Цели
- Продолжить знакомство с понятием "сложные слова", повторить изученные орфограммы, упражнять в образовании и правописании сложных слов.
- Развивать познавательную компетентность: мышление, память, воображение.
- Формировать навыки экологической культуры: бережное отношение к природе, заботу о птицах.
Оборудование: слайды, выставка книг Виталия Бианки.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
Ребята, посмотрите на портрет этого писателя, на уроках литературного чтения и внеклассного чтения мы уже знакомились с его произведениями. (Слайд №2)
- Какие это произведения ?
Да, действительно, излюбленные персонажи его книг - птицы. Живой, пестрой, разноголосой и разноперой стаей обитают они на страницах сказок и рассказов В. Бианки. Кажется, ни одну птицу нашей Родины не обошел вниманием писатель. Вот его книги. Он создал целую птичью энциклопедию страны.
И сегодня на уроке мы поговорим о разных птицах и выясним , откуда произошли названия некоторых птиц.
II. Создание проблемной ситуации.
1. Словарная работа.
Из приготовленных вами загадок я составила кроссворд о птицах, который поможет вам повторить изученные орфограммы.
(Слайд №3)
1. У нее глаза большие,
Хищный клюв - всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем. (Сова)
2. Степной хищник, враг грызунов. (Орел)
3. Окраской - сероватая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона. Кто она? (Ворона)4. Птица, которая по преданию селится на крышах домов и приносит счастье. (Аист)
5. Пестрая крякуша, ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочку. (Утка)
6. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет
Крохи собирает,
По полям кочует -
Зернышки ворует. (Воробей)7. Трели, песни разлились
Среди листьев и ветвей.
Как прекрасно твое пенье,
Голосистый :..(Соловей)8. Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)9. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)
- Запишите в тетрадь слова с непроверяемой безударной гласной.
(Слайд №4. Проверь себя)
- Какое ключевое слово получилось в кроссворде?
- Это простое слово или сложное? Докажите.
(Состоит из двух частей орнит- и лог с соединительной гласной о.) - Слайд №5.
- Как вы думаете, что обозначает это слово?
2. Работа с толковым словарем.
Посмотрим значение этого слова в толковом словаре.
(Слайд №6)
Итак, сегодня на уроке мы продолжаем работать над темой "Сложные слова", будем упражняться в образовании и написании сложных слов.
- Почему их так назвали?
Давайте еще раз прочитаем вывод . (Слайд №7)
Этот специалист должен знать очень многое о птицах, в том числе и откуда, произошли их названия. Этому будем учиться и мы с вами.
III. Постановка проблемного вопроса.
- Эта птица получила свое название за поведение. Она всегда ловит мух.
- Кто она? (Мухоловка) - Слайд №8.
- Запишите это слово, найдите его корень.
(Слайд №9. Кто прав?)
У нас получилось слово с двумя корнями. Это сложное слово.
IV. Первичное закрепление.
Ученый - лингвист И. Голуб дала нам описание еще одной птицы.
(Слайд №10)
- Прочитаем текст. Обратите внимание на последнее предложение.
- Как вы думаете, как называется эта птица?
- Как объясняет это автор?
- Понаблюдайте, как образовано слово горихвостка.
- Сколько в нем корней?
- Выпишите это слово, обозначьте корни.
V. Самостоятельная работа.
А вот поэт Е. Ильин по - своему объясняет, как птица получила такое название. Прочитайте.
(Слайд № 11)
- Как вы думаете, что общего у этого текста и предыдущего?
- Чем они отличаются?
(Это два текста - описания, но один текст написан в прозе, а другой стихами.)
- Списать, по вариантам этот текст , подчеркнуть известные орфограммы.
VI. Творческое задание.
А сейчас, я предлагаю вам еще одно задание. Вы можете работать в парах, совещаясь друг с другом.
(Слайд №12)
- Какие слова у вас получились?
- Как образовались эти слова?
- Про какую птицу можно сказать красногрудая? Яркоголовая? Белобокая? Короткохвостая? Водоплавающая? Пестрокрылая?
(Слайды 13)
- Составьте предложение с любым из этих слов. (Устно)
VII. Заключительное слово учителя.
Ребята, вы правильно сказали, о том, что птицы всегда должны находиться под охраной.
В. Бианки в своей книге "Лесная газета" дает нам советы, которые вы должны запомнить.
(Слайд №14)
VIII. Подведение итогов.
(Слайд №15)
IX. Самооценка. (Слайд №16)