Самое интересное в идеях - это попробовать их на деле.
Р.Бах
Сегодня перед учителем начальных классов стоит сложная методическая задача - формировать современную личность, т.е. личность способную к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Личность готовую использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций. Комбинаторность в реализации технологии критического мышления в УМК "Школа 2100" становится средством подготовки личности к жизни в обществе.
Управление развитием ученика можно представить в схеме.
Схема1. Управление развитием ученика.
На схеме 1 обозначено, что для развития личности необходимо создать комфортную развивающую среду с атмосферой сотрудничества, содружества, сотворчества, где ценностью будет являться человек, а значит подход в обучении - личностно ориентированный с субъектным взаимодействием. Для реализации идеи мною была выбрана общеобразовательная система "Школа 2100":
- это современная научно обоснованная и проверенная практикой образовательная система, рекомендованная Российской академией образования;
- это развивающее образование для массовой школы;
- это условие для функционально грамотной личности.
Дидактическая система УМК "Школа 2100" строилась на теории деятельности исходя из требований:
- Системного тренинга коммуникативных способностей и видов деятельности во всей полноте.
- Включения в новую систему обучения опыта традиционной школы.
- Синтез идей ведущих педагогов.
Принципы в системе обучения в УМК "Школа 2100":
- Принцип деятельности.
- Принцип непрерывности.
- Принцип целостного представления о мире.
- Принцип минимакса.
- Принцип психологической комфортности.
- Принцип вариативности.
- Принцип творчества.
Отличительные особенности комплекта учебников Образовательной системы "Школа 2100":
- Отвечают концепции вариативного развивающего образования.
- Используются в разных типах школ.
- Построены на общих дидактико-психологических принципах.
- Единое содержание образования.
- Обеспечивают преемственность всех ступеней образования.
- Построены с учётом психологических особенностей.
- Ориентированы на использование современных технологий обучения (Схема 2)
Схема 2. Современные технологии обучения в УМК "Школа 2100"
Одной из самых современных технологий является - технология развития критического мышления. Опытным путём я увидела сочетаемость технологии критического мышления с УМК "Школа 2100", что привело к хорошим результатам (таблица 1)
Таблица 1. Сочетаемость приёмов технологии критического мышления с УМК "Школа 2100"
Личностные функции (по П.Е. Решетникову) | УМК "Школа 2100" | Технология критического мышления (приёмы) | Форма работы | Качества личности, которые надо развить (по Дж.Халперну) | |
принципы | ведущие технологии | ||||
1. Функция изобретательности
(способность к выбору) (Схема3) 2.Функция бытийности (поиск смысла жизни и творчества) (Схема3) 3. Формирующая функция (формирование образа "Я") (Схема 4) 4. Функция ответственности (Схема 4) 5. Функция рефлексии (способность оценивать свои достижения) (Схема 5) |
1.Принцип деятельности. 2.Принцип творчества 3.Принцип непрерывности. 4.Принцип целостного представления о мире. 5.Принцип минимакса. 6.Принцип психологической комфортности. 7.Принцип вариативности. |
1.Проблемный диалог
2.Технология формирования правильной читательской деятельности
3.Технология оценивания образовательных достижений. |
Фишбоун Перекрёстная дискуссия
Инсерт Кластеры Чтение с остановками Бортовой журнал Дневники Таблица "З-Х-У" Таблицы вопросов
Синквейн |
Групповая В парах |
Готовность к планированию Гибкость. Настойчивость
Готовность исправлять ошибки. Осознание Поиск компромиссных решений. |
Комбинаторность УМК "Школа 2100" с технологией критического мышления
Схема 3. Функции бытийности, изобретательности
Схема 4. Функции бытийности, ответственности, формирующая
Схема 5. Функция рефлексии
Как видно из таблицы 1, приёмы технологии критического мышления органично сочетается с образовательными технологиями, используемыми мною на уроках УМК "Школа 2100" в целях формирования современной личности:
Педагогическая технология | Приёмы технологии критического мышления | Новые качества личности учащихся |
1. Информационно-коммуникативные | Кластеры Инсерт |
Повышение мотивации к обучению |
2. Проблемное обучение | Кластеры Фишбоун Чтение с остановками |
Развитие познавательной самостоятельности приобретения ЗУНов |
3. Игровые технологии | Бортовой журнал Кластеры |
Коммуникативные способности, общительность, развитие творческой деятельности |
4. УДЕ | Кластеры Таблица вопросов |
Достижение целостности знаний по предмету |
6. Педагогика сотрудничества | Кластеры Бортовой журнал Таблица "З-У-Х" |
Само- и взаимодеятельность, саморазвитие, коммуникативные способности |
7. Обучение в диалоге | Кластеры Фишбоун Таблица "З-У-Х" |
Формирование коммуникативной и дискуссионной культуры |
8. Уровневая дифференциация | Бортовые журналы Инсерт |
Уверенность в себе, создание ситуации успеха |
9. Портфолио | Дневники | Активизация познавательной деятельности, саморазвитие, развитие творческих, коммуникативных способностей |
10. Видеотехнологии | Кластер Дневник Бортовой журнал Таблица вопросов |
Развитие познавательной активности, формирование интереса к обучению |