Урок по литературному чтению во 2 классе по учебнику О.В.Кубасовой: "Любимые страницы".
Цель урока: познакомить с творчеством В.Драгунского и рассказом "Заколдованная буква".
Задачи:
- образовательная: совершенствование навыков выразительного и осознанного чтения, формирование навыков поискового чтения, активация словарного запаса;
- развивающая: развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев, умение ориентироваться в тексте, развивать интерес к чтению художественной литературы;
- воспитательная: способствовать нравственному воспитанию учащихся, воспитание взаимопонимания и уважения друг с другом.
Оборудование: презентация, карточки со словами, толковый словарь, книга с перепутанными страницами, иллюстрации к произведению "Заколдованная буква".
Ход урока
1.Организационный момент (эмоциональный настрой на урок) | Здравствуйте. Сегодня на уроке много
гостей, а гости - это всегда радость, это
хорошее настроение. - Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. - Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. - Поприветствуем улыбкой гостей, повернитесь к ним. Спасибо. Пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты. |
2. Стадия вызова и постановка цели урока. | - Собираясь к вам на урок, мне попалась книга любимого автора. Когда взяла ее в руки, то увидела, что листы перепутаны. Сегодня на уроке перед нами стоит задача восстановить книгу, узнать интересные факты о жизни автора и прочитать его рассказ. |
3. Изучение нового материала | - Когда мы берем книгу, то первым делом
на что смотрим? (на обложку) Какую информация
несет в себе обложка? (И.Ф. автор). Правильно. Ребята, автор с которым мы будем сегодня знакомиться Виктор Драгунский. Я подготовила выставку его книг. - Не читая его произведения, что можете сказать об авторе? - Кому эти книги адресованы? - Какие произведения пишет, веселые или грустные? - Что вы о нем еще знаете? |
Знакомство с биографией | Я о нем знаю и хочу, чтобы узнали и вы.
Послушайте. Включаю запись с биографией
писателя. - :. - Поднимете руки, кто смотрел фильмы, снятые по его сценариям? |
- Итак, какую же информацию несет
обложка? (ФИ автора) Показываю на книге. - А что еще? (Название произведения.) - Зачем автор указывает название произведения? (Чтобы читатель мог понять, о чем пойдет речь в произведении) Открываю на своей книге. - Прочитайте название нашего произведения. (Заколдованная буква) На доску вышиваются таблички предположениями. - Как вы думаете, о чем будет это произведение? (о букве, заколдованной букве) Ребята, а у нас в жизни нет заколдованных букв. Как вы думаете, где могут встречаться такие буквы? (в сказках) Это произведение рассказ, но здесь есть элементы волшебства. Это произведение включает в себя два жанра: рассказ и сказка. Что такое рассказ (реальные события)? А сказка? (все выдумано) - По иллюстрации можно определить, о чем будет это произведение? - Кто главные герои? (да, дети) - Какого возраста они? (маленькие) - Почему так решили? Подтвердились ли наши предположения, мы узнаем, после знакомства с произведением. |
|
Подготовка к чтению. | Чтобы выразительно и правильно читать:
1. Поработаем язычком, губками, зубками. Разработать ротик нам поможет скороговорка. - Кто знает, что такое скороговорка? (рифмованное предложение, которое говорить надо правильно и быстро) Приготовились: У Сашки в кармашке шишки да шашки. Прочитайте ее про себя. Кто может прочитать вслух быстрее. Теперь проговорим все вместе шепотом. Теперь хором голосом и чуть быстрее. Теперь голосом и чуть быстрее. |
Работа со словами. | При чтении нам встретятся трудные
слова, поучимся их читать? На экране слова,
написанные по слогам, а затем целиком. Причитаем плавно по слогам: ДО-МО-УП-РАВ-ЛЕ-НИ-Е Теперь слитно, целым словом ДОМОУПРАВЛЕНИЕ - Поднимите руку, кто может, объяснить значение этого слова. - В этом слове спряталось два слова, какие это слова? (дом и управление). Верно, ДОМОУПРАВЛЕНИЕ - это организация, которая управляет домами. ПОСТАВИТЬ НА ПОПА' Хором прочитаем. - Где можно узнать значение любого слова? К какому словарю вы обратитесь за помощью? (к толковому словарю) Посмотрим. Маша прочитает значение этого слова. ОБЛОМАЕШЬ ШПИЦ У слова "шпиц" есть два значения. 1. небольшая комнатная собачка с пушистой шерстью. 2. устаревшее слово то же, что и шпиль - острый кончик верхушки. - Какое нам из значений подходит? (2) Причитаем плавно по слогам: ЗА-АК-ТИ-РО-ВАТЬ Теперь слитно, целым словом ЗААКТИРОВАТЬ ЗААКТИРОВАТЬ ЁЛКУ - составить документ, который называется "акт". |
