборудование:
- проектор,
- презентация,
- орфографический словарь,
- толковый словарь,
- карточки.
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
1. Психологический момент.
Ребята, обращаю ваше внимание на то, что сегодня к нам приехали гости, чтобы посмотреть на нашу работу. Давайте улыбнемся друг другу, ведь мы с вами знаем, что улыбки располагают к приятному общению.
Сегодня мы побываем в разных городках. Городки эти большие не обойтись без карты, которая называется – картой успеха .Каждый из вас пойдет своей дорогой. Желаю вам успеха.
2. Постановка учебной цели.
Друзья наша задача такова:
- Вспомнить, как в этих городках живут слова.(Презентация)
Слайд 1.
…Направо мы пойдем-
К словам с безударной гласной придем.Прямо мы пойдем
В гости к парным согласным зайдемНалево пойдем
С непроизносимыми согласными урок проведем.
3. Актуализация опорных знаний и мотивация.
1. Орфографическая минутка.
Слайд2.
- Какие орфограммы взял на себя корень слова?
(правописание парных согласных, слов с безударной гласной, с непроизносимыми согласными)
-Установите закономерность и продолжите строку
Слайд3
б/п, в/ф,……н
- Какая буква среди написанных, по какому признаку “лишняя”?
(н. )
-Почему? (непарная согласная)
-Тогда, почему я ее написала?
Как она относится к непарным согласным)?
( при проверке парных согласных после согласных должна стоять гласная, или буква н)
Среди оставшихся пар, какая пара тоже отличается от других по какому то признаку)
-(Ж/Ш)- (всегда твердые звуки)
-Как проверить парный согласный на конце или в середине слова?
(правило)
-Какую оценку вы бы поставили себе по этой теме? Занесите ее в карту успеха.
4. Включение нового материала в систему знаний и повторение.
- Сделай словооборот
- Прочти слова наоборот
- Вспомни правило к словам,
- Написанье объясни всем нам.
Слайд 4
Пулут, дурт, залг,зов, генс, гарво.
(тулуп, труд,глаз,воз,снег,овраг)
-Устно подобрать проверочное слово.
Слайд 5.
Числовые ребусы покажу я вам,
А вы покажите своим друзьям.
- Проверьте парные согласные в конце слова, подберите к ним проверочные слова.
-Что обозначает слово ТРИУМФ?
-В каком словаре мы можем найти толкование этого слова? ( толковом)
1 ученик работает со словарем, остальные по карточкам (Приложение1. Задание: вставь парные звонкие и глухие согласные.)
2. Словарная работа.
Предлагаю вам новинку
Словарную разминку.
Слова из словаря возьмем
И проверять мы их начнем.
К..пустный, лес..ничный, кв..ртирный, д..ревенский, комн..тный, сев..рный, м..рковный, м..г..зинный, в..сточный.
-Что объединяет все эти слова? (им.прил., ед.ч., слов.сл).
-Какое слово можно считать “лишним” и почему?
(деревенский) –суффикс –ск-, остальные –н-.
-Есть ли среди написанных слов слова с непроизносимой согласной?
(капустный- проверяем с помощью родст. Сл.-капуста, в слове –лестничный –т -запоминаем-сл.сл.
-Как вы должны поступить, если проверить написание буквы невозможно?
-Какой словарь поможет проверить правильно ли мы написали эти слова? (орфографический словарь)
Если мы не можем проверить, значит, слово словарное.
Слайд 6
Пропала буква вот беда
Начнем ее мы поиски, друзья.
На помощь позовем искателей
МЧС спасателей!
Как можно решить данную орфографическую задачу?
-Какую оценку вы бы поставили себе по этой теме? Занесите ее в карту успеха.
(подобрать проверочное слово)
Р…ка- св…ча Гр..за- б..жать- Р..га- сл..ны- П..щать- п..ля- Цв..сти- кр..я- Т..шина- д..лекий- Ст..да- д..машний- Тр..па- тр..винка- Л..сок- с..леный-
Вы, ребята, молодцы!
