Игра занимает в жизни младшего школьника особое место.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют сюжетно-ролевыми. Сюжетно-ролевые – это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения. В этих играх дети воспроизводят все то, что они видят вокруг себя, играют «во взрослую жизнь». У них появляется стремление не просто играть, а исполнять ту или иную роль. Дети выбирают самые разные роли, изображая людей, находящихся в определенных социальных отношениях, а отношения этих людей-персонажей передают с помощью игрового действия. Действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. В сюжетно-ролевой игре дети имеют возможность применять свой опыт, знания, умения, т.к. здесь нет строгих правил и требований взрослого, связанных с получением определенного результата. Содержание игры ребенок как бы «пропускает» через себя, усваивая разные типы взаимоотношений и некоторые нормы социального поведения.
Цели:
Образовательная цель: Закрепить знания детей о профессии водителя, продавца, упаковщицы.
Развивающая цель: Развивать интерес детей к игре, пополнить их опыт в предложенной ситуации, развивать инициативу, фантазию, творческое воображение, расширять область самостоятельных действий детей в выборе роли; соблюдать ролевое соподчинение (кондуктор – пассажир, продавец – покупатель) и вести ролевые диалоги, обогащать словарный запас.
Воспитательная цель: Совершенствовать умение объединяться в группы, распределять роли (кондуктор – пассажир, продавец – покупатель),
Задачи:
- Научить выполнять игровые действия в предложенной игре.
- Поступать в соответствии с правилами данной игры.
- Воспитывать добросовестное отношение к взятой на себя роли.
- Научить подбирать предметы и атрибуты для игры.
- Научить детей подробно составлять описание игрушек.
Игровые роли: мама, водитель автобуса, кондуктор, продавец, упаковщица.
Количество участников: 10 детей.
Оборудование:
- руль для водителя шофера;
- стульчики для пассажиров;
- деньги, билеты, сумка кондуктора;
- фартуки, колпачки, игрушки 7-8 штук;
- целлофановые пакеты, витрина;
- фломастеры, альбомные листы.
Предварительная работа. Наблюдения за транспортом на прогулке, рассматривание картин из серии «Кем быть?» ( «Шофер», «Продавец» ), беседы по картинкам, рассматривание иллюстраций.
Ход игры
Дети объединяются в большую дружную семью. У самой младшей дочки в семье был день рождение. Все дети с «мамой» отправились на «автобусе» в магазин «Игрушки» за подарками для Машеньки. (Дети с мамой пришли на остановку и ждут автобус. Подъезжает автобус. Дети с мамой садятся в автобус. Мама передает кондуктору плату за проезд. Кондуктор дает им билеты. Кондуктор объявляет остановки. Все выходят на нужной остановке. Приходят в магазин.)
Магазин был необычный: продавец им говорит, чтобы купить игрушку, необходимо составить рассказ о ней. Дети составляют рассказ об игрушках (если ребенок затрудняется, воспитатель помогает). Дома все дети рисуют открытки для Машеньки и дарят ей подарки с открытками.
В игре могут участвовать дети в количестве 10 человек (шофер, контролер, продавец, упаковщица, мама и дети). Игру можно провести в игровой комнате. Перед занятием воспитатель распределяет между детьми роли шофера, кондуктора, упаковщицы и мамы. Роль продавца будет исполнять она. (Для занятия потребуются 7-8 игрушек, целлофановые пакеты.)
Дети садятся полукругом, в центре – витрина с игрушками. Рядом столик, за которым работает упаковщица: у нее пакеты. Продавец спрашивает, есть ли у детей деньги и как, по их мнению, все же можно купить игрушку, не имея денег. Подтверждает их предположения:
- Правильно, надо интересно и подробно рассказать об игрушке, чтобы у меня было основание продать ее вам. Объясняясь с продавцом, назовите игрушку, укажите ее размер, цвет, если она заводная или озвученная, покажите ее в действии.
Магазин открывается. Если покупатель интересно и довольно подробно описал игрушку, продавец передает ее упаковщице. Та вкладывает игрушку в целлофановый пакет и передает покупателю. Покупатель благодарит ее и уступает место следующему.
Продавец обслуживает нового покупателя.
В том случае, если рассказ не отвечает необходимым требованиям, игрушка не продается. Можно предложить ребенку (если он согласен принять это условие) внимательно рассмотреть игрушку, сесть за свободный стол (приготовлен заранее) и подумать, как лучше рассказать про нее (как правило, повторный рассказ бывает значительно совершеннее).
Литература:
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.
- Журнал «Башкы». №2, 2006.
- Журнал «Башкы». №3, 2006.