ФИЗМИНУТКА | - Чтобы дальше хорошо работать,
активизируемся. Дружно встали все на раз, Глубоко вздохнем на два Руки к верху мы подняли, И на три все помахали. На четыре - руки шире. Пять - руками повертеть. Шесть - движение обратно. Семь - осанку исправляем Спинки дружно прогибаем Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз Восемь - улыбайся и садись. |
4. Продолжение изучение нового материала | Теперь мы стали активными. - У нас есть возможность послушать рассказ в исполнении самого автора Виктора Драгунского. Ваша задача, внимательно послушать, уловить интонацию героев, услышать трудные слова. Слушаем. Включается запись рассказа. После прослушивания. - Какие ваши впечатления от рассказа? Сверим наши предположения. Обратите внимание на записи. Теперь у нас есть возможность прочитать рассказ Виктора Драгунского (перелистываю книгу), Заколдованная буква (перелистываю на страницу до текста). Вставляю текст с рассказом. |
Осмысление прочитанного | Книга у нас одна, но у вас в учебнике
есть этот рассказ. Откроем учебники на стр:. Читать будем по частям. Первым начнет: до слов: А мы остановилось возле елки. Достаточно. Первая остановка - О чем вы прочитали? - Какие ошибки в речи шофера и дворника вы заметили? (левея, правея, становь) - Почему они так говорили? (в школе плохо учились) Кто исправит ошибки? - чем закончилась эта часть? Продолжим. Вторая остановка Читаем до слов: Только и слышно: "Сыски!" - "Хыхки!" - "Сыски!". Какая большая часть, о чем здесь говориться? - Кто из детей не умеет называть слово "шишка"? Как назвала Алёнка?(Сыски) Как назвал Мишка?( Хыхки) - Чем закончилась эта часть? - Почему они заплакали? Продолжим. Завершающий этап чтения - Почему же никто из них не смог сказать слово правильно? Покажите ваши зубки, хорошо у вас все зубки на месте. - Как правильно надо сказать? |
5. Работа с образными выражениями. | - Как вы думаете, этот рассказ смешной
или нет? (да) Почему вы так решили? И мне было
весело. - А за счет чего? (смешных слов) - Найдите смешные слова: Я немножко поднажал:.(прибавить мощь) Поддавал жару:: (делал ситуацию напряженной) Воспаление мозга :.(болит голова) Полезло на ухо ::.(мимическое выражение лица) Давай реветь:::.(громко спорить) Умру от смеха :. : |
6. Игра на внимание. | Иллюстрации: гуляющие дети, грузовик,
дет.площадка, елка, шишки, снеговик. - Найдите те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назовите "лишние" предметы. - Молодцы! Вы все были очень внимательны, и нашли "лишнее". |
7. Беседа с элементами выборочного чтения. | - Сейчас мы узнаем, кто самым
внимательным. - Что еще не хватает в нашей книге? (иллюстраций) Верно. Ребята моего класса, прочитав этот рассказ, нарисовали вот такие иллюстрации. Найдите отрывки из текста к ним. - В какую часть эту иллюстрацию вставим?... |
8. Итог урока | Понравился урок? Чем? (Было смешно)
почему было смешно? Кто плакал? Можете сделать
вывод? Как нужно вести себя с товарищами? (не
смеяться над другими, не нужно осуждать других и
говорить, что у тебя ничего не получается, когда
сам этого сделать тоже не можешь) или (не
делай другим того, чего себе не желаешь) - А теперь вернёмся к началу урока. Какую цель мы ставили? Выполнили? |
9. Рефлексия. | - Предлагаю вам на листе впечатлений
выразить свое отношение к прочитанному: напишите
любые слова, предложения, которые у вас возникли
в голове или нарисуйте рисунок. - Мне понравилось, как вы работали на уроке. - Наш урок подошел к концу. Я увидела сегодня перед собой не просто учеников, а читателей думающих и умеющих рассуждать. Всем спасибо за урок. Урок окончен. |
10. Домашнее задание. | - Попробуйте прочитать по ролям, чтобы было смешно. Завершите книгу всем классом и поставьте в классную библиотеку. |