Гласных букв приятели.
Вас теперь они зовут
МЧС спасатели!
Карточка. Задание: вставь пропущенные безударные гласные.
5. Физкультминутка.
Слайд 7
-Какая орфограмма любит играть с людьми в прятки?
Расскажите , что вы знаете об этой орфограмме:
-В каких сочетаниях согласных звуков один из них не произносится?
( [стн] ,[здн], [ств], и др.)
-Почему исчезают отдельные звуки? Какие это звуки? [В], [Д], [Л],[Т]
Слайд8
-Какая существует особенность написания и произношения слов со стечением согласных?
(В русском языке есть слова со стечением согласных. Все они в слове пишутся, но некоторые не произносятся, их называют непроизносимыми согласными. Написание таких слов надо проверять. Чтобы проверить непроизносимые согласные в, д, л, т в корнях , надо подобрать проверочные слова, в которых эти звуки четко произносятся).
-Какую оценку вы бы поставили себе по этой теме? Занесите ее в карту успеха.
-Расскажите, как нужно действовать, чтобы правильно обозначить на письме парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые согласные звуки?
(когда мы проверяем написание букв, обозначающих парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова и непроизносимые согласные звуки в корне, мы действуем одинаково)
Слайд8.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Игра ”Запоминай, не зевай”
Слайд 9.
На доске записана рифмовка из слов.
Прочитайте ее несколько раз. А затем запишите слова, которые вы смогли запомнить.
Поз..ний,звез..ный и окрес..ный,
Здравствуй,облас..ной и мес..ный,
Сер..це, со..нце и учас..ник,
Чувство, лестница и праз..ник.
Научись слова читать и
Запомни, как писать.
2. Один ученик разгадывает кроссворд.
-небесное светило (солнце)
-антоним к слову “радостно” (грустно)
-орган живых существ, который перекачивает кровь (сердце)
-бабочка, которая любит капусту (капустница).
Что вы знаете о стечении –СН-
Слайд 10.
Вкусный, гласный, интересный,
Безопасный и небесный,
И чудесный, и прекрасный,
И ужасный, и напрасный.
Этих слов не забывайте.
Букву Т в них не вставляйте.
Слайд 11.
Просмотрите слайд и обобщите знания по теме: Что мы проверяем в корне.
А сейчас вы можете объединиться в пары.
3. Творческие задания (Внутригрупповая дискуссия, самопроверка, взаимопроверка, взаимопомощь)
– А сейчас, творческое задание. У каждой пары на карточках даны предложения. Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными. Можно пользоваться карточками – подсказками, чтобы проконтролировать свое решение. В карточке исправьте предложения.
- Позади веселое лето.
- Прошла красивая золотая осень.
- Стоят дождливые дни глухой осени.
- Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.
ненастные
поздней
яростный
радостное
чудесная
- В лесу страшная грязь.
- Желтые и алые листья уже потемнели.
- Они лежат на земле отвратительной скользкой массой.
- Ночью редко можно увидеть необыкновенное в огнях небо.
красные
безобразной
прекрасное
звездное
- Голубой свод скрывают серые тучи.
- Привет, утреннее солнышко!
- Но зря низкое светило хочет удержать теплую погоду.
- Часто случаются ночные заморозки – первые посланцы близкой зимы.
небесный
здравствуй
напрасно
солнце
- Прочитайте, что у вас получилось. Объясните написание слов с непроизносимыми согласными.
7. Итог урока. Рефлексия.
Давайте подведём итог нашей работе:
-Как не ошибиться в написании слов с непроизносимой согласной?
-Какой этап урока понравился больше всего?
-Что нового для себя узнали на уроке?
Учитель читает стихотворение.
Учащиеся отвечают “да” “нет”.
Завершается урок.
Он пошел ребятам впрок?
Постарались все понять
Учились тайны открывать?
Ответы полные давали?
На уроке не зевали?